Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Деятельность органов БНР в эмиграции




13. Деятельность органов БНР в эмиграции

Послевоенная волна политических беженцев из Беларуси пополнила ряды Рады БНР и активизировало ее работу. Рада стала точкой притяжения для белорусских эмигрантов, не желавших сотрудничать с Белорусским центральной радой, которая была образована в Минске в 1944 году при поддержке немецких оккупантов и которая также развернула свою деятельность в изгнании.

29 декабря 1947 г. в Остэргофене (Германия), на собрании, посвященном 30-й годовщине И Всебелорусского съезда, было официально объявлено о возобновлении деятельности Рады БНР во главе с президентом М. Абрамчыкам. В состав восстановленной Совета вошли 72 члена.

В феврале 1948 Совет специальным манифестом объявила о возобновлении своей деятельности и верности 3 -й Уставной грамоте, в апреле 1948 Микола Абрамчик был избран Президентом Рады БНР. В декабре 1948 утвержден Устав Рады БНР, в котором подчеркивалось, что Совет во главе с ее президентом является « единственным полноправным представительством суверенных прав белорусского народа» и будет оставаться им « до времени свободных выборов в независимой БНР конституционных законодательных органов ». В середине 1950-х г. в составе Рады БНР начислялись 142 члены.

В годы «холодной войны» Рада БНР занималась белорусского просветительской и лоббистской работой на Западе, расширяя информацию о Беларуси как самостоятельную страну и аргументируя необходимость поддержки независимости Беларуси во властных кругах США, Великобритании и других стран. Совет активно взаимодействовала и координировала свою деятельность с организациями, которые представляли в эмиграции другие народы СССР. В частности, Президент Рады БНР Микола Абрамчик в 1950- х - 60-х годах возглавлял международную Лигу за освобождение народов СССР.

При непосредственный участии Рады БНР в 1954 году была создана Белорусский служба Радио «Свобода».

В конце 1980- х г. Рада обратилась к мировому сообществу с призывом помочь Беларуси в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, ее члены занимались сбором помощи пострадавшим районам Беларуси. Главной квартирой Рады БНР являлись Париж ( до 1970 ), Торонто ( до 1983 ), Нью-Йорк.
Послесоветское время


В начале 1990- х г. деятели БНР вступили в контакты с официальными структурами Республики Беларусь, которая обрела независимость в 1991 году. В 1993 году в Минске на официальном уровне состоялось празднование 75-летия провозглашения БНР с участием руководства Республики Беларусь и Рады БНР.

Велась подготовка к передаче Радой своих полномочий в пользу парламента независимой Беларуси, но на том этапе она не могла передать их Верховному Совету 12 созыва, ссылаясь на то, что его формирование произошло при советской власти и потому не могло считаться результатом свободных выборов.

Дальнейшие политические изменения в Беларуси отложили передачу полномочий Рады на неопределенный срок. После того, как власти Беларуси под руководством Александра Лукашенко отменили статус белорусского языка как единственного государственного, изменили государственные символы и начали наступление на демократические свободы, Рада БНР начала выступать с протестами против политики официального Минска.

После 1994 Рада пополнила свои ряды за счет новой волны политических эмигрантов и выступает с резкой критикой в ​ ​ адрес действующей в Беларуси власти. Руководство Рады БНР периодически проводит встречи с представителями правительств западных стран, Председатель Совета регулярно выступает с официальными заявлениями что к актуальной ситуации в Беларуси.

Представители Рады БНР продолжают подчеркивать, что Рада видеть себя в качестве надпартийный структуры и имеет передать свои полномочия демократически сформированной белорусского власти при отсутствии угрозы независимости Беларуси.

 

 

14 Белорусская эмиграция после 1991г.

Беларусь первая из постсоветских государств ( с середины 1990-х гг. ) Обрела политическую эмиграцию. Оппоненты действующей власти, которые не принимают ее отношение к государственности, белорусского языка, культуры, внутренний и внешний курс, выезжают не только в западные страны, но и в Литву. Здесь действует Вильнюсский центр общественных инициатив «Демократия для Беларуси». Среди литовских белорусов приобрела отзыв акция принятия символического гражданства БНР.

Резкое ухудшение социально-экономической и экологической ситуации в республике, а также либерализация жизни в стране и изменение законодательства о выезде за границу существенно увеличили в конце 80-х—начале 90-х гг. отток городского населения за границу. По данным МВД Республики Беларусь, в 1989 г. получили разрешение на выезд в другие страны 14, 7 тыс. человек, в 1990 г. это число увеличилось более чем в два раза и составило 34, 1 тыс. человек, затем последовали уменьшение этого потока и относительная стабилизация.

Структура мотивов внешней трудовой миграции определяется прежде всего тяжелым материальным положением, в котором оказалось в настоящее время большинство населения республики. Основной мотив трудовой миграции для абсолютного большинства опрошенных — заработать деньги и тем самым улучшить свое материальное положение. Отрыв этого мотива от других столь значителен, что дает все основания говорить о резком падении жизненного уровня всех слоев населения.

В начале 90- х годов белорусские власти осуществили ряд важных мероприятий в поддержку национальной диаспоры. В соответствии с принятыми законами и подписанными правительством международными договорами предусматривается защита прав зарубежных соотечественников. При поддержке правительства и парламента в Минске прошли 1 - я встреча белорусов ближнего зарубежья (декабрь 1992), 1-й съезд белорусов мира (июль 1993), в 1990 г. было создано Объединение белорусов мира «Бацьковщина». В 1993 г. на государственном уровне принята программа " Белорусы в мире», завершенная в 1997 году

 

Во многом эти шаги были связаны с необходимостью поддержки белорусского диаспоры в республиках бывшего СССР, с распадом Союза превратилась из внутрисоюзной миграции в классическую эмиграцию. Более 2 млн. белорусов оказались в государствах ближнего зарубежья. После распада СССР проявилась тенденция возвращения соотечественников в Беларусь, которая, однако, вскоре ослабла. В 1992-1994 гг. в Беларусь приехала из новых независимых государств 281 тыс. чел. , в том числе 150 тыс. белорусов (35).

После прихода к власти президента А. Лукашенко и отката от завоеваний национального возрождения начала 90-х годов отношения между официальными властями и национально ориентированными центрами белорусского диаспоры ближнего и особенно дальнего зарубежья ухудшились. Большинство зарубежных соотечественников негативно восприняла результаты референдумов 1995-1996 гг. , Расценив их как наступление на белорусский язык и национальную историческую символику, установление авторитарного режима и угрозу белорусского государственности.

Решению проблем диаспоры содействовало создание Государственной миграционной службы (1992) и затем принятие Государственной миграционной программы (1998), Закона о въезде и выезде (1993), а также Государственной программы " Белорусы в мире". Принимая эту программу, предложенную АН Беларуси и согласованную с Министерством иностранных дел, Министерством культуры, Министерством образования, Министерством юстиции, Госкомитетом по внешним экономическим связям и др., правительство исходило из необходимости " консолидации нации через осмысление целостности белорусского народа в мире"

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...