15. Взаимодействие государственных структур Беларуси с зарубежными соотечественниками (1918-1991)
В эти десятилетия продолжалась сознательное замалчивание, искажение, фальсификация как истории, так и современности белорусского эмиграции, фактически отсутствовало научное осмысление судьбы сотен тысяч ( а затем более 2 млн. ) мигрантов из БССР в этнических регионы СССР. О них вообще рассуждали только в контексте " сближения наций" , формирования новой исторической общности " советский народ " , в жизни которого настоящие, не бутафорские проявления национального НЕ предусматривались и жестко осуждались официальной идеологией, партийно-советским руководством. Как средство пропаганды советского образа жизни среди эмигрантов с 1955 г. использовалась газета " За возвращение на Родину". С января 1960 она стала органом Белорусского общества по связям с соотечественниками за рубежом под названием " Голос Родины " . Газета была во времена БССР единственным разрешенным и контролируемым властью каналом связи общественности с " прогрессивными " эмигрантами. На своих страницах пропагандировала " социалистические " идеалы, советский образ жизни, " клеймила белорусских буржуазных националистов " за границей за то, что с изменили идеалам независимости Беларуси, с отреклись родного языка и истории, традиций. С 1980 -х годов медленно начались изменения в отражении эмигрантского жизни сородичей (без разделения их на " прогрессивных " и " буржуазных националистов " ), подлинной истории Беларуси. В конце 1980-х годов проявились определенные признаки перемен в общественно- политической обстановке БССР, либерализации тоталитарной системы, хотя были они слабее, чем в некоторых других республиках -соседях. На уровне государственном и общественном медленно менялись отношения к иностранным сородичей. Документы и материалы показали, что цели, способы, методы партийно- советской власти, соответствующих органов, которые предпринимались, чтобы подчинить белорусский иностранный движение советскому влиянию, ослабить роль политической эмиграции путем ее раскола, привлечения к сотрудничеству отдельных групп и лидеров, разложения и раздробленную, изоляции политического течения от коренного населения, которое на своих этнических землях оказалось за пределами СССР.
16. Взаимодействие государственных структур Беларуси с зарубежными соотечественниками. В Беларуси в силу действовавших в советское время идеологических установок проводилась политика непризнания белорусской диаспоры. Распад Советского Союза обусловил ее пополнение за счет белорусов, оказавшихся жителями новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Положительные изменения на государственном уровне в отношении зарубежных соотечественников произошли после обретения независимости. Правительство поддержало инициативы действовавшего с 1990 г. Объединения белорусов мира " Бацькаўшчына" — Первое собрание белорусов близкого зарубежья (1992), на котором впервые шла речь о государственной программе установления контактов с белорусской диаспорой, а также Первый съезд белорусов мира (1993), организованный общественными силами с участием государственных структур14. Связям с зарубежными соотечественниками уделяют внимание также Национальный научно-просветительский центр им. Ф. Скорины, Общество белорусского языка и др. Практически во всех странах своего проживания белорусы создали культурно-просветительские общества. Например, в Латвии, где белорусская диаспора весьма многочисленна, действует три общества белорусской культуры, белорусская школа, существование которой зависит в определенной степени и от поддержки ее белорусским государством. По двустороннему соглашению между Министерством образования Беларуси и Министерством образования Латвии белорусы Латвии имеют право на получение образования на родном языке в Республике Беларусь. Сдерживающим фактором является то, что вузы страны не перешли на белорусский язык обучения. Разумеется, идентифицировать ли себя этническим белорусом или предпочесть полную ассимиляцию — это вопрос индивидуального выбора. Соглашение о сотрудничестве в области образования между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Литовской Республики было подписано в 1997 г. Еще раньше (в 1992 г. ) заключается соглашение с Республикой Польша о сотрудничестве на ниве образования.
Решению проблем диаспоры содействовало создание Государственной миграционной службы (1992) и затем принятие Государственной миграционной программы (1998), Закона о въезде и выезде (1993), а также Государственной программы " Белорусы в мире". Принимая эту программу, предложенную АН Беларуси и согласованную с Министерством иностранных дел, Министерством культуры, Министерством образования, Министерством юстиции, Госкомитетом по внешним экономическим связям и др., правительство исходило из необходимости " консолидации нации через осмысление целостности белорусского народа в мире", укрепления духовных связей с зарубежными соотечественниками17. Тогда же было принято решение о создании при Совете Министров Координационного совета по делам белорусской диаспоры, а облисполкомам и Минскому горисполкому было предложено разработать региональные программы сотрудничества с белорусским зарубежьем18. Принятие программы продемонстрировало готовность государства в начале 90-х гг. в рамках международно-правовых норм и процедур защищать права и интересы своих соотечественников, стремление упрочить социокультурные контакты с ними. Необходимость опоры на базовые нормы, зафиксированные в основополагающих международных документах, отмечается в разделе " Социальная и правовая защита белорусов зарубежья".
Развитие связей Республики Беларусь с белорусской диаспорой представляется в Программе прежде всего как содействие обеспечению национально-культурных потребностей зарубежных соотечественников. В этом плане предусматривается ряд мер с упором на потребности, связанные с сохранением родного языка и национальных традиций: обеспечение белорусских школ учебниками и другой литературой; предоставление возможности молодым соотечественникам получать высшее и среднее специальное образование в вузах и средних специальных заведениях Беларуси; организация лекций высококвалифицированных преподавателей вузов и ученых для белорусской диаспоры (на основе прямых связей между учебными и научными учреждениями Беларуси и их зарубежными партнерами); организация совместно с представителями белорусской диаспоры научно-практических семинаров, курсов для преподавателей белорусского языка, литературы и истории из зарубежья, оказание помощи белорусским обществам; регулярное проведение встреч деятелей науки и культуры Республики Беларусь с представителями белорусской диаспоры, в том числе съезды белорусов, Дни Республики Беларусь, научные конференции; предоставление возможности получения зарубежными соотечественниками белорусских книг и периодических изданий; обеспечение поддержки периодических изданий белорусских обществ за рубежом и т. д. Вместе с тем предусматривается популяризация в Беларуси культурно-художественного наследия зарубежных соотечественников. В то же время предполагается использовать контакты с соотечественниками как канал развития и укрепления экономических и научных отношений: разработку и реализацию на взаимовыгодных условиях экономических программ; содействие осуществлению инвестиций в экономику Беларуси со стороны соотечественников-предпринимателей; совместные научно-технические исследования; подготовку и переподготовку на контрактной основе экономистов и менеджеров из Беларуси в зарубежных странах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|