Понимание деятельности экономического субъекта
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. Договор в аудиторской деятельности В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и т.д. Договор на проведение аудиторской проверки — это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Перед подписанием договора аудитору необходимо не только уяснить желание клиента, но и по возможности постараться помочь ему правильно сформулировать свой заказ. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от качества заключенного договора на проведение аудита. Оценка стоимости аудиторских услуг Важным моментом при заключении договора на аудиторскую проверку является оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы не занизить и не завысить стоимость услуг, так как и то, и другое зачастую оказывает негативное воздействие на экономического субъекта, особенно если он впервые обращается в данную аудиторскую фирму.
Ответ № 28. Этапы аудиторской проверки: 1. Подготовительные работы по проведению аудиторской проверки; 2. Оценка системы бухучёта и внутреннего контроля; 3. Планирование аудита; 4. Организация и непосредственное проведение проверки; 5. Составление аудиторского заключения (отчёта). Ответ № 13. Аудиторская проверка начинается с обращения заказчика по поводу проведения аудиторской проверки к аудитору. Отношения между аудитором и заказчиком строятся на основе договора, но прежде он должен иметь представление о характере деятельности заказчика, для чего делается преддоговорное обследование. Аудитор выезжает к заказчику для беседы и общего ознакомления с документацией. Ознакомление со сторонами финансово – хозяйственной деятельности, путем изучения учредительных документов, объекта проверки дает возможность установить объем, характер и виды деятельности предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. В зависимости от объема и сложности работы определяется стоимость аудита. Заключенный договор – удостоверяет факт договоренности между заказчиком и аудитором о проведении аудиторской проверки. (Изучить бланк договора). Далее следует непосредственное проведение аудита: § изучаются учредительные документы, устав предприятия, характер и содержание его уставной деятельности; § затем анализируются за весь отчетный период записи в Главной книге, они же выборочно сопоставляются, сравниваются с записями в учетных регистрах на основании, которых сделаны записи; § проверяется первичная документация, учетные регистры в ходе проверки устанавливается: полнота учета, точность записей, верность стоимостных оценок, достоверность, соблюдение границ учетного периода, соблюдение прав и обязательств и др.;
§ основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей себестоимости т.р.у. и прибыли; § сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Выборочной: документы по учету ТМЦ и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда; § для окончательных выводов о достоверности или недостоверности показателей финансовой отчетности анализируются выявленные отклонения в учете, искажения и т.д.; После всего выше перечисленного на основании собранной информации составляется аудиторское заключение.
Ответ на вопрос № 16. Основной целью аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности является установление её достоверности во всех существенных отношениях. Слово «риск» - это мера опасности потерять что-либо. Предпринимательский риск, в свою очередь, можно подразделить на риск заказчика аудиторских услуг и риск аудитора. Под риском заказчика понимается вероятность оказания влияния не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансового положения, тогда как аудитор подтвердил его устойчивость. Риск аудитора – это вероятность того, что существует вероятность конфликта между аудитором и клиентом независимо от результатов проведённого аудита и представленного аудиторского заключения. Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что он может потерять неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Под аудиторским риском понимают вероятность того, что аудитор сделает ошибочное заключение о достоверности финансовой отчётности. Внутрихозяйственный риск – вероятность того, что данные балансового счёта или отдельные хоз.операции не соответствуют действительности, т.к. содержат недостоверную информацию. Риск средств контроля – вероятность того, что недостоверная информация не выявлена или своевременно не предупреждена системой внутреннего контроля. Риск необнаружения – вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
Ответственность аудитора: составление заведомо ложного аудиторского заключения влечёт за собой ответственность, установленную настоящим законом и иным законодательством. Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее её результатам. Заведомо ложное аудиторское заключение признаётся таковым только по решению суда. С целью выявления и недопущения различных нарушений уполномоченными работниками управления аудита Министерства финансов РБ проводятся проверки соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами в соответствии с графиком проведения проверок, утверждённым заместителем министра финансов. Ответ на вопрос № 14. Этика – это система норм нравственного поведения человека, какого – либо класса, общественной или профессиональной группы людей. Предусмотрены этические нормы, обязательные для аудитора. Аудитор должен руководствоваться в своей деятельности профессиональными обязанностями и правилами поведения. Аудитор должен руководствоваться принятыми в практике следующими основными принципами профессиональной этики аудиторов (Кодекс этики аудиторов РБ): 1. Работать в соответствии с законодательными нормами и условиями заключенного договора. 2. Повышать свою квалификацию (профессионализм, знания, компетентность и т.д.) 3. Содействовать укреплению собственности клиента. Т.е. аудитор не ревизор. Аудитор – это помощник хозяйственника. Указывая руководителю предприятия на выявленные недостатки, аудитор может посоветовать ему как эти недостатки исправить и как приумножить свою собственность. 4. Профессиональная тайна является важным моментом в аудиторской работе. Аудитор должен знать: кому и что он может сообщать из полученных в ходе проверки данных. 5. Иметь собственный доступ ко всей информации, касающейся финансово – хозяйственной деятельности.
6. Отказывать клиенту в оказании профессиональных услуг в случае выявления в ходе аудирования серьёзных нарушений финансово – хозяйственной деятельности. 7. Сдать все документы, связанные с аудиторской проверкой клиенту, т.е. не оставляя ни копий, ни черновых и рабочих записей. 8. Аудитор не может разрывать трудовой договор с фирмой в момент аудировани какого – либо объекта. 9. Аудитор не может заниматься саморекламой. 10. Независимость – главный принцип работы аудитора. Он не должен иметь никаких финансовых отношений с клиентом. Ничто не должно влиять на выводы аудитора. Мнение аудитора по финансовым вопросам не должно зависеть от гонорара, который выплачивает ему клиент. 11. Объективность, честность, справедливость. Каждый аудитор в своей профессиональной деятельности должен стремиться к объективности. Объективность и честность должна основываться на внимательном изучении результатов хозяйственно- финансовой деятельности проверяемого предприятия, использовании достоверных данных. 12. Налоговые отношения. Аудитор обязан соблюдать законодательство о налогообложении (не должен занижать налогооблагаемую базу как свою так и заказчика). 13. Отношение между аудиторами должны строиться доброжелательно, соблюдать корректность, тактичность. 14. Оплата за услуги – от объёма и срока выполнения работы. Аудитор не должен заключать договор, если оплата ставится в зависимости от достижения определённого результата. 15. Разрешение конфликтов – обратиться в Министерство финансов. Если невозможно разрешить, то в судебном порядке.
Ответ на вопрос № 39. Права аудиторских организаций и аудиторов: · Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; · Проверять у аудируемого лица все бух.регистры, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности; · Получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хоз.деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг; · Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг; · Отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бух.отчётности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита и осуществлять иные права, не противоречащие законадательству.
Обязанности аудитора: · Выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности; · Вести учёт заключённых договоров оказания аудиторских услуг; · Качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги; · Обеспечивать сохранность полученных документов; · Сообщать учредителям аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки физ.лицу, юрид.лицу и (или) государству; · Передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг; · Исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности. Ответственность аудитора: составление заведомо ложного аудиторского заключения влечёт за собой ответственность, установленную настоящим законом и иным законодательством. Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее её результатам. Заведомо ложное аудиторское заключение признаётся таковым только по решению суда. Заказчик имеет право: · Получать от аудитора информацию об актах законодательства, на которых основываются их замечания и выводы; · Отказываться от услуг, оказываемых аудитором, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств; · Сообщать о допущенных аудитором нарушениях законодательства об аудиторской деятельности и (или) условий договора оказания аудиторских услуг в Минфин РБ, Нацбанк РБ, и др. · Осуществлять другие права, не противоречащие законодательству. Обязанности заказчика: · Создавать аудитору условия для своевременного и качественного проведения аудита, предоставлять ему все необходимые документы; · Давать по запросам аудитора разъяснения в устной и (или) письменной форме; · Своевременно устранять выявленные аудитором нарушения законодательства, порядка ведения бух.учёта и (или) составления бух.отчётности; · Своевременно оплачивать услуги аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг. · Исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности. Ответственность заказчика: Выполнение требований аудитора, вытекающих из условий договора оказания аудиторских услуг, является обязательным для заказчика. Заказчику запрещается вмешиваться в действия аудитора по вопросам, касающимся методологии проведения аудита. Заказчик несёт ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, представленных аудиторской организации, аудитору на проверку. Аудиторская проверка не освобождает аудируемое лицо от ответственности, несоответствие представляемой бух.отчётности требованиям законодательства.
Ответ № 4. Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора — индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В случаях, установленных законодательством, аудиторское заключение составляется и по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. Правила составления аудиторского заключения устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (постановление Минфина от 28 мая 2001 г. № 59). Общие требования: § Заключение должно иметь название и адресоваться заказчику аудита. § В нем должны быть указаны реквизиты предприятия, в котором проводился аудит: наименование; местонахождение (юр. адрес); сведение о госрегистрации. § Реквизиты аудитора; § Вводная часть должна содержать: o перечень проверенной бухгалтерской отчетности с указанием отчетного периода; o заявление о том, что ответственность за ведение бухучета несет предприятие, а обязанность аудитора – выражение аудиторского мнения. § Итоговая часть - это аудиторское мнение. § Дата его подписания и подписи руководителей организации и лицом возглавляющем проверку. Аудиторское заключение может содержать: 1. безусловно положительное аудиторское мнение; 2. условно положительное аудиторское мнение; 3. отрицательное аудиторское мнение; 4. отказ от выражения аудиторского мнения.
Ответ № 18. Основными источниками информации при ревизии учредительных документов являются: учредительные документы предприятия; протоколы собрания акционеров, учредителей; первичные документы, отражающие взносы учредителей в уставный капитал; документы по начислению дивидендов и доходов акционерам; данные аналитического учёта по счёту 75. При проверке учредительных документов аудитор должен изучить уч-ные документы предприятия, обращая внимания на размер и порядок формирования его уставного капитала. Если уч-ные документы предусматривают денежный вклад участников в УФ, то аудитор должен проверить: в каком размере и в каких денежных единицах каждый участник осуществляет свой вклад. При пересчёте валютных вкладов иностранных инвесторов в денежной единицы РБ используются курсы валют, установленные Нацбанком РБ на день подписания договора о создании предприятия с иностранными инвестициями. Так же аудитор должен помнить и проверить правильность взносов в УФ в неденежной форме. Все неденежные вклады должны оцениваться экспертным путём. Результаты экспертизы должны быть оформлены актом.
Ответ № 40. Проверка уставного капитала. 1. Проверка юридического статуса хозяйствующего субъекта: - наличие свидетельства о гос.регистрации; - изучается и проверяется устав предприятия; - изучается и проверяется состав учредителей и источников их взносов в уставный капитал; - проверяется перечь хоз.оперций, предусмотренных в уставе предприятия; - выявляются высоко рискованные финансовые операции, позволяющие уклониться от налогообложения; - проверяются представительства за рубежом. 2. Проверка формирования уставного капитала: - взносы учредителей и их отражение на счетах бухгалтерского учёта и первичных документах; - обоснованность, целесообразность и законность регистрации НМА; - соблюдение составной величины уставного капитала, установленному учредительными документами; - правильность и законность внесения в уставный капитал местных угодий, ценных бумаг, МБП, ноу-хау и других активов. Обобщаются выявленные отклонения в учёте уставного капитала по сравнению с действующим законодательством и обосновываются предложения по их устранению. Ответ № 19. Основными источниками информации при ревизии расчётов с учредителями являются: учредительные документы предприятия; протоколы собрания акционеров, учредителей; первичные документы, отражающие взносы учредителей в уставный капитал; документы по начислению дивидендов и доходов акционерам; данные аналитического учёта по счёту 75. Аудитор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта заявленного УФ, для чего аудитор сопоставляет аналитические данные по счёту 75 с данными счёта 80 и учредительными документами. При установлении отклонений аудитор устанавливает причину, определяет виновных в этом лиц и сумму причинённого предприятию ущерба. Аудитор проверяет также своевременность взносов в УФ, так же должен убедиться в фактическом поступлении ценностей, переданных в УФ. Для этого он сопоставляет сведения о результатах инвентаризаций данного имущества с информацией, отражённой на счетах 75 и 80. Аудитор изучает также правильность и своевременность расчётов с учредителями по доходам. Для этого проверяется правильность произведённого начисления и выплаты доходов. Анализируется своевременность расчётов с учредителями. Аудитору также необходимо проверить, как произведено начисления и удержания сумм налога на доходы от участия в предприятии. Проверяется своевременность уплаты данного налога, который должен уплачиваться в момент начисления дохода, независимо от фактического времени его получения.
Ответ № 20. Основной задачей проверки кассы и кассовых операций является проверка: 1. Правильность оформления кассовых документов и их достоверности. 2. Обеспечение сохранности наличных денег, находящихся в кассе. 3. Полноты и своевременности оприходования денег, выдачи их в подотчёт, соблюдение лимита денег в кассе, правильности и своевременности отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учёта и т.д. При проведении проверки проверяются следующие документы: отчёты кассира с приложенными ПКО и РКО; журнал регистрации ПКО и РКО; кассовая книга; корешки чеков; выписки банков; Ж/о № 1,2 или при обработке учётной информации на компьютере соответствующих машинограмм по этим журналам – ордерам и др.документов. Ревизия кассовых операций осуществляется сплошным способом. Ревизия кассовых операций основывается на проверке соблюдения Инструкции ведения кассовых операций и расчётов наличными денежными средствами в РБ от 17.01.08 № 4 (с доп. и изм.) Ревизию кассовых операций следует начинать с проверки остатка по счёту 50 «Касса» на начало ревизуемого периода путём сверки записей в кассовой книге, кассовом отчёте, в Ж/О № 1, главной книге, балансе предприятия. Если установлено несоответствие – выяснять причины. Далее проверяется правильность оформления кассовых документов. Следует проверить не превышают ли остатки наличных денег в кассе установленного лимита (сверяется остаток в кассовом отчёте на конец дня с установленным обслуживающим банком лимитом). Вся денежная наличность на конец дня сверх лимита должна сдаваться в банк (за исключением ЗП). Также нужно проверить использование полученных из банка наличных денежных средств по целевому назначению. Это проверяется путём сопоставления документов о получении денег из банка (где указывается целевое назначение) с фактическим их использованием. Проверяется своевременность и полнота внесения в банк неиспользованных денежных средств. Это проверяется путём сопоставления даты и суммы зачисления денежных средств на соответствующие счета по выписке банка с датой и суммой оприходования денег в кассу (при выплате з/п – с датой окончания выплаты денег). Следует проверить полноту и своевременность оприходования денег в кассу полученных из банка. Контроль осуществляется путём взаимной сверки банковских выписок, корешков чековых книжек, ПКО и записей в кассовой книге. При контроле правильности выплаты денег по платёжным ведомостям следует выборочным способом установить: все ли внесенные в расчётно-платёжную ведомость лица фактически работали на предприятии, нет ли подставных, на которых выписывалась ЗП с целью присвоения денег. Для этого изучаются приказы о приёме на работу, первичные документы о начислении ЗП. Также необходимо проверить итоги в платёжных ведомостях, достоверность подписей лиц, получивших деньги. Особое внимание следует обратить на обоснованность списания расхода наличных денег на издержки производства и другие счета без последующего представления отчётов и подтверждающих документов об использовании денег. Проконтролировать правильность составления корреспонденции счетов. При выявлении у одного предприятия нескольких нарушений сумма штрафа начисляется и взыскивается за каждое нарушение отдельно. Штрафные санкции налагаются контролирующими органами РБ в порядке установленном законодательством РБ.
Ответ № 21. Основными задачами ревизии банковских операций является проверка: · достоверности, законности и целесообразности операций, проведенных по счетам в банке подтверждение банковских операций документами, приложенными к выпискам банка, и правильности сделанных по ним бухгалтерских записей; · правильности оформления документов и целесообразности перечислений по ним, наличия на копиях платежных документов штампов банка; · правильности и своевременности предъявления претензий банкам о допущенных ошибках и отражения их в учете; · правильности отражения операций на специальных счетах в банках и прочих денежных средств; Основные источники контроля операций по счетам банка: выписка банка из лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы (копии платежных поручений, платежных требований, заявлений, на выставление аккредитивов и др. первичные документы);записи по счетам 51, 52, 55, 66, 67;журналы- ордера № 2, 2\1; Главная книга и др. документы, связанные с отражением хозяйственных операцийпо движению денежных средств. Ревизия банковских операций производится путем сплошной проверки банковских документов с одновременной проверкой правильности отнесения сумм на счетах бухгалтерского учета. Приступая к ревизии по счетам в банке необходимо установить, какие счета открыты данному предприятию, сверить остатки денежных средств, указанных в выписках банка по соответствующим счетам (51,52,55) с остатками, которые значатся по бухгалтерскому учету по счетам Главной книги и учетных регистров (журналов-ордеров, машинограмм на дату проверки). Затем важно проверить сохранность и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов(ПТ, ПП, ПТП.) путем изучения последовательности записей в выписках, сопоставления исходящего сальдо с входящим сальдо следующего дня. При наличии расхождений надо выяснить их причины. При проведении проверки устанавливаются законность и целесообразность проведенных операций по расчетному счету на основании выписок банка. Каждая операция в выписке банка должна быть подтверждена первичным документом (ПП, ПТ, ПТП), погашенным штампом банка и подписью операциониста банка с указанием даты. При установлении отсутствия выписок, а также неоговоренных исправлений и подчисток в них следует обратиться в банк и получить дубликат. Здесь же можно провести встречную проверку. Дубликаты сличить с первичными документами и бухгалтерскими записями в учетных регистрах. Следует проверить списание денежных средств по расчетному счету на затраты производства за разные работы и услуги (ремонтные, транспортные, почтово-телеграфные и др.), отнесение их на расходы будущих периодов, резервов и др. Необходимой является также проверка обоснованности и правильности перечисления денежных средств с расчетного счета за ТМЦ, работы и услуги. Следует установить оприходованы они в бухгалтерском учете и приняты ли по актам работы. Для этого сверяют суммы, указанные в платежных документах с выписками банка, записи по Сч. № 10, 15, 60. Проверяют также по приходным документам полноту и правильность оприходования ТМЦ. Операции, отраженные по расчетному счету, проверяются встречно с журналами – ордерами (машинограммами), ведомостями и документами соответствующего счета расчетов. Источники контроля операций на валютном счете те же, что и по р/с. При наличии валютных счетов следует проверить: законность открытия валютных счетов; правильность отражения операций, связанных с иностранной валютой на счетах бухгалтерского учета; правильность пересчета иностранной валюты в рубли при изменении ее курса; правильность отражения в учете операций, связанных с продажей и покупкой иностранной валюты и др. Анализируются записи по сч.№52 в Ж/О №2/1 и проверка проводится аналогично, как и проверка в рублях по р/с. Ревизору следует проверить, правильно ли отражаются записи на счетах бухгалтерского учета, связанные с продажей иностранной валюты. Юридические лица обязаны продавать на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» 30% средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях в течении 5-ти рабочих дней с даты поступления этих средств на их счета. При проверке операций на специальных счетах анализируются записи по счету №55 «Специальные счета в банках» в журнале - ордере №3. Следует установить, правильно ли произведены записи на счетах бухгалтерского учета по аккредитивам, своевременно ли возвращаются неиспользованные средства по аккредитивам на расчетный счет. Проверка операций по аккредитивам производится путем сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными выписок банка и приложенными документами. Ответ № 23. Проверка осуществляется по данным счёта 60. Такую проверку могут проводить специалисты органов гос.контроля, ведомственного контроля и аудиторы. Приступая к проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен в первую очередь сверить сальдо счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» журнала-ордера № 6 данными того же счёта в Главной книге, а при наличии расхождений – установить их причины. Далее следует ознакомиться с ведением журнала-ордера № 6 и установить, правильно ли он ведётся. После проверки указанных вопросов надо изучить документальную обоснованность произведённых операции, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Например, полученные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги должны быть документально надлежащим образом оформлены счетами-фактурами, платёжными требованиями, актами или справками приёмки выполненных строительно-монтажных работ и т.д.; операции по оплате счетов платёжными требованиями должен соответствовать выпискам банка или др.денежным документами. При проверки расчётов с поставщиками необходимо убедиться в своевременности, полноте и правильности оприходования полученных от поставщиков ценностей, соблюдении действующих цен и тарифов. Изучая записи в ж/о №6, следует обратить внимание на дебетуемые счета в корреспонденции с кредитом счёта 60. При проверках имеют место случаи, когда транспортные расходы, различные наценки относят не на стоимость материалов, а на затраты производства. Ответ № 24. Проверка осуществляется по данным счёта 62. Такую проверку могут проводить специалисты органов гос.контроля, ведомственного контроля и аудиторы. Приступая к проверке расчетов с заказчиками, следует в первую очередь установить реальность числящейся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и в ведомости № 5 задолженности заказчиков за выполненные работы. При этом аудитор должен учитывать, что на этом счете учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. При наличии просроченной задолженности заказчиков надо установить ее причины. При проверке расчетов с покупателями и заказчиками устанавливают, заключены ли Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов. По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам. При расчетах с покупателями аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены. В заключении контроля с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.
Ответ № 25. Одной из важнейших задач контроля является проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств. Претензия предъявляется после того, как предприятие узнало о нарушении своих имущественных прав и законных интересов другим предприятием. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции (товаров), ненадлежащего ее качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), предъявляются в течение месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, в течение двух месяцев. В каждой претензии необходимо проверить ее обоснованность, своевременность и правильность оформления документации. Несоблюдение сроков предъявления претензий часто используется для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензии, числящиеся суммы списываются на издержки производства или другие счета. Поэтому очень важно изучить причины отказа поставщиков или транспортных организаций в удовлетворении претензий, протоколы рассмотрения претензионных дел в хозяйственном суде. В случае предъявления претензий транспортным организациям за недостачу груза в пути, следует проверить наличие коммерческих актов и правильность их оформления. В процессе контроля выясняют обоснованность претензий, предъявленных ревизуемому предприятию поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также устанавливают виновных лиц и сумму ущерба, причиненного предприятию путем погашения необоснованных претензий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|