Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами




Проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами про­изводится по отдельным субсчетам к счету 76 "Расчеты с разными де­биторами и кредиторами". При проверке расчетов по исполнитель­ным документам устанавливаются правильность удержаний из опла­ты труда рабочих и служащих сумм по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечис­ления удержанных сумм получателям.

Особое внимание следует уделить проверке расчетов с депонентами, установить причины и реальность возникновения задолженности, законность ее списания. Депонирование оплаты труда может производиться либо по причине болезни работника, либо когда лицо находится в командировке. Необхо­димо сверить депонированные суммы с расчетно-платежными ведомостями за соответствующий период, сличить подписи депонентов в различных документах (расходных кассовых ордерах, платежных ве­домостях, заявлениях и др.), в случае необходимости, пригласить от-, дельных депонентов для подтверждения получения ими соответ­ствующих сумм. Следует также убедиться в обоснованности фактов, послужив­ших основанием для перечисления депонированных сумм в банки на лицевые счета отдельных депонентов или перечисления почтовым переводом. В случае необходимости проверяется подлинность доку­ментов, послуживших основанием для начисления оплаты труда или зачисления на работу отдельных лиц.

Контроль расчетов за товары, проданные в кредит, проводится с использованием методических приемов документального контроля и реализующих эти приемы контрольно-ревизионных процедур. Проверяя организацию расчетов с покупате­лями за товары, проданные в кредит, необходимо изучить организа­цию расчетных отношений между предприятиями торговли и пред­приятиями, работники которых приобретают товары в кредит, нали­чие договоров, сроки представления поручений-обязательств поку­пателей, порядок погашения кредита и т.д.

Состояние расчетов за товары, проданные в кредит, изучается по данным учета по субсчету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами", субсчету 6 "Расчеты за товары, проданные в кредит". Про­веряются, прежде всего, расчеты с покупателями, которые имеют просроченную задолженность. Определяются причины образования просроченной задолженности. Основной из них является нарушение правил предоставления кредита: выдача справок временным и сезон­ным работникам; выдача работнику нескольких справок одновре­менно на приобретение товаров в кредит и т.д.

В процессе проверки расчетов за товары, проданные в кредит, вы­являются случаи неправильного взимания с покупателя платы за пользование кредитом, начисления пени за несвоевременное погаше­ние кредита, отражения этих операций на счетах бухгалтерского уче­та и отчетности. Проверкой расчетов по индивидуальному жилищному строительс­тву устанавливают характер, законность и дату возникновения задол­женности за каждым индивидуальным застройщиком, соблюдение сроков ее погашения и меры, предпринимаемые предприятием по взыс­канию просроченной задолженности. В случае выдачи займов на инди­видуальное жилищное строительство выявляют обоснованность и раз­мер их выдачи, сроки возврата и фактическое погашение полученных сумм. Используя прием встречной сверки записей, произведенных по субсчет}' 73/1 "Расчеты по предоставленным займам" и счетам 50 "Кас­са", 51 "Расчетный счет", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" оп­ределяют своевременность и полноту отражения поступивших от ин­дивидуальных застройщиков взносов в погашение их задолженности. Тщательной проверке подлежит каждый случай списания задолжен­ности с лицевых счетов отдельных ссудополучателей в целях установ­ления законности и реальности этих операций.

 

 

Ответ № 59.

Проверка операций по расчётам с подотчётными лицами, как правило, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты, Министерства по налогам и сборам, обслуживающим банком, аудиторами и специалистами ведомственного контроля. Проверка осуществляется по данным счёта 71 «Расчёты с подотчётными лицами».

Задачи ревизии:

· Как соблюдается порядок выдачи наличных денег;

· Правильность возмещения за служебные командировки;

· Целесообразность и законность расходования подотчётных сумм.

Источниками ревизии являются первичные документы, приказы по организации (проверяются числа, суммы), авансовые суммы с приложенными отчётными документами, отчёты кассира, главная книга, данные аналитических и синтетических счетов 71.

Необходимо проверить поступление и оприходование материальных ценностей на склад приобретённых во время командировки.

Особое внимание уделяется проверке «командировок». Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время в командировке определяется по отметкам прибытия и выбытия, при этом они обязательно сопоставляются с датами билетов, с путевыми листами и табелями рабочего времени. Соблюдение срока нахождения в командировке - определяется приказом организации. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных, расходов по найму жилья и на проезд, (рассказать о размерах и порядке оплаты).

В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течении трех дней по возвращении из командировки, составляя авансовый отчет, который утверждается руководителям организации.

Далее проверяется правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в регистрах учета.

Ответ № 60.

Проверку операций по кредитам и займам могут проводить правоохранительные органы, специалисты органов государственного и ведомственного контроля, обслуживающего банка и аудиторы. Проверка осуществляется по данным счетов бух.учёта 66 «расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам». Цель – установление законности и обоснованности получения, использования и возврата кредитных ресурсов.

Проверку комплекса данных вопросов целесообразно начать со знакомства с кредитной политикой организации. Дальнейшая последовательность проверки операций по кредитам и займам:

1.анализ инвентаризации остатков по полученным кредитам и займам.

2.анализ договоров на кредитование и получение займов с целью установления соблюдения требований законодательства по форме и содержанию.

3.проверка отражения в бух.учёте операций по полученным кредитам и займам.

4.проверка соблюдения сроков, достоверности и полноты начисления и уплаты процентов по кредитам и займам.

5.проверка соблюдения сроков возврата кредитов и займов.

6.проверка целевого характера использования кредитов и займов.

7.проверка правильности и обоснованности включения расходов, связанных с обслуживанием кредитов и займов, по источникам их покрытия.

8.соответствие данных аналитического учёта данным синтетического и бухгалтерской отчётности.

Анализ инвентаризации остатков по полученным кредитам и займам позволяет определить реальность и вид задолженности по данному виду обязательств. Одновременно анализируются договоры на кредитование и получение займов с целью установления соблюдения требований законодательства по форме и содержанию, в т.ч. на наличие существенных условий договора, а также на соблюдение основополагающих принципов кредитования. После этого осуществляется проверка правильности и обоснованности включения расходов, связанных с обслуживанием кредитов и займов, по источникам их покрытия и отражения на соответствующих счетах учёта. Далее выявляются возможные факты выманивания кредита – представление кредитополучателем недостоверного баланса или других бухгалтерских отчётов.

Ответ № 57.

Законодательством РБ предусмотрены широкие права Государственного налогового комитета (имеет право применять финансовые санкции).

В силу этого предприятию необходимо привлекать аудиторов, с помощью которых можно избежать финансовых потерь.

Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей, своевременности перечислений причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств.

Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом являются:

Ø справки и расчеты по отдельным видам платежей;

Ø декларации по расчетам налогов и платежей;

Ø выписки учреждений банка и приложения к ним;

Ø акты проверок ИМНС;

Ø регистры аналитического и синтетического учета.

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета сопоставляют с записями в журнале – ордере и Главной книге по счету 68.

Ответ № 58.

Задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка:

Ø правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда;

Ø соблюдение действующего законодательства о труде;

Ø правильности применения должностных окладов;

Ø тарифных ставок, сдельных расценок;

Ø правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, являются:

Ø аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными Дт и КТ»,

Ø первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда: табеля, наряды, путевые листы и т. д.;

Ø листки о временной нетрудоспособности;

Ø нормативно – правовая документация, регулирующая эти операции.

Начинать проверку следует с установления соответствия показателей аналитического учета (итоговые суммы к выдаче в РПВ) с сальдо по счету 70, в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.

При выявлении расхождений следует установить их причины (неполное удержание авансов; повторное списание денежных документов с отнесением выплат по ним в дебет счета 70; неправильный перенос сальдо; запущенность учета по счету 70).

Затем изучается достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. Проверяются табеля учета рабочего времени и графики работы, правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей ответственных должностных лиц, заполненность реквизитов, нет ли подчисток, и т. д., также при проверке первичных документов необходимо выяснить: нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц, путем сопоставления ФИО в нарядах и табелях с данными учета личного состава в отделе кадров.

Далее выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, в том числе отпусков и удержаний из оплаты труда (подоходного налога, по исполнительным документам, «кредитов», авансов и так далее). При проверке правильности удержаний нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению. Общий размер всех удержаний не может превышать 50 % заработка.

В процессе контроля проверяется также расходование средств ФСЗН: на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий на рождение, по беременности и родам и так далее.

Кроме того, рекомендуется проводить внезапные контрольные обмеры выполненных работ, проверок явки на работу отдельных должностных лиц и т. д.

При проверке положений по оплате труда обращают внимание на обоснованность установленной численности управленческого персонала, их окладов и надбавок к ним.

Проверяется соблюдение штатной дисциплины, правильность арифметических подсчетов – выборочным путем.

Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты. Выборочно проверить правильность отнесения расходов по зарплате на виды затрат.

 

Ответ № 55.

Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов - трудоемкий процесс, в ходе которого аудитору надо уделить особое внимание, так как сохранность и эффективность использования основных средств и нематериальных активов предприятий оказывает влияние на повышение производительности труда, снижения себестоимости товаров (работ, услуг), увеличения объемов производства, повышения рентабельности предприятия.

Аудитор при проведении аудита операций по учету основных средств и нематериальных активов должен руководствоваться нормативными документами, регулирующими учет основных средств и нематериальных активов, которые перечислены в данной работе.

Основными задачами аудита основных средств и нематериальных активов, являются проверки:

· - сохранности основных средств и нематериальных активов;

· - правильности оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств и нематериальных активов;

· -правильность оценки объектов основных средств и нематериальных активов;

· - правильность начисления и отражения в учете амортизацииосновных средств и нематериальных активов;

· - правильность исчисления и отражения в учете переоценкиосновных средств;

· - правильности отчисления затрат на ремонты основных средств;

· - технического состояния и использования основных средств;

· - правильность исчисления и уплаты в бюджет налога на недвижимость.

В первичных документах, учетных регистрах и формах отчетности содержится информация по учету движения основных средств и нематериальных активов, необходимых для проведения аудиторской проверки.

Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов условно можно разделить на следующие этапы:

· - проверка сохранности основных средств и нематериальных активов;

· - аудит операций по поступлению и выбытию основных средств и нематериальных активов;

· - аудит правильности начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

· - аудит операций по ремонту основных средств;

· - аудит лизинговых операций у лизингодателя;

· - аудит лизинговых операций у лизингополучателя;

· - аудит операций исчисления и уплаты в бюджет налога на недвижимость.

 

Ответ № 56.

Приступая к проверке сохранности основных средств, следует вначале проверить соответствие данных аналитического учета основных средств к остаткам на определенную дату по синтетическому учету. С этой целью инвентарную книгу учета объектов основных средств формы ОС-6б необходимо сопоставить с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге. При выявлении расхождений между данными аналитического и синтетического учета надо установить их причины. На следующем этапе проверки надо установить, все ли объекты основных средств закреплены за материально ответственными лицами. Одновременно следует проверить состояние учета, наличие и движение основных средств в аналитическом учете в бухгалтерии и у материально ответственных лиц. Надо проверить, все ли формы первичных документов применяются в учете, правильно ли они заполняются и сохраняются.

Сохранность основных средств контролируется с помощью проведения инвентаризаций. С этой целью в первую очередь надо проверить соблюдение действующего порядка проведения инвентаризации основных средств, для этого надо рассмотреть материалы последней инвентаризации. Качество инвентаризации основных средств определяется соблюдением установленного порядка и средств проведения, правильностью оформления, подведения итогов инвентаризации и принятия решений по выявленным недостаткам и излишкам. Следует проверить акты инвентаризации формы инв.-1, сличительные ведомости результатов инвентаризации основных средств формы инв.-18. Если в результате инвентаризации выявлены недостатки и излишки, надо проверить правильность отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

На следующем этапе проверки следует ознакомиться в натуре с сохранностью основных средств на местах их хранения и эксплуатации путем осмотра объектов основных средств. Необходимо установить, на всех ли объектах основных средств имеются инвентарные номера, как обеспечивается их сохранность. Фактическая проверка состояния сохранности основных средств дополняется контрольной инвентаризацией отдельных объектов. Особое внимание надо обратить на объекты основных средств без инвентарных номеров, не закрепленные за материально ответственными лицами, числящиеся под одним инвентарным номером, преждевременно списанные под видом изношенных и непригодных к эксплуатации.

В ходе проверки надо также обратить внимание на сохранность излишних, ненужных, бездействующих и находящихся в запасе основных средств.

 

Ответ № 53.

Законность поступления основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с перечнем, предусмотренным в титульном списке на строительство или в заявке на приобретение техники и оборудования.

Если установлено расхождение, необходимо выяснить их причины, последствия и виновных в этом должностных лиц.

Операции по поступлению и выбытию основных средств проверяют сплошным способом по каналам поступления и выбытия.

Проверке правильности оценки основных средств ревизор должен уделить самое пристальное внимание, т. к. от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависят правильность отражения финансовых результатов; правильность расчетов с бюджетом; правильность составления отчетности по основным средствам.

При проверке операций по выбытию основных средств ревизором устанавливается:

наличие приказа о создании комиссии по определению непригодности списываемых основных средств для дальнейшего использования;

ликвидируются ли списываемые объекты;

приходуются ли пригодные запасные части, узлы, металлолом.

 

Ответ № 54.

В условиях рыночной экономики важно реально оценить активы предприятия. Поэтому в процессе проверки аудитору необходимо выяснить, проводилась ли предусматриваемая правительством Рес­публики Беларусь переоценка имущества, правильность примене­ния коэффициентов пересчета балансовой стоимости объектов и от­ражение восстановительной стоимости в бухгалтерском учете.

Приступая к ревизии переоценки, аудитор должен проверить: сроки проведения переоценки, установить, с помощью какого метода проводился пересчет стоимости основных средств; наличие и досто­верность документов, подтверждающих рыночную стоимость; пер­вичные документы по переоценке основных средств.

Порядок проведения переоценки основных фондов организа­ции предусматривает единые правила проведения переоценки для предприятий всех форм собственности. Переоценке подлежат все основные фонды, числящиеся на балансе организации, независимо от их технического состояния.

Кроме этого необходимо помнить, что основные средства, пере­данные в аренду, переоцениваются организацией, на балансе которой числится это имущество, по согласованию с другой стороной, учас­твующей в договоре аренды. Переоценке не подлежат стоимость зе­мельных участков и библиотечных фондов, объекты лизинга в пери­од действия договора. Для переоценки основных средств использу­ются описи инвентарных карточек или инвентарные книги по состо­янию на 1 января.

При переоценке изменяются: первоначальная стоимость (после переоценки называемая восстановительной стоимостью), остаточ­ная стоимость и сумма амортизации основных фондов. При этом сле­дует учитывать, что процент амортизации не изменяется, т.е. пропор­циональное соотношение восстановительной, остаточной стоимости и суммы амортизации после переоценки должно сохраниться таким же, как и до переоценки.

Переоценка по усмотрению организации проводится: путем ин­дексации первоначальной стоимости с использованием коэффици­ентов пересчета, публикуемых Министерством статистики и анали­за, по состоянию на 1 января; путем прямого пересчета первоначаль­ной стоимости в цены, складывающиеся на 1 января, на соответству­ющие виды аналогичных основных средств.

Если проверяемое предприятие при переоценке основных средств использовало способ прямого пересчета, то аудитор проверя­ет документы и материалы, подтверждающие рыночную цену. Таки­ми документами могут быть справки с завода-изготовителя с прибавлением расходов по перевозке и монтажу оборудования, справки от торговых организаций об уровне цен, сведения об уровне цен на дан­ные виды средств, опубликованные в печати или каталогах, а также экспертные заключения о рыночной стоимости зданий и сооруже­ний, остальных средств.

Первичным документом по переоценке основных средств являет­ся ведомость переоценки, куда из инвентарных карточек или описей записывается каждый объект, а после переоценки составляется акт о результатах переоценки, на основе которого составляются записи по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января.

Аудитор обязан проверить правильность отражения результатов переоценки основных средств на счетах бухгалтерского учета.

В ходе контроля правильности начисления износа необходимо установить:

все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисления износа;

правильно ли проводится начисление износа по вновь поступившим и выбывшим основным средствам;

правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним;

правильно ли относится сумма износа на издержки производства;

правильно ли отражается сумма амортизации в регистрах бухучета.

По всем фактам неправильного начисления амортизации необходимо определить сумму излишне начисленного или недоначисленного износа, который в акте ревизии указывается общей суммой; установить, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовый результат; выявить причины нарушений и виновных в этом лиц; принять меры по недопущению нарушений в будущем.

 

Ответ № 51.

В процессе ревизии и аудита необходимо проверить организацию учёта затрат на ремонт ОС и соблюдения сроков ремонта.

Контроль операций по ремонту ОС целесообразно начинать с проверки правильности составления смет. На практике встречаются нарушения, когда сметы составляются после завершения ремонта объекта, и сметную стоимость ремонта приравнивают к фактическим затратам. Сметы должны составляться на основании актов технического осмотра, утверждённых руководителем предприятия.

При проверке капитального ремонта ОС, выполняемого подрядным способом, следует установить, имеются ли договоры подряда и не была ли превышена стоимость ремонта, обусловленная договором. Если ремонт осуществляется хозяйственным способом, то для установления причин его удорожания ревизор должен проверить формирование затрат по статьям.

При проверке операций по ремонту ОС аудитор должен установить, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения оплаты труда и списания израсходованных материалов и запасных частей, которые впоследствии были похищены.

Целесообразность и законность операций по ремонту ОС устанавливается на основании проверки первичных документов: нарядов, накладных, ведомостей и лимитно – заборных карт на расход материальных ценностей, актов приёмки выполненных работ.

Проверяя затраты на ремонт ОС, необходимо установить, приходовались ли материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования, произведено ли уменьшение затрат на ремонт стоимости оприходованных материальных ценностей.

Эффективным приёмом определения приписок объемов и завышения стоимости ремонтных работ является контрольный обмер выполненных работ и экспертиза.

Ревизору необходимо проверить правильность учёта затрат на проведение ремонтов ОС, при этом необходимо учитывать, что предприятие по своему усмотрению может применять один из вариантов включения в себестоимость расходов по ремонту.

 

Ответ № 52.

Проверку операций с нематериальными активами могут проводить специалисты государственных контролирующих органо, ведомственного контроля и аудиторы.

При проверки операций с НА ревизор должен определить законность и правильность включения ценностей в состав НА. Проверяются типовые формы первичных учётных документов по учёту НА. На каждый объект НА в бухгалтерии проверяется карточка учёта НА произвольной формы. Далее ревизор проверяет учёт НА и для этого предназначен синтетический активный счёт 04 «Нематериальные активы». Проверка ведения учёта на счёте ведётся в первоначальной оценке в ж/о 13, ведомость 17.

При необходимости может проводиться техническая экспертиза объектов интеллектуальной собственности и юридический анализ документов.

Существует возможность получения НА в качестве вклада в УФ. При внесении в УФ неденежных вкладов обязательна его экспертная оценка. При приобретении за плату у сторонних организаций проверяется формирование первоначальной стоимости, которая складывается из фактически произведённых затрат по приобретению этих объектов.

Проверяется порядок отражения выбытие НА, которое производится путём списания с баланса их стоимости в случае: реализации, безвозмездной передачи, списания по причине ликвидации при авариях, стих.бедствий и т.д., списания по истечении срока их полезного использования, внесения вклада в УФ другой организации. Остаточная стоимость списываемого объекта, а также выручка от реализации актива отражается на А-П счёте 91 «Операционные доходы и расходы».

Необходимо проверить качество проведённой инвентаризации на предприятии, при которой должна создаваться комиссия из числа финансовых, планово-экономических и патентных служб. При обнаружении ревизором неучтённого объекта интеллектуальной собственности необходимо выявить виновников и определить стоимость объекта.

Нужно проверить результаты инвентаризации: они должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором должна была закончена инвентаризация.

Для подтверждения факта использования объекта интеллектуальной собственности ревизором принимается во внимание следующий примерный перечень документов:

- оригинал или заверенная в установленном порядке копия патента, свидетельства;

- копия описания объекта интел-ной собст-сти, указания на область использования ноу-хау;

- акт использования объекта интел-ной собст-сти;

- заключение патентной службы предприятия об использовании каждого признака изобретения;

- цеховая калькуляция затрат на создание (применение) ОИС в соответствии со статьями затрат, включаемыми в с/с продукции;

- справка планово- финансового подразделения о заводских накладны расходах включаемых в себестоимость продукции;

- справка планово – финансового подразделения о цене продукции, выпускаемой с применением объекта интеллектуальной собственности, а также её рентабельности;

- отчёт о патентных исследованиях и иная документация.

 

Ответ № 49.

Разработка системы материально – технического обеспечения осуществляется на основе реализации принципов экономической целесообразности.

Задачей системы материально – технического обеспечения является организация бесперебойного обеспечения деятельности компании материальными ресурсами при минимальных издержках на основе:

· постоянного повышения эффективности планирования, контроля, учета и реализации, основных и вспомогательных бизнес процессов системы;

· оптимального распределения полномочий и ответственности в сфере закупок;

· регламентация и контроль ее исполнения;

· систематический анализ эффективности системы и подготовка отчетов;

· повышения эффективности взаимодействия с поставщиками товаров, работ, услуг.

Контроль:

o Определение существующего состояния системы МТО — анализ специфики организационной структуры, основных и вспомогательных бизнес-процессов, технологии обеспечения, ресурсного обеспечения системы МТО и системы управления.

o Выявление «узких» мест в системе МТО, включая качество тендерной работы.

Источники:

· Политика материально-технического обеспечения.

· Положение об организационной структуре МТО.

· Регламент материально-технического снабжения.

· Регламент и методики организации управления системой МТО (планирование, контроль, учет, анализ, исполнение).

· Показатели эффективности материально-технического снабжения; регламент и методики их определения и корректировки.

· Альбом форм отчетности.

 

 

Ответ № 50.

Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия

создают и пополняют запасы ТМЦ как составной части их производственных фондов.

Основными задачами контроля ТМЦ на предприятии является проверка:

· состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;

· соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;

· выявление непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

· полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания ТМЦ;

· обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов, своевременности и качества инвентаризации и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.

Основными источниками ревизии являются: первичные документы по движению ТМЦ,

данные аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи ТМЦ, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

В обеспечении сохранности и рационального использования ТМЦ важное значение имеет правильная организация складского хозяйства.

С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Ревизоры устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов. Материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типам, сороторазмерам должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.

Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в промежуточном акте. Если выявлены расхождения в показании приборов, то, МОЛ дает этому письменное объяснение, а ревизор устанавливает причины расхождений и последствия, к которым они могли привести.

Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску ТМЦ на складах, для этого проводится фактический контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов.

Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей.

Правильность ведения в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояние складского учета предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений.

Ответ № 47.

Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприя­тии является проверка:

• состояния учета, хранения и эффективности использования ма­териальных ресурсов;

• соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгал­терского учета и потребностям предприятия;

• выявления непригодных для использования ценностей с опре­делением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

• полноты и своевременности оприходования, законности и целе­сообразности расходования и списания товарно-материальных цен­ностей;

• обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевре­менности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.

На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и ис­пользованием материальных ресурсов, которая должна предусмат­ривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает сведения по видам ресурсов.

В условиях полной документальной ревизии целесообразно сначала проверить организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и правильность оприхо­дования всех поступающих на предприятие ценностей по отдель­ным каналам поступления и отраслям производства. После этого устанавливают полноту, своевременность и правильность списа­ния ценностей по отдельным направлениям их выбытия. Заканчи­вается ревизия выявлением соблюдения установленного порядка нормирования товарно-материальных ценностей, соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценнос­тей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгал­терской, статистической и оперативной отчетности об их наличии и движении.

Основными источниками ревизии являются: первичные доку­менты по движению товарно-материальных ценностей, данные ре­гистров аналитического и синтетического учета, инвентаризацион­ные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

При осуществлении экономического контроля за состояни­ем хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в пер­вую очередь следует уделять внимание организации складского хо­зяйства. Нужно также проверит заключался ли договор о полной индивидуальной материальной ответственности с лицами, принимаемыми на должность заведующего складом.

В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соот­ветствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...