Правовой статус мировых судей, уполномоченных рассматривать дела о защите прав потребителей
Основы законодательной регламентации деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей
Правовой статус мировых судей, уполномоченных рассматривать дела о защите прав потребителей
Основной специфической особенностью института мировых судей является тот факт, что мировые судьи в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе РФ) входят в единую судебную систему России, но являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вторая особенность данного института состоит в том, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом, но также и законом субъекта Российской Федерации (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"). Мировые судьи при рассмотрении дел о защите прав потребителей осуществляют правосудие. Правосудие - совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению отдельных категорий гражданских, уголовных и административных правоотношений в целях охраны прав граждан, организаций и государства. Профессор А.Д. Бойков дает более развернутое [19, с. 762-763] и критическое определение правосудию. Например, верно подмечено, что отказ от частного определения суда, как и от представления следователя, как "средство воздействия на причины преступлений и условия, способствующие их совершению", ориентировка "на завышенный юридический иммунитет чиновника", "снижение роли принципа состязательности сторон" и некоторые другие причины "способствуют снижению социальной роли судебной власти, в частности ее роли в формировании и проведении уголовно-правовой политики государства" [19, с. 100].
В силу ст. 6 Закона о судебной системе РФ и ч. 3 ст. 1 Закона о мировых судьях вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановлений мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В части 2 ст. 158 ГПК РФ сказано, что при входе судей (судьи) в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Участники процесса обращаются к судьям: "Уважаемый суд". Об уважительном отношении к суду сказано и в ст. 258 УПК РФ. Эти нормы имеют силу и для института мировых судей. Термин "правовой статус" мировых судей - это правовое положение (совокупность прав и обязанностей) мирового судьи [25, с. 15]. Также в правовой статус входит гарантии, предоставляемые мировым судьям. На мировых судей, как и на судей федеральных судов РФ, распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты. Эти гарантии установлены Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3131-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей в РФ), Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и другими нормативными и правовыми актами.
Предусмотренные федеральными законами гарантии материального обеспечения и социальной защиты членов семей судей федеральных судов в полном объеме распространяются и на членов семей мировых судей. Мировой судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей в РФ, распространяются на всех судей в Российской Федерации, включая и мировых судей. Эти гарантии не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 9). Исходя из того, что мировые судьи есть судьи субъектов Российской Федерации, входящих в судебную систему Российской Федерации, все они приобретают права и обязанности членов судейского сообщества России наравне с судьями федеральных судов. Мировые судьи вправе избирать и быть избранными в органы судейского сообщества (советы судей, квалификационные коллегии судей), что налагает на них соответствующие обязанности, включая необходимость выполнения ими требований Кодекса чести судьи Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Это означает, что на мировых судей, как и на федеральных судей, в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Приведенное в ч. 1 ст. 4 Закона о мировых судьях правило устанавливает, что на каждом отдельном судебном участке может действовать только один мировой судья. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи, те же, что и к кандидату на должность судьи районного суда. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 4.1 Закона о статусе судей в РФ).
По сложившейся практике кандидаты в мировые судьи сдают квалификационный экзамен тем же экзаменационным комиссиям, которые принимают экзамен у кандидатов в судьи федеральных судов общей юрисдикции. Закон о мировых судей не содержит указания на то, кто направляет кандидата на должность мирового судьи в экзаменационную комиссию. Как показывает практика, такое направление выдается управлением (отделом) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации. Исходя из того, что мировые судьи являются судьями субъектов Российской Федерации, Министерством юстиции России высказано мнение о том, что кандидатом в мировые судьи следовало бы сдавать квалификационный экзамен специально созданным для них экзаменационным комиссиям, с чем вряд ли можно согласиться хотя бы потому, что профессиональный состав действующих экзаменационных комиссий таков, что вполне позволяет выявлять знания кандидатов на должность судей судов и более высокого уровня. После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность мирового судьи вправе обратиться в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о рекомендации на искомую должность. Для получения рекомендации он представляет в квалификационную коллегию судей: заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку и (или) иные документы, подтверждающие наличие 5-летнего стажа работы по юридической профессии; документ, подтверждающий профессиональное образование; документ о результатах сдачи квалификационного экзамена; автобиографию;
характеристики с мест работы по юридической профессии; медицинское заключение о состоянии здоровья; иные документы, включая и те, необходимость представления которых вызывается предъявлением к кандидату на должность судьи дополнительных требований в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Заявление кандидата на должность мирового судьи должно содержать указание на согласие кандидата на проведение проверки сообщаемых им о себе сведений. Одним из указанных в ст. 5 Закона о мировых судьях требований, предъявляемых к мировому судье, является необходимость наличия у него стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. После поступления заявления кандидата на должность мирового судьи в квалификационную коллегию судей она действует на общих основаниях, предусмотренных ст. 5 Закона о статусе судей в РФ. Поскольку мировым судьей может быть назначен (избран) и кандидат, ранее работавший в должности судьи федерального суда (например, судья, пребывающий в отставке), он освобождается от необходимости сдавать квалификационный экзамен. Кроме того, на него не представляется рекомендация квалификационной коллегии судей. Однако следует учитывать, что это правило распространяется только на тех лиц, которые имеют стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Как и другие судьи, мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Нарушение этого запрета влечет приостановление либо прекращение полномочий мирового судьи. В законе субъекта Российской Федерации о мировых судьях могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи. В Законе о мировых судьях отсутствует перечень этих дополнительных требований. Однако очевидно, что они во всяком случае не могут ограничивать права мирового судьи как гражданина, за исключением тех, которые непосредственно указаны в ст. 5 Закона о мировых судьях. Необходимость содержащихся в ней требований к мировым судьям как носителям судебной власти объясняется спецификой их профессиональной деятельности, которая должна осуществляться также в строгом соответствии с Кодексом чести судьи Российской Федерации. В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных судов мировые судьи могут либо назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо избираться населением соответствующего судебного участка. Однако и в том и в другом случае порядок наделения мировых судей полномочиями устанавливается законом субъекта Российской Федерации, что закреплено не только в Законе о мировых судьях, но и в Законе о судебной системе РФ (ч. 4 ст. 13).
В случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи председателем указанного вышестоящего суда либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации квалификационная коллегия судей может при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность мирового судьи. В этом случае вопрос о назначении кандидата на должность мирового судьи решается на общих основаниях. Порядок назначения либо избрания мировых судей относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Однако представляется, что если его законом предусматривается избрание мирового судьи населением судебного участка, то такое избрание должно производиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Разумеется, что голосованию должно предшествовать обнародование сведений о кандидатах на должность мирового судьи. В Законе о судебной системе РФ (ч. 5 ст. 13) и Законе о статусе судей в РФ (ст. 5) сосредоточено довольно важное положение, в соответствии с которым отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Это положение в полной мере относится и к порядку отбора на должность мирового судьи. Такой отбор начинается с момента приема от кандидатов на должность мирового судьи квалификационного экзамена и завершается в период назначения (избрания) на указанную должность. Судья, находящийся в отставке, может также быть привлечен (с его согласия) к временному замещению вакансии судьи при временном, но значительном увеличении объема работы в суде; в случае отсутствия судьи, включая и отсутствие судьи при приостановлении им своих полномочий. Основания приостановления либо прекращения полномочий мировых судей те же, что и для судей федеральных судов (ст. 13 и 14 Закона о статусе судей в РФ). Одним из безусловных оснований к прекращению полномочий является истечение срока, на который мировой судья был назначен (избран) впервые либо повторно. Полномочия мирового судьи прекращаются либо приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации, которое может быть обжаловано им в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей, включающей также процедуру решения вопроса о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, установлен упомянутым выше Положением о квалификационных коллегиях судей. Итак, правовой статус" мировых судей - это правовое положение (совокупность прав и обязанностей) мирового судьи. Так же в правовой статус входит гарантии, предоставляемые мировым судьям
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|