Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды государственных органов




 

┌──────────────────────────────────────────┐

┌──┤ Законодательные │

┌────────────────────┐ │ └──────────────────────────────────────────┘

│ По принципу │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐

│ разделения властей ├──┼──┤ Исполнительные │

└────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────┐

└──┤ Судебные │

└──────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Общей компетенции - органы, в компетенцию│

│ которых входят рассмотрение и принятие │

┌──┤ решений по всем вопросам, относящимся к │

│ │ компетенции данного вида органов │

┌────────────────────┐ │ │ (президент, правительство и т.д.) │

│ По характеру │ │ └──────────────────────────────────────────┘

│ компетенции ├──┤ ┌──────────────────────────────────────────┐

│ │ │ │ Специальной компетенции - те органы, │

└────────────────────┘ │ │ которые осуществляют свою деятельность в │

└──┤ какой-либо узкой сфере (министерства, │

│ государственные комитеты и т.д.) │

└──────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Коллегиальные - решения принимаются │

┌────────────────────┐ ┌──┤ большинством голосов, составляющих │

│ По способу │ │ │ соответствующий орган │

│ принятия решений ├──┤ └──────────────────────────────────────────┘

│ │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐

└────────────────────┘ │ │ Единоначальные - решения │

└──┤ принимаются единолично руководителем │

└──────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────┐

│ По срокам │ ┌──┤ Постоянные │

│ полномочий ├──┤ └──────────────────────────────────────────┘

│ │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐

└────────────────────┘ └──┤ Временные │

└──────────────────────────────────────────┘

 

 

Тема 15. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

 

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│Верховенство права во всех сферах жизни общества,│

│прямое действие конституционных законов │

├─────────────────────────────────────────────────┤

│Связанность правовым законом государства и его│

│органов │

├─────────────────────────────────────────────────┤

┌─────────────────┤Незыблемость и реальность прав и свобод личности,│

│ │ее правовая и социальная защищенность │

│ ├─────────────────────────────────────────────────┤

│ │Взаимная ответственность государства и личности │

│ ├─────────────────────────────────────────────────┤

│ Принципы │Наличие эффективных форм контроля за реализацией │

│ правового │законов │

│ государства ├─────────────────────────────────────────────────┤

│ │Деятельность государственных органов по принципу│

│ │разделения властей, наличие системы сдержек и│

│ │противовесов │

│ ├─────────────────────────────────────────────────┤

│ │Правовая организация системы органов│

│ │государственной власти, стабильность законности и│

└─────────────────┤правопорядка │

├─────────────────────────────────────────────────┤

│Наличие развитого гражданского общества │

├─────────────────────────────────────────────────┤

│Соответствие внутреннего законодательства│

│принципам и нормам международного права │

└─────────────────────────────────────────────────┘

 

 

Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.

 

 

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

 

 

 

Тема 16. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

 

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.

 

┌─────────────────────────────────────┐

┌───────┤ Элементы структуры правосознания ├────────┐

│ └─────────────────┬───────────────────┘ │

▼ ▼ ▼

┌────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐

│ Правовая идеология │ │ Правовая психология │ │Поведенческие элементы│

│ (теории, концепции,│ │ (чувства, эмоции, │ │(привычки, установки, │

│ идеи, понятия) │ │ мотивы) │ │ ориентации) │

└────────────────────┘ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

 

┌───────────────────────────┐

│ Структура правосознания │

└─────────────┬─────────────┘

┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

│ Правовая психология ├───┴───┤ Правовая идеология │

└───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘

 

Структура правосознания включает в себя два элемента:

 

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);

 

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

 

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания.

 

 

┌───────────────────────┐

┌─┤ Индивидуальное │

│ └───────────────────────┘

┌────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

┌──────────────►│По субъектам├─┼─┤ Групповое │

│ └────────────┘ │ └───────────────────────┘

┌────────────┴────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

│ │ └─┤Массовое (общественное)│

│ Виды правосознания │ └───────────────────────┘

│ │ ┌───────────────────────┐

└────────────┬────────────┘ ┌─┤ Обыденное │

│ │ └───────────────────────┘

│ ┌────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

└──────────────►│ По уровню ├─┼─┤ Профессиональное │

└────────────┘ │ │ (специализированное) │

│ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐

└─┤Научное (теоретическое)│

└───────────────────────┘

 

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

 

 

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Структура правовой культуры личности │

└────────────────────┬─────────────────────┘

┌────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐

│ Знание законов, прав │ │ │ Уважение │

│ и обязанностей ├───────┼───────┤ законов │

└────────────────────────┘ │ └────────────────────────┘

┌───────────┴────────────┐

│ Соблюдение законов │

└────────────────────────┘

 

Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Элементы структуры правовой культуры общества ├───┐

└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Уровень правосознания и правовой активности общества ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Степень прогрессивности юридических норм ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Степень прогрессивности юридической деятельности ├───┘

└────────────────────────────────────────────────────────┘

и др.

 

Тема 17. ФОРМЫ ПРАВА

 

 

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

 

┌──────────────────────────────────────────────────┐

┌──────────┐ │Нормативно-правовой акт - это юридический акт, │

│ │ ► │принятый компетентными субъектами правотворчества │

│ │ │и содержащий нормы права │

│ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │Договор нормативного содержания - это двустороннее│

│ │ ► │или многостороннее соглашение между субъектами│

│ │ │содержащее нормы права │

│ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │Правовой прецедент (судебный или административный)│

│ ВИДЫ │ ► │- судебное или административное решение по│

│ │ │конкретному юридическому делу, которое становится│

│ ФОРМ │ │нормой для всех аналогичных дел, возникающих в│

│ │ │будущем │

│ ПРАВА │ ├──────────────────────────────────────────────────┤

│ │ ► │Правовой обычай - санкционированное государством│

│ │ │исторически сложившееся правило поведения │

│ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │Общие принципы права - исходные начала правовой│

│ │ ► │системы (принципы справедливости, гуманизма и│

│ │ │т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии│

│ │ │нормативного правового акта, прецедента, обычая и│

│ │ │договора нормативного содержания │

│ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │Религиозные тексты - характерны для мусульманского│

│ │ ► │права (Коран - это священная книга, представляющая│

└──────────┘ │собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха;│

│Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда) │

└──────────────────────────────────────────────────┘

 

 

Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

 

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по принятию, изменению и отмене юридических норм.

 

 

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

 

┌──────────────────────────┐

│ Принципы правотворчества ├──────┐

└──────────────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Научность ├──────────────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Профессионализм ├───────────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Законность ├───────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Демократизм ├────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Гласность ├─────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Оперативность ├──────┘

└─────────────────┘

и др.

 

 

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

 

┌────────────────────────────────────┐

│ Виды правотворчества │

└─────────────────┬──────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ в зависимости от субъектов │ │ в зависимости от значимости │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество народа в │ │ Законотворчество │

│ процессе проведения │ │ │

│ референдума │ │ │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество │ │ Делегированное │

│ государственных органов │ │ правотворчество │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество отдельных │ │ Подзаконное правотворчество │

│ должностных лиц │ │ │

└──────────────┬──────────────┘ └─────────────────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Правотворчество органов │

│ местного самоуправления │

└──────────────┬──────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Правотворчество │

│ общественных организаций │

└─────────────────────────────┘

 

 

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.

 

 

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Виды систематизации нормативных актов │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌────────────────────┼────────────────────┐

│ │ │

Инкорпорация   Консолидация   Кодификация

 

Официальная
Неофициальная

 

Тема 19. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

 

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Элементы механизма правового регулирования │

└──────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌──────────────────────┴──────────────────────┐

│ │

│ Нормы права │

│ │

└──────────────────────┬──────────────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

│ Юридический факт или фактический │

│ состав с таким решающим фактом, как │

│ организационно-исполнительный │

│ правоприменительный акт │

└──────────────────┬──────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ │

│ Правоотношение │

│ │

└──────────────┬──────────────┘

┌──────────┴──────────┐

│ Акты реализации │

│ прав и │

│ обязанностей │

└──────────┬──────────┘

┌──────┴──────┐

│Охранительный│

│правопримени-│

│ тельный акт │

│(факультатив-│

│ ный элемент)│

└─────────────┘

 

Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений.

 

┌─────────────────────────────────┐

│ Способы правового регулирования │

└────────────────┬────────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐

│ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │

└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

 

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Типы правового регулирования │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│ Общедозволительный │ │ Разрешительный │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

 

 

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

 

 

 

Тема 20. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

 

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

 

 

 

Правоприменение - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

 

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки применения норм права ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Применяют право компетентные субъекты ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Носит властный характер ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Имеет ряд стадий ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Осуществляется в процессуальной форме ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Связано с принятием правоприменительного ├──────┤

│акта │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Направлено на установление конкретных ├──────┘

│правовых последствий │

└───────────────────────────────────────────┘

Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Стадии правоприменительного процесса │

└──────────────────────┬──────────────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

│Установление фактической основы дела │

└──────────────────┬──────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Установление юридической │

│ основы дела │

└──────────────┬────────────

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...