Виды государственных органов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
┌──────────────────────────────────────────┐ ┌──┤ Законодательные │ ┌────────────────────┐ │ └──────────────────────────────────────────┘ │ По принципу │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ разделения властей ├──┼──┤ Исполнительные │ └────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ └──┤ Судебные │ └──────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ Общей компетенции - органы, в компетенцию│ │ которых входят рассмотрение и принятие │
┌──┤ решений по всем вопросам, относящимся к │ │ │ компетенции данного вида органов │ ┌────────────────────┐ │ │ (президент, правительство и т.д.) │ │ По характеру │ │ └──────────────────────────────────────────┘ │ компетенции ├──┤ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ │ │ │ Специальной компетенции - те органы, │ └────────────────────┘ │ │ которые осуществляют свою деятельность в │ └──┤ какой-либо узкой сфере (министерства, │ │ государственные комитеты и т.д.) │ └──────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ Коллегиальные - решения принимаются │ ┌────────────────────┐ ┌──┤ большинством голосов, составляющих │ │ По способу │ │ │ соответствующий орган │ │ принятия решений ├──┤ └──────────────────────────────────────────┘ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐
└────────────────────┘ │ │ Единоначальные - решения │ └──┤ принимаются единолично руководителем │ └──────────────────────────────────────────┘ ┌────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ По срокам │ ┌──┤ Постоянные │ │ полномочий ├──┤ └──────────────────────────────────────────┘ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ └────────────────────┘ └──┤ Временные │ └──────────────────────────────────────────┘
Тема 15. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │Верховенство права во всех сферах жизни общества,│ │прямое действие конституционных законов │ ├─────────────────────────────────────────────────┤
│Связанность правовым законом государства и его│ │органов │ ├─────────────────────────────────────────────────┤ ┌─────────────────┤Незыблемость и реальность прав и свобод личности,│ │ │ее правовая и социальная защищенность │ │ ├─────────────────────────────────────────────────┤ │ │Взаимная ответственность государства и личности │ │ ├─────────────────────────────────────────────────┤ │ Принципы │Наличие эффективных форм контроля за реализацией │ │ правового │законов │ │ государства ├─────────────────────────────────────────────────┤ │ │Деятельность государственных органов по принципу│ │ │разделения властей, наличие системы сдержек и│ │ │противовесов │ │ ├─────────────────────────────────────────────────┤ │ │Правовая организация системы органов│ │ │государственной власти, стабильность законности и│ └─────────────────┤правопорядка │ ├─────────────────────────────────────────────────┤ │Наличие развитого гражданского общества │
├─────────────────────────────────────────────────┤ │Соответствие внутреннего законодательства│ │принципам и нормам международного права │ └─────────────────────────────────────────────────┘
Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.
Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.
Тема 16. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.
┌─────────────────────────────────────┐ ┌───────┤ Элементы структуры правосознания ├────────┐ │ └─────────────────┬───────────────────┘ │ ▼ ▼ ▼ ┌────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │ Правовая идеология │ │ Правовая психология │ │Поведенческие элементы│ │ (теории, концепции,│ │ (чувства, эмоции, │ │(привычки, установки, │
│ идеи, понятия) │ │ мотивы) │ │ ориентации) │ └────────────────────┘ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘
┌───────────────────────────┐ │ Структура правосознания │ └─────────────┬─────────────┘ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ Правовая психология ├───┴───┤ Правовая идеология │ └───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘
Структура правосознания включает в себя два элемента:
1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);
2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).
Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания.
┌───────────────────────┐ ┌─┤ Индивидуальное │ │ └───────────────────────┘ ┌────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ ┌──────────────►│По субъектам├─┼─┤ Групповое │ │ └────────────┘ │ └───────────────────────┘ ┌────────────┴────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ │ │ └─┤Массовое (общественное)│ │ Виды правосознания │ └───────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────┐ └────────────┬────────────┘ ┌─┤ Обыденное │ │ │ └───────────────────────┘ │ ┌────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ └──────────────►│ По уровню ├─┼─┤ Профессиональное │ └────────────┘ │ │ (специализированное) │ │ └───────────────────────┘ │ ┌───────────────────────┐ └─┤Научное (теоретическое)│ └───────────────────────┘
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.
┌──────────────────────────────────────────┐ │ Структура правовой культуры личности │ └────────────────────┬─────────────────────┘ │ │ │ ┌────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐ │ Знание законов, прав │ │ │ Уважение │ │ и обязанностей ├───────┼───────┤ законов │ └────────────────────────┘ │ └────────────────────────┘ │ ┌───────────┴────────────┐ │ Соблюдение законов │ └────────────────────────┘
Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Элементы структуры правовой культуры общества ├───┐ └──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Уровень правосознания и правовой активности общества ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Степень прогрессивности юридических норм ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Степень прогрессивности юридической деятельности ├───┘ └────────────────────────────────────────────────────────┘ и др.
Тема 17. ФОРМЫ ПРАВА
Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
┌──────────────────────────────────────────────────┐ ┌──────────┐ │Нормативно-правовой акт - это юридический акт, │ │ │ ► │принятый компетентными субъектами правотворчества │ │ │ │и содержащий нормы права │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤ │ │ │Договор нормативного содержания - это двустороннее│ │ │ ► │или многостороннее соглашение между субъектами│ │ │ │содержащее нормы права │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤ │ │ │Правовой прецедент (судебный или административный)│ │ ВИДЫ │ ► │- судебное или административное решение по│ │ │ │конкретному юридическому делу, которое становится│ │ ФОРМ │ │нормой для всех аналогичных дел, возникающих в│ │ │ │будущем │ │ ПРАВА │ ├──────────────────────────────────────────────────┤ │ │ ► │Правовой обычай - санкционированное государством│ │ │ │исторически сложившееся правило поведения │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤ │ │ │Общие принципы права - исходные начала правовой│ │ │ ► │системы (принципы справедливости, гуманизма и│ │ │ │т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии│ │ │ │нормативного правового акта, прецедента, обычая и│ │ │ │договора нормативного содержания │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────┤ │ │ │Религиозные тексты - характерны для мусульманского│ │ │ ► │права (Коран - это священная книга, представляющая│ └──────────┘ │собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха;│ │Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда) │ └──────────────────────────────────────────────────┘
Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
┌──────────────────────────┐ │ Принципы правотворчества ├──────┐ └──────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Научность ├──────────────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Профессионализм ├───────────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Законность ├───────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Демократизм ├────────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Гласность ├─────────┤ └─────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┐ │ │Оперативность ├──────┘ └─────────────────┘ и др.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
┌────────────────────────────────────┐ │ Виды правотворчества │ └─────────────────┬──────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ в зависимости от субъектов │ │ в зависимости от значимости │ └──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ Правотворчество народа в │ │ Законотворчество │ │ процессе проведения │ │ │ │ референдума │ │ │ └──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ Правотворчество │ │ Делегированное │ │ государственных органов │ │ правотворчество │ └──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘ │ │ ┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐ │ Правотворчество отдельных │ │ Подзаконное правотворчество │ │ должностных лиц │ │ │ └──────────────┬──────────────┘ └─────────────────────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ Правотворчество органов │ │ местного самоуправления │ └──────────────┬──────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ Правотворчество │ │ общественных организаций │ └─────────────────────────────┘
Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Виды систематизации нормативных актов │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌────────────────────┼────────────────────┐ │ │ │
Тема 19. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Элементы механизма правового регулирования │ └──────────────────────────┬──────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────┴──────────────────────┐ │ │ │ Нормы права │ │ │ └──────────────────────┬──────────────────────┘ │ ┌──────────────────┴──────────────────┐ │ Юридический факт или фактический │ │ состав с таким решающим фактом, как │ │ организационно-исполнительный │ │ правоприменительный акт │ └──────────────────┬──────────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ │ │ Правоотношение │ │ │ └──────────────┬──────────────┘ │ ┌──────────┴──────────┐ │ Акты реализации │ │ прав и │ │ обязанностей │ └──────────┬──────────┘ │ ┌──────┴──────┐ │Охранительный│ │правопримени-│ │ тельный акт │ │(факультатив-│ │ ный элемент)│ └─────────────┘
Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений.
┌─────────────────────────────────┐ │ Способы правового регулирования │ └────────────────┬────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ │ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Типы правового регулирования │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Общедозволительный │ │ Разрешительный │ └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Тема 20. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.
Правоприменение - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
┌─────────────────────────────────────────────┐ │ Признаки применения норм права ├──────┐ └─────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Применяют право компетентные субъекты ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Носит властный характер ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Имеет ряд стадий ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Осуществляется в процессуальной форме ├──────┤ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Связано с принятием правоприменительного ├──────┤ │акта │ │ └───────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ │Направлено на установление конкретных ├──────┘ │правовых последствий │ └───────────────────────────────────────────┘ Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ Стадии правоприменительного процесса │ └──────────────────────┬──────────────────────┘ │ ┌──────────────────┴──────────────────┐ │Установление фактической основы дела │ └──────────────────┬──────────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ Установление юридической │ │ основы дела │ └──────────────┬────────────
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|