Вопрос: Основные теории о проис-ие пр-а
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Вопрос: Пр-ой статус личности Пр-ой статус личности – юрид-ки закрепленное положение личности в гос-ве и общ-ве. Пр-ой статус личности представляет собой часть общ-венного статуса и относится к качеству человека и граж-а. Основу пр-ового статуса личности составляют ее пр-а, свободы, интересы, обяз-ти в единстве. Свобода личности является и ее пр-ом. Пр-ой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-пр-ых документах, которые устанавливают общие пр-ые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого гос-во не может опускаться.[1] Конституционное выражение получили следующие пр-ипы пр-ового статуса личности: 1. равноправие 2. неотчуждаемость прав и свобод 3. непосредственное действие прав и свобод 4. гарантированность прав и свобод 5. признание общепризнанных пр-ипов и норм международного пр-а и международных договоров 6. запрещение злоупотребления пр-ами и обязанностями 7. запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод Классификация пр-ых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре пр-ых систем. Различают пр-ые статусы: 1. общий, который включает в себя, помимо внутригос-венных, пр-а, свободы, обяз-ти и гарантии, выработанные международным сообщ-вом. 2. конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общ-венные отношения не изменятся в корне и своем большинстве; 3. отраслевой, который состоит из пр-омочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью пр-ой системы (гражданским, трудовым, административным пр-ом и др.);
4. родовой. Родовой статус личности выражает специфику пр-ового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные пр-а и обяз-ти; 5. индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении гос-венными делами и т. п.
Вопрос: Соц. нормы первобытного общ-ва В первобытном общ-ве отношения между людьми строились на основе социальных норм, которые создали положение, когда поступки человека не состояли из инстинктивных реакций. Соц. нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в общ-ве. Были два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное — это поведение людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Нормативное — это поведения людей при помощи социальных норм, то есть общих, правил поведения, которые распространяются на всех членов рода. Именно соц. нормы первобытного общ-ва явились прообразом будущего пр-а. Нормами первобытного общ-ва являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари - с-ма правил ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.
Вопрос: Проис-ие пр-а Урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм. В первобытном общ-ве эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями. Такие нормы и представляют собой юридическое пр-о. С их помощью производственные, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму пр-ых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общ-ва, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общ-ва.
Родовые обычаи сменяет религия. Религиозные обряды требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-гос-в, где руководство общими работами сосредоточивалось в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии, объединявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага. Поддержка религией и гос-вом обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников пр-а древних гос-в - пр-ового обычая и обычного пр-а. Большую роль в становлении пр-ых норм играли судебные органы, защищавшие интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа. Такого рода пр-ые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших гос-в: Законах царя Хаммурапи, Законах XII таблиц, Законах Ману, а в более поздние эпохи - в варварских правдах германских и славянских гос-в. В них закреплялась частная собственность семьи, замена кровной мести выкупом (вира, вергельд). При этом более высокий выкуп платился за жизнь королевского дружинника, княжьего мужа, богатого общинника.
Вопрос: Основные теории о проис-ие пр-а В теории пр-а существует множество самых разнообразных подходов к проблеме происхождения пр-а. Естественно-пр-ая теория - кроме устанавливаемого гос-вом пр-а, существуют и естественные пр-а, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общ-во, ни гос-во) человеку не дарует, это - пр-о на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые пр-а. · Теологическая теория происхождения пр-а – это существование высшего божественного закона и естественное пр-о, которые составляют основу действующего пр-а. Эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом.
· Теория естественного пр-а: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными пр-ами (пр-о на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. · Психологическая теория: Пр-о есть результат человеческих переживаний. Законы гос-ва зависят от психологии людей. · Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению пр-а, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Пр-о первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Пр-ые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. · Нормативистская теория: Гос-во диктует людям модель поведения. Пр-о исходит от гос-ва и является системой норм, построенных в виде пирамиды. · Позитивистская теория: Пр-о порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые. · Марксистская теория: Пр-о связано с гос-вом и зависит от социально-экономических факторов обществ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|