Вопрос: Договор как источник пр-а
Договор это соглашение двух и более лиц об установлении изменении и прекращением субъективных прав и юрид. Обяз-тей. Договор характеризуется следующими пр-аками: 1 наличием двух и более сторон 2 достижением соглашения по всем существенным условиям. В таком значении договор не является источником пр-а. Источником пр-а является только нормативный договор. Нормативный договор это соглашения в котором устанавливается закрепляется общеобязательное правило поведения(нормы пр-а). Нормативный договор отличается следующими пр-аками: 1 сторонами нормативно но договора являются лица наделенные пр-отворческими функциями 2 Устанавливаются общеобязательные правила поведения т. е. в нормативный договор содержит пр-ые нормы. Примерами нормативно договора являются договор о создании ссср от 30 дек 1922 г, федеративный договор от 31 марта 1992 г. К нормативный договорам можно отнести и международные договоры. Нормативный договор чаще всего встречается в конституционной, гражданском и административном праве.
Вопрос: Юрид-ая Доктрина как источник пр-а Юрид-ая доктрина это сочинения известных юристы которые признаны источниками пр-а. Доктрина признается источником пр-а только в некоторых пр-ых с-мах. В древнем Риме сочинения пяти известных юристов (Гая. Ульпиана. Модестина. Пабло. Попиньяно) признавались источниками пр-а при этом в случае расхождения их позиции применяли то положение за которое выступало большинство в случае равенства приоритет отдавали мнению Попиньяно. Доктрина признается источником пр-а и в некоторых религиозно пр-ых с-мах например в мусульманском праве сочинения четырех известных признают источником пр-а (Шафи, Абу-Халифа, Абду-Малика, Хамбалы). В Дагестане была распространена школа имама Шафи.
Признание доктрины источником пр-а по мнению спецов это некий пр-ак кризиса пр-ой системы. Ни в российской фед-и ни в советском союзе доктрина не признавалась источником пр-а. Строго на то уполномоченными органами публичной власти содержащие нормы пр-а имеющие четкие пространственные временные и субъектные переделы действий.
Пон-е и особенности системы пр-а.
Человеческое общ-во характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщ-ва людей (больших или малых социальных групп). В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общ-во выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относят прежде всего соц. нормы: пр-ые (юрид-кие), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма – хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит пр-овому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм пр-а (системы пр-ых норм), других специально-юрид-ких средств на поведение людей и на общ-венные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Метод пр-ового регулирования В зависимости от указанных различий в теории пр-ового регулирования принято выделять два метода пр-ового воздействия. Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общ-венном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общ-ва, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частнопр-ового характера. Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общ-венного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоц. интерес. В гос-венно-организованном общ-ве общесоц. интересы выражает в первую очередь гос-во, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-пр-ых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве). Способы пр-ового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме пр-а, способами воздействия на поведение людей.
Отрасль пр-а Отрасль пр-а - это часть системы пр-а регулирующая определенную сферу общ-венных отношений своим особым методом. Отрасль пр-а характеризуется следующими особеностями: 1) Является частью системы пр-а. 2) Регулирует определенную сферу общ-венных отношений. Регулируемая сфера должна быть качественно однородной. 3) Наличием особого метода пр-ого регулирования. 4) Объективностью: отрасль пр-а - это объективное образование в системе пр-а. 5) Нкличием особого юридического режима; такой режим возникает при реализации отраслевых норм. 6) Как правило, наличием кодифицированного акта. (ГК, ГПК).
Институт пр-а Институт пр-а – это часть системы пр-а регулирующая определенный вид, сторону общ-венных отношений. Особенности: - Является частью системы пр-а - Регулирует определенный вид общ отношений. Отношение регулируемые институтом пр-а намного уже чем отношениея регулируемые отраслью пр-а - Как правило институт пр-а формируется из норм одной отрасли. Возможны исключения: (Институт избирательного пр-а возник на стыке таких отраслей пр-а как конституционное, гражданское, уголовное, административное) - Институт пр-а не имеет своего метода пр-ового регулирования. Он пользуется методом отраслей пр-а - Институт пр-а может подразделяться на субинституты: институт пр-а общей собственности подразделяется на два института (пр-о совместной собственности и пр-о долевой собственности). Примеры пр-ых институтов: 1. в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости; 2. в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи; 3. в гос-венном праве – институт гражданства; 4. в административном – институт должностного лица; 5. в семейном праве – институт брака и т. д. Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее. Виды пр-ых институтов Пр-ые институты делятся по отраслям пр-а: 1. на гражданские; 2. уголовные; 3. административные; 4. финансовые
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|