Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность гос-ва. Классовые и общ.начала.




ПРЕДМЕТ ТГП. Соотношение с другими науками.

Предмет ТГП – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

Предмет – это круг вопросов, которые она изучает.

Предмет ТГП позволяет: ограничить гос-во и право от других общественных институтов и определить их место в системе социальных явлений; проникнуть в глубь государственно-правовой материи.

Соотношение с неюридическими науками:

Экономические: система производственных отношений, организация хозяйственной жизни, труд, финансы, кредит.

Философия – это система знаний об общих правилах бытия и познания, об отношении человека к окружающему миру. Философия дает ключ к разгадке государственно-правовых явлений, а тгп вооружает философию материалом, что позволяет формулировать общие принципы социального прогресса и свободы.

Социология – является средством познания гос-ва и права. / Политология

Юридические науки: история ГП и историей учений о праве и гос-ве, отраслевые юрид науки

- изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования гос-ва и права

- исследует вопросы, общие для разных отраслевых наук

- разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории

Методология ТГП

Методология – система принципов. Приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

В нач. XIX в. Наиболее популярными были учения Канта и Гегеля. В сер.XIX в. Выработана либеральная теория «правового гос-ва», к серд.XIX в. Популярен стал позитивизм.

Виды: всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления; общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания

Сравнительный: предполагает сопоставление государственного-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства и различий.

Социологический: исследование гос-ва и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения.

Формально-юридический: обычно связывают только с изучением права.

Логический: средства и способы логического изучения и объяснения права и основан на формах мышления и законах формальной логики.

Общественная власть в первобытном обществе

Три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины.

Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство. На смену неупорядоченным отношениям пришел групповой брак. Родство шло по женской линии.

- источником власти была вся родовая община в целом (члены общины сами устанавл правила)

- высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов общества

- повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина. Избираемый на собрании всеми членами рода, власть его наследственная.

- власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи

- в более широких, чем род, социальных объединениях власть основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине

Власть в этот период строилась на принципах первобытной демократии, органов управления в то время не существовало. На смену приходит гос-во, представляющее собой особую форму организации жизнедеятельности людей.

 

Соц. Нормы. Первобытного общества.

Урегулированность и порядок.

Регулирование: индивидуальное, нормативное.

Соц. Нормы явились прообразом будущего права.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие поведения между людьми.

Материальные предпосылки, биологическая причина – недопущение половых отношений между мужчинами и женщинами одного рода, запрет есть свинину – санитарная причина, алкогольная причина – зайчатина

Мононорма – обязательное правило поведения, в котором еще не дефференцировались права, нравственность, этикет.

Разновидности соц.норм: - обычаи – исторически сложившиеся правила поведения. Которые в результате многократного повторения вошли в привычку

- нормы первобытной морали – правила поведения на основе первобытных представлений о добре и зле.

- религиозные нормы – правила поведения на основе религиозных представлений

- табу – религиозный запрет, налагаемы на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которого влечет жестокую смерть со стороны духов и богов

- агрокалендари –система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов

- мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии

Признаки права: - право исходит от гос-ва, а соц.нормы складывались бессознательно

- право охраняется специальными ПО гос-ва, а соц.нормы охранялись мерами общ.воздействия

- право закрепляется в определенных формах, формально определено, а соц.нормы живут в сознании людей

- право является динамичным регулятором общественных отношений, а соц.нормы не подвижны к быстрому изменению

- для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями

 

Понятие и признаки гос-ва.

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая гос.суверенитетом, спец.аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Признаки: - наличие публичной политической власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением; территориальная организация людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной; государственный суверенитет – верховенство гос.власти внутри страны и независимость в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, всеобщей. Он предполагает ее самостоятельность в принятии решений.

- наличие сложного механизма управления; возможность издавать законы, которые имеют силу на территории всего гос-ва и обязательны для исполнения; наличие гос.символов: флага, герба, гимна; обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью ПО; гос.казна: внутренние и внешние займы, налоги, ценные бумаги, таможенные пошлины

 

Теории происхождения ТГП

Материалистическая (Маркс, Энгельс, Ленин) – возникновение гос-ва рассматривают как естественно-исторический процесс развития общества. Является научной, поскольку подтверждается конкретными историческими фактами. По этой схеме возникло Афинское гос-во.

Теологическая (Фома Аквинский)– учение о боге. Возникло одновременно с первыми гос-вами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения. Основная задача в обосновании гос.власти. Идеи: доказывание божественного происхождения гос.власти, подчинение светской власти церкви.

Патриархальная (Платон, Аристотель)– возникновение гос-ва есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом. Создана, чтобы показать, что власть монарха является священной и к нему надо относиться с почтением.

Психологическая (Цицерон, Коркунов) – происхождение особыми свойства человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознание массовой зависимости от власти.

Гидравлическая (Витфогель) – потребность организовать огромные массы людей для строительства каналов, дамб.

Органическая (Спенсер, Блюнчли, Вормс) – биологизация общества, гос.и права, перенесение законов развития животных на общественные явления.

Насилия (Гумплович, Каутский, Дюринг) – в результате насилия. Завоевания.

Договорная (Радищев, Пестель) – 1 постулат: до возникновения люди жили в условиях естественного состояния, 2 постулат: гос-во возникает в результате заключения общественного договора.

Теория «Инцеста» - кровосмешение внутри рода, взаимообмен женщинами.

 

Сущность гос-ва. Классовые и общ.начала.

Сущность гос-ва – значит выявить, в чьих руках сосредоточена гос.власть, чьим интересам служит гос-во, чью волю оно выражает.

Классовый подход –сущность гос-ва определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Марксистский подход. Гос-во трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет господство эконом.господствующего класса.

Второй подход – основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе гос-ва, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом; он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку соц.компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия; подчеркивает ценность для общества гос.организации.

Два подхода не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности гос. В ней присутствуют стремление правящих классов выражать волю тех соц.сил, интересы которых они представляют, с другой стороны современное гос.отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...