Формы(источники) права: понятие, виды
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Источники права может пониматься в различных значениях: генетический смысл - причины, обусловившие возникновение права; материальный смысл – материал, положенный в основу того или иного законодательства; философский(идеологический) – совокупность идей, представлений, воззрений о праве и о том, каким оно должно быть; формальном(юрид) – форма выражения правовых предписаний. Форма права показывает каким образом гос-во регулирует ту или иную юрид.норму. Формы права или источник права в форм.смысле – форма выражения общеобяз.правил поведения, установленных или санкционированных гос-вом и обеспеченных силой его принуждения. Виды: Правовой обычай становится после того, как получает офиц.одобрение гос-ва, после признания его нормы обесп.гос.силой (стихийность возникнвоения, традиционность, подвержен изменениям, право связано с религией); Правовой прецедент – решение суд.илиадм.органа по конкретному делу, создающее нормы права и являющиеся образцом для решения и разрешения аналогичных дел(создают высшие судебные и адм.органы Верховный Суд, в России он в качестве норма.актов не признается); Правовая доктрина может служить формой права, сущ.в странах масульман; Нормативно-правовой акт — официальный юридический документ, изданный компетентными государственными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства; Нормативный договор — соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер; Религиозные тексты (характерны для мусульманского права) - тексты, которые санкционируются государством, и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением.
Нормативно-правовые акты Нормативно-правовой акт это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. По юридической силе все нормативно-правовые акты (НПА) подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Виды законов:1) Конституция (закон законов) — основной учредительный правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;3) Федеральный закон (ФЗ) - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;4) Законы субъектов РФ - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) Указы Президента РФ;2) Постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению обществом;3) Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти;4) Решения и постановления местных органов государственной власти;5) Решения, распоряжения и постановления местных органов государственной власти;6) Нормативные акты муниципальных органов;7) Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: государственных органов; иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: федеральные; НАсубъектов РФ;органов местного самоуправления; локальные. В зависимости от срока действия: неопределенно-длительного действия; временные НА.
Правосознание: понятие, виды, структура Правосознание – совокупность представлений, чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Элементы правосознания: 1) Правовая идеология – основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву;2) Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права;3) Поведенческие элементы - привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права. Виды правосознания: 1) по субъекту: индивидуальное – правосознание, присущее конкретной личности, групповое – правосознание, присущее определенной однородной социальной группе, массовое – правосознание, присущее большим массам;2) по социальному статусу субъекта: обыденное – присущее субъектам, не имеющим профессиональных знаний о праве, профессиональное – присущее профессиональным юристам, научное (доктринальное) – присущее профессиональным юристам. Функции правосознания: 1) гносеологическая – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности;2) оценочная – с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым;3) регулятивная – дает возможность с помощью сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его;4) моделирования – служит средством формирования соответствующей модели поведения, которое рассматривается как необходимое. Правовая культура Правовая культура – обусловленное всем соц, дух, экон, полит строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юрид.актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности гос-вом и гражданским обществом свобод и прав человека.
Виды правовой культуры:1) ПК индивида;2) ПК социальных групп;3) ПК общества того или иного государства;4) Национальная ПК;5) Общечеловеческая ПК. Структура правовой культуры:1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта;2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности;3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение. Уровни развития правовой культуры общества определяются:1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям;2) соответствием системы ценностей правовым ценностям;3) степенью развитости системы права;4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений;5) состоянием правосудия;6) способами взаимодействия между госорганами;7) способами взаимодействия между госорганами и населением;8) способами решения правовых конфликтов в обществе. Уровень развития правовой культуры индивида определяется:1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям;2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит;3) социальным статусом индивида;4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит;5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.
Правовое воспитание Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Формы правового воспитания:1) правовая пропаганда (лекции, издания популярных книг и т.д.);2) правовое обучение (передача и усвоение знаний в ВУЗах);3) юридическая практика, повседневный опыт (участие в процессах, заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката);4) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства).
Методы правового воспитания: убеждение;принуждение; наказание; поощрение;потенциальная угроза применения санкций;профилактика; предупреждение и др.
Правовой нигилизм Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры. Причины: Субъективистский подход: Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов. Объективистский подход: Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции. Пути преодоления:Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
Правотворчество Правотворчество – это деятельность гос.органов и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов. Принципы: 1. Демократизм и гласность. Большая роль в разработке и официальном утверждении, принятии нормативного акта отводится привлечению граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении. Кроме того, высшим проявлением демократизма является референдум, привлечение к правотворческой деятельности средств массовой информации.2. Профессионализм. К правотворческой деятельности должны привлекаться только компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законодательных проектов. Дилетантство в правотворчестве приводит к некорректному обращению с законодательством.3. Законность. Вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках законов, прежде всего Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с правилами юридической техники.4. Научный характер, связь с правоприменительной практикой. Виды: 1. Правотворчество государственных органов — это деятельность, в результате которой формируется система российского законодательства. В состав данного законодательства входят: законы и подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения территориальных исполнительных органов).2. Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой становятся подзаконные нормативные акты и предписания. 3. Народное правотворчество — проявлением данной формы правотворческой деятельности является референдум, который проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. При этом итоги народного правотворчества (референдума), в отличие от правотворчества других видов, являются окончательными и не могут быть изменены ни в каком порядке.
Закон: понятие, виды Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Виды: Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе) Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений. Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций. Виды законов по сроку действия: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер. Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм. Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д. По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|