Стандарты прав человека в образовании
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оценка образовательных достижений обучающихся в контексте всеобъемлющего подхода к реализации прав человека
Аннотация: статья подготовлена по материалам доклада, представленного автором на 26-й сессии Совета ООН по правам человека. На основании проведенного сравнительного анализа в статье подчеркивается важность разработки и применения национальных систем оценки образовательных достижений в соответствии с международными нормами, регулирующими право на образование. Методы оценки должны отражать изменяющиеся приоритеты и амбиции молодого поколения, не теряя при этом из виду основополагающие правозащитные инструменты. В статье приводятся рекомендации по дальнейшему совершенствованию права на образование на основе целостного подхода к изучению национальных систем оценки учебных достижений учащихся. Ключевые слова: аттестация; оценка образовательных достижений; международные стандарты прав человека; право на образование; программы подготовки учителей; цели устойчивого развития.
Оценка образовательных достижений обучающихся — центральная проблема реализации права на качественное образование. Такая оценка должна быть сопоставима с основополагающими целями образования, закрепленными в международных конвенциях о правах человека. Более того, подход, основанный на фундаментальном принципе уважения прав человека, придающем ему целостность и согласованность, имеет важное значение для укрепления гуманистический миссии образования, расширяющей понимание образования как системы ценностей, а не только в качестве инструментария для оценки навыков счета и чтения. В ответ на растущие потребности и ожидания нового поколенияособое внимание должно уделяться развитию навыков как неотъемлемого элемента основного общего образования, а также инновационных форм и методов оценки технического и среднего профессионального образования и подготовки, особенно в развивающихся странах, не упуская при этом из виду нормы о правах человека. Особую важность представляют примеры оценки достижений в рамках общего образования в разных странах, поскольку реализация права на качественное общее образование для всех остается одним из приоритетных направлений взаимодействия международного сообщества и центральным вопросом целей развития после 2015 г.
Выполнение государствами своих обязательств в отношении обеспечения права на образование зависит от того, насколько образование соответствует основополагающим целям права на образование, особенно в части образовательных достижений обучающихся. В связи с этим требуется выстраивать национальные системы оценки образовательных достижений на основе уважения прав человека (так называемый humanrights-basedapproach — прим. переводчика М. С.). В рамках такого подхода центральное внимание уделяется всему спектру обязательств, вытекающих из международных стандартов обеспечения и защиты права на образование.
Стандарты прав человека в образовании Основная обязанность государств — обеспечить соответствие национальных систем образования целям образования, установленным международными стандартами в сфере прав человека. Еще во Всеобщей декларации прав человека была установлена необходимость предоставления школьного образования на основе уважения ценностей прав человека, демократического гражданства и культурного многообразия. В соответствии с принципами, закрепленными в ст. 29 (1) Конвенции о правах ребенка[2], образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным отего собственной».Образование, на которое имеет право каждый ребенок, «призвано обеспечить ребенка необходимыми для жизни навыками, расширить его возможности в плане пользования всеми правами человека и содействовать развитию культуры, учитывающей надлежащие ценности в области прав человека»[3]. В то же время, по заявлению Комитета по правам ребенка, национальные и международные программы и документы, касающиеся образовательной политики, которые бы всерьез относились к тем элементам права на образование, закреплены в ст. 29 (1) Конвенции. Как правило, отсылка к указанным элементам либо отсутствует, либо выглядит как добавленная в последнюю минуту косметическая правка[4].В этом отношении важно отметить, что Конституция ЮНЕСКО закрепляет за образованием особую миссию: «распространение гуманистических идеалов и воспитание интеллектуальной и моральной солидарности человечества». Как и ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) считает своей миссией подготовку детей к ответственности за свое будущее. Эти идеалы и должны составлять фундамент национальных образовательных систем.Более того, предоставление образования должно быть построено таким образом, чтобы его получение сопровождалось укреплением этических ценностей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка[5]. Необходимость построения «новых нравственных ориентиров для всего человечества»[6]была заявлена в ходе планирования дальнейшего развития после 2015 г. Воплощение этих ориентиров как неотъемлемого элемента гуманистической миссии образования следует должным образом продумать в ходе модернизации образовательных стандартов в целях оценки образовательных достижений.
В основополагающем отчете, представленном на одном из заседаний ЮНЕСКО в 1996 г., известном как ДокладДелорс (DelorsReport), обозначены четыре стержневые цели образования: учимся узнавать, учимся выполнять, учимся жить вместе и учимся быть[7].Вокруг этих целей формируется модернизация национальных образовательных стандартов и соответствующие механизмы оценки образовательных достижений обучающихся.
В дополнение к вышесказанному важно отметить миротворческую функцию образования, что особенно важно в ситуациях вооруженного конфликта и в период, непосредственно следующий за его завершением. «Образование в XXI веке в первую очередь должно привить детям наиважнейший навык жить в мире с другими людьми… Ни одна страна не может рассчитывать на установление прочных основ мира, если она не научится выстраивать отношения доверия между своими гражданами, и начало тому — школьный класс»[8]. Именно поэтому важной составляющей в разработке систем оценки образовательных достижений обучающихся является оценка того, как их поведенческие модели отражают понимание и готовность учиться жить в мире с другими людьми. Образование — незаменимый элемент в деле сохранения культурного наследия человечества. В любой системе образования должно найтись место воспитанию у обучающихся готовности сохранять и умножать культурное и языковое многообразие и укреплению понимания всего богатства существующих культур. Национальные стандарты образования должны создавать условия для подготовки обучающихся к защите культурного многообразия как этического императива, неотделимого от человеческого достоинства. Такой подход определен во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном многообразии (2001 г.)[9] (далее — Декларация). План мероприятий по выполнению Декларации предусматривает распространение через образование понимания положительной ценности культурного многообразия и улучшения с этой целью как образовательных программ, так и программ подготовки учителей. Таким образом, реализация образовательных программ, равно как и аттестация по итогам их освоения, должнаотражать важность сохранения и дальнейшего преумножения культурного многообразия как непременной составляющей человеко-центристской парадигмы развития. В ходе аттестации обучающиеся должны демонстрировать понимание общих ценностей человечества и уважение к людям, принадлежащим к различным цивилизационным, культурным и религиозным слоям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|