Модели аттестации, основанные на центральной идее прав человека
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Как уже было сказано ранее, в зону ответственности отдельных государств входит утверждение таких национальных механизмов аттестации и оценки качества образования, которые помогают установить соответствие образовательной системы общепризнанным нормам в сфере прав человека, включая те, которые определяют международно-правовой статус права на образование, но, не ограничиваясь ими. Национальные системы оценки образовательных достижений должны определять глубину освоения обучающимися знаний в области прав человека и понимания их как безусловной ценности. Рекомендуется разработать тесты для оценки степени внедрения обучающимися этих ценностей в модели своего повседневного поведения. Готовность обучающихся менять свои привычки на основе осознания такой ценности, как уважение прав человека, может дать отпор растущим тенденциям грубости и насилия в школах. Феномен такой перемены достоин отдельного рассмотрения при проведениивнутришкольной аттестации. В любой системе оценки образовательных достижений учителю отведена центральная роль. Именно учитель передает обучающимся содержание обязательной образовательной программы и оценивает их успеваемость. Учитель должен уметь развить в ребенке любовь и стремление к учению, способность критически мыслить, понимать и принимать этические и нравственные ценности. Четыре стержня образования, описанные в Докладе Делорс (учимся узнавать, выполнять, жить вместе и существовать) занимают центральное место в процессе обучения. Качество преподавания и обучения на уровне основного школьного образования — важный фактор национальных систем оценки. Учителя представляют собой ключевое связующее звено между результатами аттестации и совершенствованием педагогического процесса. Более того, они играют важную роль в претворении в жизнь гуманистической миссии образования.
Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей(утв. на Специальной межправительственной конференции в1966 г.)[17] закладывает основы всеобъемлющего нормативно-правового обеспечения преподавательской профессии. Кроме того, в ней признается ведущая роль учителя в учебном прогрессе обучающегося. Рекомендация применяется ко всем учителям независимо от формы собственности образовательной организации и содержит указания относительно целого ряда вопросов, включая функции и ответственность учителей. Программы подготовки учителей должны не только развивать навыки преподавания, но и оценивания обучающихся. Для обновления системы подготовки учителей необходимы инновационные программы с целью соотнесения программ подготовки с новыми ориентирами образовательных реформ. Во Франции, например, постоянное обучение учителей на местах — обязательное требование. Это необходимо не только с целью их профессионального совершенствования и ознакомления с новейшими педагогическими методиками и практиками, но и для постоянной актуализации их навыков аттестации и оценивания обучающихся. В системе образования, в которой обучающийся занимает центральное место, сведения о результатах аттестации каждого обучающегося и о достижениях в освоении основной образовательной программы составляют часть системы. Поскольку каждый обучающийся осваивает образовательную программу в своем темпе, персонализированная аттестация позволяет учителям, их помощникам и самим ученикам в старших классах получить необходимую поддержку. Таким образом, гарантируется качественное освоение каждого модуля образовательной программы без социальной стигматизации ученика как отстающего.
Важным требованием к системам оценки образовательных достижений, разработанным на основе уважения к правам человека, является периодическое обновление основных образовательных программ. Общепризнанные ценности прав человека и демократические принципы должны быть внедрены в каждую систему образования и инкорпорированы в государственные образовательные стандарты общего образования. Периодическое обновление стандартов в целях учета возникающих требований чрезвычайно важно. Также невозможно переоценить важность приведения учебников во всех школах — частных и государственных — в соответствие с ценностями и целями образования, закрепленными в международных конвенциях о правах человека в контексте, придаваемом им договорными органами соответствующих конвенций. Более того, государственные образовательные стандарты должны быть способны отвечать на глобальные вызовы и нравственные запросы всего человечества. Индивидуальным склонностям и способностям детей должно уделяться серьезное внимание при оценке их образовательных достижений. Оценка способностей должна сопровождаться консультациями с родителями. Учителя должны быть способны помочь детям реализовать свой потенциал, что, как правило, приводит к улучшению их результатов при следующей аттестации. В Литве, например, аттестация на уровне начального и основного общего образования проводится исходя из концепции достижений и прогресса обучающихся, что позволяет развивать сильные стороны личности и творческие способности, улучшаятаким образом образовательные достижения. Основная идея такой системы оценки состоит в том, что обучение выступает не субъектом аттестации, а ее целью. В данном контексте индийский штат Гуджарат— пример того, как традиционный «аттестат зрелости», систематически выдаваемый всем обучающимся по завершении освоения программ начального и основного общего образования, был заменен на «аттестат способностей», в котором перечисляются способности ученика, выявленные учителями, родителями и самими учениками. Такой аттестат не только дает право на продолжение образования на ступени среднего и высшего образования, но и обладает неотъемлемым преимуществом мотивировать обучающихся на выбор дальнейшей образовательной траектории на основании имеющихся склонностей.
Выявление способностей и консультирование детей и родителей по вопросу их развития представляет особую важность в процессе освоения навыков. Национальные механизмы аттестации должны быть совмещены с «системами карьерных рекомендаций с целью помочь обучающимся в выборе оптимальных для них карьерных путей, включая предоставление актуальной информации о потребностях рынка труда и инструментов самооценки для выявления способностей и интересов, и убедить их в важности приобретения навыков карьерного выбора»[18]. Постоянно растущий спрос на образовательные услуги во всем мире привел к экспоненциальному росту числа частных образовательных организаций. Для регулирования данной сферы требуется целостная и непротиворечивая система правовых норм, которая бы обеспечила их соответствие установленным стандартам. Для защиты публичного интереса в сфере образования необходимы эффективные санкции, защищающие от злоупотреблений в частных образовательных организациях. В каждой стране должна быть организована система первичных разрешительных процедур, последующего мониторинга и аккредитации с целью обеспечить предоставление частными школами качественного образовательного контента, что,в свою очередь, позволит государству выполнить свои собственные международные обязательства. В тех странах, где допускается получение основного общего образования в частных школах, должны быть приняты меры по обеспечению выполнения такими школами требований к целям и содержанию образования. В данном контексте важно отметить, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 г.«Об экономических, социальных и культурных правах»[19]родители и законные представителей детей имеют право на выбор частной школы для обучения своих детей. Несмотря на это,образование в таких школах должно соответствовать целям образования, закрепленным в п. 1 ст. 13 Пакта, и государственным минимальным образовательным стандартам. Такие минимальные стандарты могут регулировать вопросы приема на обучение, признания квалификаций,требований к образовательным программам. В свою очередь, минимальные стандарты и сами должны соответствовать целям образования, закрепленным в п. 1 ст. 13 Пакта[20].
Заключение Широко известны обязательства, которые взяли на себя члены международного сообщества в части реализации права на основное общее образование. Выполнение обязательств государств по обеспечению реализации права на образование зависит не только и не столько от количества лет, проведенных детьми в школе, сколько от того, какие знания и навыки, улучшающие качество их жизни, удалость им привить. Этот результат можно зафиксировать с помощью оценки образовательных достижений обучающихся на основании государственного стандарта, сопоставимого с целями права на образование, зафиксированными в основных международных конвенциях о правах человека. Следует признать высокую ценность комплексных национальных механизмов аттестации и оценки для обучающихся, школ и для страны в целом. Такие механизмы обеспечивают отслеживание и, при необходимости, улучшение достижений каждого обучающегося. На общенациональном уровне они позволяют государству вносить изменения в государственные стандарты и программы подготовки учителей и корректировать систему образования в целом для максимально полной реализации права на образование. Превалирующие международные системы оценки учебного процесса отражают лишь инструментальную ценность образования и основаны на концепции оценки образовательного развития на базе экономических показателей и излишнем акценте на результатах тестов, выявляющих средний уровень грамотности или математических навыков. На наш взгляд, такой узкий подход девальвирует гуманистическую миссию образования и понижает уровень фундаментальных целей, закрепленных за образованием международными конвенциями о правах человека. Международные системы оценки неизбежно оказывают влияние на национальные системы оценки, таким образом рассмотренный выше узкий подход получает закрепление в национальных системах образования. Необходим сдвиг парадигмы в сторону более широкого подхода национальных систем аттестации с тем, чтобы они воплощали в полной мере цели образования в соответствии с нормами о правах человека и основывались на признании центральной роли прав человека в регулировании права на образование. Учителя играют важнейшую роль в реализации государственных стандартов и проведении оценки образовательных достижений обучающихся. Программы подготовки учителей должны быть усилены за счет дополнения навыков преподавания навыками оценки образовательных достижений и способностей обучающихся.
Важно инициировать общественное обсуждение по вопросу выявления и поддержки способностей детей и способствовать развитию системы образования в направлении признания и воплощения духа гуманистических ценностей и человеческого достоинства. Образование не должно вести ребенка в мир материальных ценностей и ориентиров, лишенный осознания важности прав человека, солидарности, взаимопонимания и уважения других людей. Оно должно готовить ребенка к ответственности, сопровождающей свободу, как следует из институциональных мандатов ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Значительный вклад в этом направлении может исходить от академического сообщества, гражданского общества, парламентариев как законодателей и уважаемых публичных фигур. Ознакомление с работой, проводимой договорными органами и агентствами ООН, может оказаться бесценным подспорьем в деле повышения важности подхода, основанного на центральной роли прав человека в разработке национальных систем оценки образовательных достижений обучающихся. Как указано в Докладе Специального докладчика по вопросу о праве на образование, реализация права на качественное основное общее образование для всех, включая развитие навыков, заслуживает центрального места в плане развития после 2015 г. С данной точки зрения, национальные системы оценки образовательных достижений обучающихся должны развиваться с ориентацией на будущее с целью выработки механизма реагирования на изменение всеобщих целей образования в соответствии с грядущими программами развития. Системы образования, включая механизмы аттестации, непременно должны быть способны быстро реагировать на такие изменения, не забывая о решимости международного сообщества в признании своих обязательств по реализации права на образование, и в частности по обеспечению «полного доступа к качественному образованию всех уровней» как «непременного условия достижения устойчивого развития»[21].
[1] Перевод с английского: Смирнова М. В.
[2](одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
[3] Замечание общего порядка Комитета по правам ребенка № 1 (2001) по п. 1 ст. 29 «Цели образования» CRC/GC/2001/1, абз. 2 // GeneralCommentsoftheCommitteeontheRightsoftheChild. Including CD with Concluding Observations in Europe and Central Asia.–– Florence: United Nations Children’s Fund (UNICEF), 2006.C. 1–7.
[4] Там же, абз. 3.
[5] Там же, абз. 13.
[6] «Новое глобальное партнерство: искоренение нищеты и трансформация экономики на основе устойчивого развития»: доклад Группы высокого уровня видных деятелей по программе развития после 2015 года (2013).NewYork: UnitedNations, 2013. 69 c.
[7] Доклад, подготовленный для ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI века «Учиться: внутреннее богатство». ЮНЕСКО, 1996. С. 7.
[8] Образование для всех: всемирный доклад о мониторинге программы «Неявный кризис: вооруженные конфликты и образование». ЮНЕСКО, 2011.С. 23.
[9]Принята 2 ноября 2001 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО, 2002. С. 27. Согласно ст. 5 Декларации «каждый имеет право на качественное образование и обучение, которые в полной мере учитывают их культурную идентичность».
[10] Заключения консультаций экспертов от 17–18 декабря 2007 г. № ED/BAS/RVE/2009/PI/1 [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001802/180253e.pdf (дата обращения:05.01.2016).
[11]ДокладСпециального докладчика по правам человека по вопросу права на образование,о качестве образования и нормативном правовом обеспечении, представленном на сессии Совета ООН 02.05.2012 № A/HRC/20/21 (абз. 75). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session20/A-HRC-20-21_en.pdf (дата обращения:05.01.2016).
[12] Международный стандарт классификации в образовании (абз. 82). ISCED. ЮНЕСКО, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-en.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
[13] Двенадцатый пятилетний план Правительства Индии на период с 2012 по 2017 годы. Т. III. Социальный сектор. SagePublications, 2013. С. 55.
[14] Национальные рамки оценки образования: новый взгляд на обучение» (2013 год) / Министерство образования Сейшельских островов.С. 4.
[15] Навстречу совершенствованию текущей аттестации в школах: руководство по образовательной политике и информации (1999) / Министерство общего образования и культуры Намибии.С. 36.
[16] Российская газета. 2012. 31 дек.
[17]Рекомендация ЮНЕСКО/МОТо положении учителей (1966 г.)иРекомендация ЮНЕСКОо статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997 г.)// Руководство для пользователей.ЮНЕСКО / МОТ, 2008. С. 21.
[18] Шанхайский консенсус: рекомендации Третьего международного конгресса технического образования и профессионального обучения и подготовки (13–16 мая 2012 г.) [Электронный ресурс] URL: www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/pdf/outcomesdocumentFinalwithlogo.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
[19] Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII; вступил в силу для СССР с 03.01.1976 // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 12.
[20] Замечания общего порядка № 13 (1999) Комитета по экономическим, социальным и культурным правам «О праве на образование. Статья 13».
[21] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 27.07.2012№ 66/288 «Будущее, к которому мы стремимся» (абзацы 229 и 233).[Электронный ресурс].URL: http://www.un.org/disabilities/documents/rio20_outcome_document_complete.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
Автор: Сингх Кишор. профессор, специальный докладчик ООН по вопросу о праве на образование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|