Разработка национальных систем аттестации: анализ текущих тенденций
Во многих странах разработаны и введены в действие национальные системы оценки образовательных достижений обучающихся широкого профиля. Они демонстрируют, каким образом возможно реализовать такую систему оценки, которая комплексно обрабатывает образовательные достижения, выходя за пределы узкого подхода, ограниченного проверкой навыков чтения и счета. Так, например, в Бразилии на высоком уровне признается национальная система оценки образовательных достижений наравне с Планом развития образования (июль 2011). Основу системы оценки составляет национальная экзаменационная система, выстроенная на базе одного единственного показателя — индекса развития общего образования, оцениваемого по шкале от 0 до 10. В рамках данной системы оцениваются достижения и прогресс обучающихся в 4–5 классах (основное общее образование), в 8–9 классах (последний год обязательного обучения) и в 11–12 классах (последний год общего образования). Оценка проводится как в государственных, так и в частных школах. В ходе проведения оценки особое внимание уделяется проявлениям творческих способностей и развитию навыков и способностей, способствующих полноценному участию молодого гражданина в жизни страны. В Южной Африке успешно функционирует 10-уровневая рамочная система оценки, содержащая описание образовательных достижений для каждого уровня в соответствии с Национальными рамками квалификаций (Закон 2008 г.№ 67). В Болгарии оценка осуществляется на основании государственных образовательных требований в ходе всего цикла начального и основного общего школьного образования, включая профессиональную подготовку и профессиональное обучение. В качестве инструмента оценки служат школьное тестирование и экзамены, к которым применяются как количественные, так и качественные показатели.
В Китае концепция качества образования выстроена вокруг полноценного развития нравственности, интеллекта, физической силы и эстетического восприятия. Кроме того, большое внимание уделяется выработке практических навыков и творческих способностей, как описано в руководстве по реформированию базового учебного плана (2001 г.). В 2007 году в Китае был создан Национальный центр оценки качества общего образования, который в настоящее время занимает ведущее место в разработке и проведении аттестации. В Катаре с 2003 г.ежегодная проверка знаний обучающихся с 4 по 12 класс проводится Высшим образовательным советом. В 2011 году была введена система отметок и минимальный проходной балл — 30 процентов. Высший образовательный совет начал привлекать внимание педагогических работников к данной системе оценки и даже учредил курсы повышения квалификации для учителей по правильному применению системы, а на своем сайте разместил примерные варианты тестирования. Так директора и учителя школ получили возможность ознакомиться с планами и стратегиями качественного преподавания, обеспечивающего надлежащую подготовку школьников к национальному тестированию. Более того, результаты национальных тестов принимаются во внимание с целью оценки выполнения самой школой установленных нормативов. В Финляндии оценка образования производится на трех уровнях: локальном, региональном и национальном. Государственные образовательные стандарты и требования к присвоению квалификации определяют наряду с целями образования, заложенными в финском законодательстве, порядок действий организаций, реализующих образовательные программы. Эффективность системы зависит от профессионализма учителей и других работников системы образования. Государственное тестирование проводится ежегодно, при этом творческие способности оцениваются наряду с академическими предметами. Целью такого сочетания является установление точности восприятия национальных стандартов и требований на локальном уровне.
В Кении в соответствии со ст. 64(1) Закона об общем образовании (2013 г.) был учрежден Совет по образовательным стандартам и обеспечению качества образования. Совет был создан с целью обеспечить выполнение стандартов и качественную реализацию образовательных программ путем мониторинга процесса проведения промежуточной и итоговой аттестации в образовательных организациях общего образования. Закон определил национальные рамки квалификаций (ст. 68(1)), которые разрабатываются совместно с заинтересованными лицами и включают критерии оценки компетенций, навыков, знаний, стремлений и ценностей. В статье 74 Закона говорится о создании Кенийского института разработки образовательных стандартов, к полномочиям которого относится создание основных образовательных программ общего образования. Частью масштабных реформ системы образования Мексики, проводимых с 2013 г. и основанных на признании права на образование в качестве фундаментального права человека, стало внесение изменений в ст. 3 и ст. 73 Конституции, что привело к усилению роли Национального института оценки образования. Институт как орган государственной власти, действующий на основании Конституции, обладает полной автономией и отвечает за профессиональную оценку качества преподавания, при этом ответственность за качество солидарно несут учителя и уполномоченные органы государственной власти. В августе 2013 г. в Закон о национальном институте оценки образования и в Закон о профессиональной учительской службе были внесены изменения, улучшающие механизм их примененияв качестве нормативных правовых инструментов, регулирующих достижение целей бесплатного, справедливого, качественного государственного образования как правовой и моральной обязанности государства. В Республике Сейшельские острова,стремясь улучшить стандарты качества образования, в 2013 г. разработали национальные рамки оценки качества образования с целью поощрения полноценного развития детей и приобретения ими знаний, навыков, компетенций и стремлений, необходимых в современном мире. Особое внимание в документе уделено «приемлемым профессиональным стандартам качества». В нем предусмотрено, что «аттестация будет проводиться в соответствии с установленными процедурами в конце каждого ключевого этапа начальной и основной средней школы с целью оценки достижений обучающихся в отношении целей образования, установленных национальным стандартом»[14].
В Намибии компетенции, ключевые навыки и области знаний были идентифицированы в программе «Видение Намибии 2030» в виде национального стандарта общего образования в целях непрерывной оценки прогресса образовательных достижений учащихся 5 и 8 классов с использованием унифицированного тестирования и государственных экзаменов. «Как школьные тесты, так и ежегодные экзаменационные сессии оценивают знания, навыки и степень понимания предмета, описанные в основных программах»[15]. В России итоговая аттестация по завершении основного общего образования и среднего образования является обязательной. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает процедуры и требования к аттестации, а также институциональные механизмы для оценки уровня и глубины знаний, полученных при освоении образовательной программы, с особым акцентом на качество и образовательные стандарты[16]. В процессе разработки программ оценки качества образования на национальном уровне чрезвычайно важно уделять большое внимание правам человека как центральной идее с тем, чтобы максимально полно раскрыть содержание права на образование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|