Д-р Иоганн пленге. «маркс и гегель» 11 глава
[11—14] Явилось экономическое неравенство: организаторы по-
степенно превратились в собственников орудий производства **,
принадлежавших некогда обществу... ___________
Производственные отношения [«авторитар-
ного»] общества... Первобытный [дикарь]
всюду начинает у сматривать проявление ор-
ганизаторской воли. «... Исполнитель доступен
* Помещена в сборнике его статей «Из психологии общества».
** В данном случае, мы несколько отступаем от объяснения, предло-
женного тов. Богдановым: тов. Богданов не придает последнему обстоя-
тельству значения, которое оно, несомненно, имело, даже не выдвигает
его. О данном вопросе мы имели случай говорить в другом месте: «из исто-
рии и практики классовой борьбы» (в главах, посвященных генезису коман-
дующих классов). Изд. С. Дороватского и А. Чарушникова,
Беллетристика и голая фраза.
|
внешним чувствам — это физиологический
организм, тело; организатор им недоступен,
он предполагается внутри тела; это — духов-
ная личность»...
Очень уже „обще"!! Фразы. Дикарь и первобытный
коммунизм смазаны. Материализм и идеализм в Греции
тоже.
Понятие о духе приобретает все более
и более отвлеченный характер.
Когда в истории греческой философии
только
идеализм!
был поставлен знаменитый вопрос: как воз-
можно, чтобы из чистой, неизменной, немате-
риальной субстанции вытекало многообразие
переходящих явлений материального мира? в
каком отношении «бытие» находится к «ста-
новлению»? — это не было, вопреки уверениям
всевозможных историографов философии, выс-
шим полетом благородной человеческой мысли,
наибескорыстнейшим усилием, направленным
к тому, чтобы разгадать величайшую тайну
мироздания и тем на вечные времена осчаст-
ливить род человеческий. Дело обстояло куда
проще! Подобная постановка вопроса говорила
не о чем ином, как о том, что в греческих
городах процесс общественного расслоения
зашел далеко, что пропасть между социаль-
ными «верхами» и «низами» сделалась более
глубокой и старая идеология организаторов,
отвечавшая менее дифференцированным обще-
ственным отношениям, потеряла свое право
на существование. Прежде, при всем различии
субстанции и мира явлений, непосредственная
связь между ними не возбуждала сомнений.
Теперь наличность этой связи отрицается.
Субстанция и мир явлений объявляются несоиз-
меримыми величинами. Сношение между ними
возможно лишь через ряд промежуточных
звеньев. Или, выражаясь более философским
языком, их взаимоотношения мы не можем
установить ни помощью чувств, ни помощью
обычного м ышления: для этого требуется
содействие какой-нибудь особой «идеи», особой
интуиции.
так, так.
И греческий
материализм?
а скептики??
II
ОРГАНИЗУЮЩИЕ И ОРГАНИЗУЕМЫЕ «НАЧАЛА»
В ПЕРИОД МАНУФАКТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
[15—17] Этот же вопрос, — вопрос о несоизмеримости духовного
и материального «начал», об отсутствии между ними непосредст-
венной связи был выдвинут и решался первоучителями новой
философии...
О спиритуалистических симпатиях Ренессанса и последую-
щих эпох обыкновенно упоминают вскользь, но они очень ха-
рактерны *...
Средневековый ремесленник, будучи организатором,
в то же время выполнял и исполнительские функ-
ции — работал вместе со своими подмастерьями. Ману-
фактурист-буржуа знает функции только одного типа:
он — организатор чистой воды. В первом случае почва
для того дуалистического «способа представления фак-
тов», который выяснил тов. Богданов, правда, дана, но
все же антитеза организатора и исполнителя несколько
завуалирована, и потому соответствующая ей, в области
напр., обу- ченные и обучающие- ся при них
|
идеологии, антитеза духовного и телесного, активного и
пассивного начала не могла вылиться в резкую форму...
В мастерской средневекового ремесленника не было
места для представителей так называемого необученного,
неквалифицированного труда. В мануфактурной мастер-
ской работа им находится. Они составляют «нижний
. пласт». Над ними располагаются другие пласты, другие
рабочие группы, различающиеся между собой по степени
квалификации. Уже в их среде образуются некоторые ор-
ганизаторские наслоения. Идя далее по восходящей
лестнице звеньев, мы видим группы заведующих техни-
ческой постановкой предприятия и администраторов.
Владелец предприятия «освобожден», таким образом, не
только от всякого физического труда, но и от многих
чисто организаторских обязанностей...
[19] В противоположность средневековым мыслителям,
«отцы» новой философии уделяют в своих системах миру
преходящих явлений очень много внимания, подробно
это не в том
духе, что
у тебя 213
* Напомним, что Маркс в I т. «Капитала» и
К. Каутский отмечают зависимость между абстракт-
ными религиозными воззрениями и развитием то-
варного производства.
изучают его строение, развитие, законы соотношения его
частей, создают натурфилософию. Та же самая «возвы-
шенная» позиция руководителей мануфактурных пред-
приятий, которая внушила отцам новой философии
«чистую» идею организаторской воли, подсказала им,
равным образом, механическое объяснение процессов
материальной действительности, т. е. процессов, имеющих
место в среде организуемой массы.
Дело в том, что руководитель мануфактурного пред-
приятия — лишь конечное звено в довольно длинной
цепи организаторских звеньев. По отношению к нему
остальные организаторы являются подчиненными и,
в свою очередь, противостоят ему, как организуемые.
... Но поскольку их роль отлична от роли главного руко-
водителя, поскольку она сводится к участию в техниче-
ской работе, от каковой главный руководитель «освобо-
дился», постольку их «духовный» характер стушевы-
вается, постольку их деятельность оценивается, как
деятельность «материи»...
[21—24] Буржуазная система вообще двуликий Янус...
Правда, решительную формулировку дуализма мы нахо-
дим лишь в картезианстве, — системе, созданной как раз
на заре новой хозяйственной эры; правда, последующие
философские системы, начиная со спинозовской, объяв-
ляют картезианское противоположение бога и мира,
духа и тела противоречивым.... Не о торжестве над дуа-
листической точкой зрения свидетельствуют, в свою
очередь, материалистические и позитивные системы бур-
жуазной философии. Разница между буржуазной мета-
физикой и буржуазным «положительным мировоззрением»
не так велика, как это с первого взгляда может показаться.
... Атака со стороны материализма направлена не против
основной предпосылки, выдвинутой метафизикой: понятие
об организующей воле материализмом не зачеркивается.
Оно фигурирует лишь под другими наименованиями:
«дух» заменяется, например, «силой»...
В этом опошле- нии истории философии совсем забыта борьба буржуа- зии с феода- лизмом.
|
В XVII в., в дни своих «бурных
стремлений», английская буржуазия про-
поведовала учение, согласно которому все
в мире должно объясняться как движение
материальных частиц, совершающееся с ме-
ханической необходимостью. Английская
буржуазия закладывала тогда фундамент
крупнокапиталистического хозяйства... Весь мир изо-
бражался ими в виде организации материальных
частиц, соединяющихся согласно имманентным зако-
нам...
Подобными же трактатами наводняла книжный
рынок французская буржуазия во вторую половину
XVIII ст.... А что такое внутреннее строение предприя-
тий, мы знаем: это царство материи и механических
процессов. Отсюда обобщение: человек — это машина,
природа — это машина..
Движение материи обусловливается ею самой, точнее, ее соб-
ственной силой (Гольбах). Организаторская воля опять, как
видите, весьма преобразилась, но наличность ее констатируется
и признается безусловно необходимой.
... Мануфактуристы | не | выступали в качестве революционных
«штурм-унд-дренгеров»...
А их борьба с поповщиной? Исказил историю Шуля-
тиков!
NB
экий вздор!
пролета-
риат-
материя
вздор
ш
КАРТЕЗИАНСТВО
[25—29] Организуемые нуждаются в организа-
торе...
Промежуточные организаторские звенья — «ин-
дивидуальные души» могут выполнять свою орга-
низаторскую роль лишь при наличности верховного
организаторского центра. Лишь последний приводит
их в соприкосновение с пролетариатом — «мате-
рией» — в рамках организованного целого, ману-
фактурной мастерской...
Декартово понятие о человеке есть не что иное,
как дальнейшее распространение определенной
формы мышления, «определенного способа пред-
ставления фактов, определенного типа их соеди-
нения в психике». Мы видели, что мир, в системе
Декарта, организован по типу мануфактурного пред-
приятия...
Мы имеем дело с культом умственного труда...
Я — организатор и, как таковой, могу сущест-
вовать, только выполняя организаторские функ-
ции, а не исполнительские: вот что означает декар-
тово утверждение, если его перевести на язык классо-
вых отношений...
Обычное, наивное воззрение представляет внешний
мир таким, каким он рисуется сквозь призму чувств...
Понятие о рабочем только как о шорнике или
только как об обойщике уступает место понятию о ра-
бочем вообще. Профессия «сущности» рабочей силы
более не составляет...
[31—33] Время, объясняет Декарт, нельзя считать свойством
материи: оно «модус мышления», родовое понятие, создаваемое
последним...
Философия отныне — верная служанка капитала.... Пе-
реоценка философских ценностей определялась передви-
жениями в организаторских верхах и организуемых
низах. Новые организаторы, новые организуемые — новые
понятия о боге и душе, новые понятия о материи...
IV
СПИНОЗА
[37] Всякое сношение души и тела только через бога. Всякое
сношение промежуточных организаторских звеньев с организуе-
мой массой только с санкции верховного организатора!...
... Движение материи и деятельность души лишь две стороны
одного и того же процесса. Ни о каком взаимодействии между
душой и материей не может быть и речи.
[41—42] Опыт, чувственное восприятие для него непременное
условие познания вещей...
Но... когда Спиноза умер, то, как известно, погребальную
колесницу, везшую его останки, с большой помпой провожал
fine fleur голландской буржуазии. Л если мы познакомимся
поближе с кругом его знакомых и корреспондентов, то опять
встретимся с fine fleur'oM — и не только голландской, но и все-
мирной — буржуазии.... Буржуазия чтила в Спинозе своего
барда.
Спинозовское миропонимание — песнь торжест-
в ующего капит ала, — капитала, все поглощающего,
вс e центр ализующего. Вне единой субстанции нет
бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного
предприятия производители существовать не могут..,
ребяче-
ство
ЛЕЙБНИЦ
[45] Бог Лейбница — собственник образцово поставленного предприятия и сам превосходный организатор...
объяснил!
Материализм
примитивный
a la L о r i а
а реляти-
визм у
греков
VI
БЕРКЛИ
[51] Периоду Sturm und Drang'a англий-
ской капиталистической буржуазии отвечал
1) материализм Гоббса. Почва для мануфактуры
расчищена, для мануфактуристов наступают
2) более спокойные времена: материализм Гоббса
сменяется половинчатой системой Локка.
Дальнейшее укрепление позиции мануфактуры
3) обусловливает возможность антиматериали-
стических выступлений.
[56] «Притяжение и отталкивание рабочих
должно производиться без всяких препятст-
вий»: в воспринимаемых комплексах никаких
решительно абсолютных элементов нет. Все —
относительно.
VII
ЮМ
[61] Родство же его со всеми фигуриро-
вавшими в предыдущих гла вах мыслителями
несомненно...
Позиция философского скептицизма, заня-
тая Юмом, отвечает именно подобному пред-
ставлению о капиталистическом организме.
Вали в кучу! и идеализм и скептицизм, все „отвечает"
мануфактуре! Прост, очень прост т. Шулятиков.
IX
ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ
[81] Возникают системы объективного идеализма...
|
так называемого
[88] Объективные идеалисты...
вздор
а понятие
„движения"?
|
[94] Но мы знаем, что во всех системах бур-
жуазного миропонимания «материя» считается
началом подчиненным (даже у материалистов,
которые, повторяем, отмечают его подчиненное
положение, вводя понятие «силы»)...
[98—99] От антитетического метода Фихте и учения Шеллинга о потенцировании один шаг до гегелевской диалектики. И по поводу нее, после всего сказанного в настоящей главе об антитетическом методе, нам остается сделать несколько дополнительных замечаний. «Реальная подоплека» диалектики нами уже выяснена.
Фихте —
объективный
идеалист!!!
|
Гегель лишь полнее обосновал теорию раз-
вития путем «противоположностей», намечен-
ную двумя другими объективными идеали-
стами...
Нововведение, сделанное Гегелем, подчер-
кивает следующий факт из области «реаль-
ных» отношений. Дифференциация функций
и ролей в мануфактуре достигает своего
ккаждой отдельной исполнительской и каждой отдельной организаторской группы. Функции, принадлежавшие какой-либо одной определенной группе, распределяются между различными, вновь образующимися группами. Каждая группа дробится, выделяет из себя новые. И идеолог мануфактуристов учитывает этот процесс дробления, как процесс внутреннего развития того или иного «начала»...
х
ВОЗРОЖДЕНИЕ «МАНУФАКТУРНОЙ» ФИЛОСОФИИ
[100—102] Умозрительная философия теряет
кредит в буржуазном обществе. Правда, это
происходит не сразу. Но не сразу и машина
завоевала территорию промышленности..,
Чем объясняется положительный характер новых
идеологических систем? простым законом контрастов, стремлением «сделать обратное» тому, что составляло «символ веры» вчерашнего дня?..
Индивидуализированные «комплексы» — Иван, Петр, Яков исчезают. Вместо них появляется в мастерских рабочий вообще.
«Материи» возвращаются экспроприированные у нее «качества»...
Материя реабилитируется. Буржуазное общество
вводит культ нового кумира — «среды»... Правда,
при этом не упускается из виду, что, как-никак,
материя остается материей, т. е. организуемой
массой, и как таковая существовать без «руково-
дителя» не может. И к материи прикомандировы-
вается в качестве специалиста по части организатор-
ских обязанностей «сила». Пишутся трактаты о Stoff
und Kraft (о «материи и силе»)...
[104] Сравнение новейшей организации фабрик
с внутренним строением мануфактуры уже a priori
диктует ответ: новая разновидность буржуазного
миропонимания должна воспроизводить существен-
ные черты миропонимания мануфактурной эпохи...
[106] Неокантианство сменяется «поворотом» к системам
«докантовско го» мышления.
XI
В. ВУНДТ
[108] «...объекта никогда нельзя отделить от
представления и представления — от объекта»...
[ИЗ—114] Приведенные рассуждения-уже доста-
точно ярко обрисовывают Вундта как философа, ста-
вящего своей задачей борьбу с материализмом или,
выражаясь модным термином «tFberwindung des Ма-
terialismus», «преодоление материализма», — и при
атом не заявляющего себя на стороне той школы,
которая считается традиционной противницей по-
следнего...
В области философии о подобном уравнивании
промежуточных организаторских звеньев и пред-
ставителей «физического» труда, «низших испол-
нителей» говорит именно стремление охарактеризо-
вать «субъект» и «объект», «психическое» и «физиче-
ское» как нечто, составляющее «нераздельное» целое,
стремление свести антитезу между названными явле-
ниями к познавательной фикции. Учение Авенариуса.
это верно,
но не так
сказано
ха-ха! эклектик
неправда
|
о принципиальной координации, учение Эрнста Маха
об отношении психического к физическому, учение
Вундта о представлениях — объектах — все это.
учения одного порядка...
[116] До сих пор монистическим взглядам Вундта нельзя было отказать в известной выдержан-
ности. Нельзя, равным образом, заподозрить его в
идеалистических симпатиях...
[118] Именно такого рода скачок совершает Вундт, выдвигающий вслед за учением о «представлениях-объектах» свои
рассуждения о «психофизическом параллелизме»...
[121] «Атрибуты» превращаются в «ряды», но
это — реформа, в сущности, больше словесного ха-
рактера...
[123—124] За духовным началом утверждается
примат...
Все телесное имеет обязательно свой психиче-
ский коррелят. Ни один рабочий, какую бы про-
стую функцию он ни выполнял, не может произ-
водить никаких продуктов, не может найти приме-
нения для своей рабочей силы, не может существо-
вать, не состоя под непосредственным, детальным
«руководством» известного организатора...
...Но психический ряд — это «организаторы»,
а «сопутствие» последних означает для «физического'
ряда» — для рабочих не что иное, как зависимость...
[128—131] Итак, философия должна, по мнению
Вундта, перешагнуть границы опыта, «дополнить»
последний. Требуется продолжать философский ана-
лиз до тех пор, пока мы не получим идеи един-
ства, охватывающей оба не зависящие друг от
друга ряда. Высказавши подобный взгляд, Вундт
спешит сейчас же сделать важную для него ого-
ворку: он заявляет, что единство мира может мы-
слиться нами или как единство материальное или
как един ство духовное: третьего решения проблемы
не существует...
Свою идею всеобщего единства Вундт отказывается на-
звать субстанцией. Он определяет ее, как идею чистого разума,
т. е. в кантовском духе. Как кантовский бог есть идея высшего
«формирующего», несубстанционального начала, так и вундтово
в сеединство есть идея несубстанцпонального целого, благодаря которому все явления получают жизненный смысл, непреложную
Ценность. В свете этой идеи исчезает «пустое и безотрадное»
мировоззрение, видящее во внешнем распорядке явлений, в их
механической связи истинную сущность последних. Вместо него
мы усваиваем взгляд на космический механизм, как на внешнюю
оболочку духовной деятельности и творчества...
При этом Вундт усиленно подчеркивает элемент акту-
альности. Идея всеобщего единства, «мироосновы» сво-
дится у него к идее всеобщей воли...
Мы позволим себе не вдаваться в разбор предложенной им
формулировки, не будем выяснять его теории «волюнтаризма»...
вздор!
... Следовательно, идеологи современного
авангарда капиталистической буржуазии не
могут говорить ни о каких «постоянных»
организуемых началах, а, напротив, должны
характеризовать последние, как нечто в выс-
шей степени изменчивое, нечто, вечно нахо-
йящееся в состоянии движения...
неточно
правда!
верно
это так
ой ли??
XII
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
[133—142] Критика Вундта не имела сокру-
шающей силы, била в воображаемую цель. Вы-
ступление Вундта и последовавший затем ответ
из лагеря учеников Авенариуса * не знамено-
вали собой столкновения миропонимании,
принадлежащих двум различным классам или
двум крупным группам одного и того же
класса. Социально-экономической подоплекой
означенного философского состязания явля-
лась, в данном случае, сравнительно незначи-
тельная разница между наиболее передовыми
и несколько менее передовыми типами новей-
ших капиталистических организаций...
Мы должны сказать больше: эмпирио-
крптическую философию следует понимать,
прежде всего, как апологию названной идеи.
Понятие функциональн ой зависимости есть
отрицание зависимости причинной...
Воспользуйтесь поиском по сайту: