Виды, цели и этапы деловой карьеры
Деловая карьера ¾это любое изменение положения работника в организации: ¨ продвижение по ступенькам служебной иерархии (вертикальная карьера); пирамидальный характер управленческой структуры не позволяет осуществлять всем непрерывную вертикальную карьеру, поэтому возникает проблема работников, для которых она прекращается; ¨ последовательная смена занятий (горизонтальная карьера) как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни; ¨ приближение к «ядру» организации, допуск в узкий круг общения, включение в элиту (центростремительная карьера). Полноценная карьера ¾ это сбалансированное взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства. Внутреннее развитие включает профессиональный рост (приумножение его знаний и навыков, изменение его влияния, авторитета) в среде, престижа в глазах подчиненных или коллег, повышение уровня благосостояния. Внешнее движение сопровождается, например, движением по должностным позициям, разрядам квалификационной лестницы, статусным рангам, уровням материального вознаграждения. С точки зрения содержания карьера может быть административной или профессиональной.
Подвижность, рост, перспективы карьеры ¾ условия стабилизации кадрового состава. Поэтому многие фирмы, особенно в наукоемких сферах, чтобы сохранить высококвалифицированные кадры и лучше использовать их творческий потенциал ставят в соответствие служебной лестнице лестницу научных степеней и званий (параллельная служебная лестница, высшие ранги на которой соответствуют должностям вице-президентов). Это предотвращает переход интеллектуальной элиты на более оплачиваемую административную работу, хотя на низших «этажах«он еще возможен.
С точки зрения организации, продвижения можно выделить следующие виды карьеры: ¨ «ступени» ¾ горизонтальная и вертикальная попеременно; ¨ «трамплин» ¾ сначала постепенное продвижение до высокой должности, а затем пребывание на ней длительный срок до пенсии; ¨ «стремянка» ¾ сначала постепенное продвижение вверх, затем такой же спуск вниз; ¨ «перепутье» ¾ неизвестность после повышения квалификации ¾ вверх, вниз или по горизонтали; ¨ «змея» ¾ горизонтальная карьера на одном уровне, затем переход на высший.
На отечественных предприятиях имеет место нарастающий темп продвижения работников. Примерно такая же практика существует в США. Здесь, чтобы иметь возможность занять ведущую должность в главной конторе фирмы, надо быть к 39-44 годам управляющим крупного отделения. Предпочтение отдается тем, кто проработал по меньшей мере 2 года в качестве рядового инженера на производстве или служащего в отделе сбыта, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности; в течение 2-4 лет, руководителем группы инженеров, в течение 3-6 лет ¾ подразделения с несколькими отделами; желательно участие в руководстве чрезвычайными ситуациями, управление зарубежными отделениями. В Японии карьера начинается примерно через 10 лет работы в организации.
С точки зрения возможностей дальнейшего продвижения карьера может быть перспективной и тупиковой. Последнее может иметь место, например, даже если человек хорошо изучил свой участок работы, но все его способности и знания не подойдут для более высоких уровней управления, где необходимы черты, которые нельзя было приобрести прежде. Поэтому имеющийся опыт и навыки надо учитывать только в контексте будущей деятельности.
Основные характеристики карьеры: ¨ увысшая точка («плато»); ¨ длина ¾ количество позиций от нижней до высшей точки; ¨ уровень позиции, т. е. отношение числа лиц, занятых на высшем уровне, к числу лиц на данном уровне; ¨ потенциальная мобильность, определяемая отношением числа вакансий на высшем уровне к числу работников на данном. Поскольку решения о тех или иных шагах в области карьеры принимаются в условиях недостатка информации, субъективной оценки себя и обстоятельств, нехватки времени или эмоциональной нестабильности, они не всегда бывают рациональными и оправданными. В результате карьера может оказаться тупиковой. Факторы успешной карьеры: ¨ случай, предоставляющий человеку шанс; ¨ реалистичный подход к выбору направления движения; ¨ возможности, создаваемые социально-экономическим статусом семьи (образование, связи); ¨ хорошее знание своих сильных и слабых сторон; ¨ четкое планирование. Внутренняя оценка успешности и неуспешности карьеры происходит путем сопоставления человеком реального положения вещей с личными целями и притязаниями, а внешняя основывается на мнении окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности, уровне оплаты. Эти оценки могут не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития внутреннего конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями. Любая карьера делается ради чего-то и, таким образом, имеет свои цели, которые с годами меняются. Администрация и сотрудники кадровых служб должны ясно себе представлять эти цели: ¨ независимость в решении проблем, возможность делать все по-своему. В рамках организации их дают высокая должность, авторитет, заслуги, с которыми окружающие вынуждены считаться; ¨ высокая компетентность. В этом случае ориентируются на профессиональный рост, признание администрации и коллег, а не на должностное продвижение и материальную сторону дела; ¨ сохранение и упрочение своего положение в организации. Здесь стремятся к занятию должности, дающей такие гарантии; ¨ власть, лидерство, успех, которые ассоциируются с руководящим постом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства;
¨ возможность занятия творчеством; ¨ потребность в первенстве всегда и везде; ¨ интеграция интересов личности и семьи. Это своего рода компромисс, который обеспечивает разнообразная и высокооплачиваемая работа (но не на первых должностях), предоставляющая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п.; ¨ высокая заработная плата, льготы, социальные гарантии или иные формы вознаграждения; ¨ благоприятные условия труда и жизни.
В целом женщины меньше мужчин ориентированы на карьеру, но руководители-женщины ¾ чаще в 2,5 раза.
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов. 1. Подготовительный (18-22 года) связан с получением высшего или среднего? профессионального образования. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет. 2. Адаптационный (23-30 лет) происходит овладение молодым специалистом новой профессией, поиск своего места в жизни. Требуется информация со стороны для оценки своей деятельности, значимости, возможностей, укреплении уверенности в себе, специализации, углублении знаний, в получении практического опыта. Середина этого этапа может совпасть с началом административной карьеры.
Считается, что идеальной стартовой площадкой карьеры менеджера является трудная, но находящаяся «на виду» должность низового линейного руководителя, а не «теплое место» в аппарате. Эта должность приносит ценный опыт самостоятельной работы, но в то же время не является ключевой, в результате чего возможные неудачи новичка не нанесут организации большого ущерба, а у него не отобьют желания к продвижению вперед. Здесь быстро выясняется, имеет данное лицо способность к руководству и его надо как можно быстрее продвигать вперед или, наоборот, вернуть к исполнению обязанностей специалиста.
3. Стабилизационный (30-40 лет). Сотрудники окончательно разделяются на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Но все же к концу этого периода все становятся профессионалами.
В среднем отечественные руководители пребывают в одной должности 7,5 лет, но те, кто добрался до высших эшелонов власти, пребывали в каждой должности 2-3 года и сменили до 10 должностей. Для управляющих высшего звена срок пребывания в одной должности может быть увеличен до 8-10 лет. Практика показывает, что наибольшего успеха добиваются руководители, последовательно продвигающиеся в должности.
4. Консолидационный (40-50 лет). Перспективные руководители продолжают свою карьеру. Неперспективные руководители низового уровня осваивают новые сферы деятельности и переходят к горизонтальной карьере. Отсутствие перспективы продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к кризису середины жизни ¾ расхождению между жизненными целями личности и реальной ситуацией. В результате люди начинают подводить итоги сделанного, переосмысливать избранный путь, освобождаться от иллюзий и, понимая, что дальнейший карьерный рост невозможен, искать пути приспособления к новой ситуации и решать, как жить дальше. 5. Этап зрелости (50-60 лет). Люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта, мастерства молодежи. Для руководителей здесь необходимо своевременно подбирать должности с учетом их реальных сил, опыта и знаний. 6. Этап подготовки к уходу на пенсию и определения, что делать дальше (старше 60 лет), сугубо индивидуален. Для одних лиц его желательно осуществлять как можно раньше (с момента возникновения у них законного права); для других, полных физических и духовных сил, ¾ как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам. Управление карьерой Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека. Успешная карьера обеспечивает материальное благополучие, удовлетворение высших психологических потребностей человека (в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти). Желание человека оптимизировать карьеру с помощью управления связано с возможностью его самоопределения, самостоятельного выбора им путей движения в социальном пространстве общества. Грамотно построенное управление карьерой является фактором повышения эффективности деятельности организации, условием ее устойчивости и жизнеспособности в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом развития. Оно обеспечивает бесперебойное и рациональное замещение ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений содержания труда.
Конкретные цели управления карьерой: ¨ формирование, развитие и рациональное использование трудового потенциала каждого работника и организации в целом; ¨ обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры; ¨ достижение взаимопонимания между фирмой и менеджером по вопросам развития и продвижения; ¨ создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др. Управление карьерой сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (в том числе с помощью консультантов), позволяющих выявить лиц с высоким потенциалом продвижения, помочь им раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом в соответствии с разработанными схемами перемещения. Для этого необходим постоянный анализ возможностей для развития карьеры сотрудников и регулярное заполнение формы, отражающей (где возможно, в баллах) результативность их труда, оценку квалификации, знаний, профессиональных навыков руководства и общения, способностей решать проблемы; перспективы роста потенциала на 3-5 лет и предположительный максимально достижимый уровень должности.
Работников не знакомят с конкретным содержанием этой формы, хотя мнение о них в общих чертах сообщается; сама же форма передается вышестоящим руководителям, и без ее наличия продвижение по службе непосредственного начальника несмотря ни на что может быть задержано.
Основой управления карьерой сотрудников в рамках фирмы является соответствующая программа сотрудника, создаваемая на основе анализа требований к должностям и связям между ними. Программа содержит: ¨ оценку потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях; ¨ способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и их продвижения в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, характера мотивации; ¨ схемы замещения должностей; ¨ стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры; ¨ способы увязки карьеры с результатами аттестации; ¨ пути создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей, разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство); ¨ организацию эффективной системы повышения квалификации; ¨ возможных направлений ротации; ¨ формы ответственности руководителей.
Необходимость управления индивидуальной карьерой связана с тем, что большинство людей, как показывают исследования, обычно относится к ней пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. В России в 70-75% случаев карьеру определяет руководитель, причем 72% опрошенных указали на приоритетную роль протекции с его стороны; 58% ¾ на то, что для этого ему надо понравиться.
Управление карьерой включает: ¨ помощь в познании сотрудниками своих потребностей и интересов (желаемой должности, уровня доходов и проч.) и потенциальных возможностей, на основе чего и с учетом перспектив организации формулируются основные цели карьеры; ¨ самостоятельное (или с помощью руководителя и при консультации специалиста по работе с персоналом) определение вариантов продвижения как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры; ¨ планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.) и должностного перемещения (повышения, ротации) менеджеров; ¨ организацию обучения (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий менеджеров; ¨ активизацию карьерных устремлений руководителей, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой: самомаркетинга (самопрезентации, саморекламы); ¨ регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появление карьеризма; ¨ координацию и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой; ¨ контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей. План карьеры ¾ это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника.
Образец плана карьеры: 1. Фамилия, имя, отчество, стаж работы 2. Должность 3. Возраст 4. Образование 5. Заключение последней аттестационной комиссии 6. Переподготовка и повышение квалификации 7. Нахождение в составе резерва 8. Оценка заинтересованности субъекта 9. Интегральная оценка в баллах: ¨ анкетных данных; ¨ личностных качеств; ¨ профессиональной подготовки 10. Срок последнего назначения на должность 11. Другие сведения 12. Долгосрочные цели и краткосрочные задачи на следующий этап профессионального роста 13. Наиболее важные потребности в совершенствовании 14. Задания, обеспечивающие переход к следующему этапу профессионального роста и реализацию долгосрочной цели 15. Обязательства организации
Формой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5-10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному или вертикальному перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны ¾ его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Планирование карьеры обеспечивает: ¨ учет и увязку целей и потребностей организации и сотрудника; ¨ ознакомление людей с реальными перспективами их роста и условиями, которые позволят им достичь желаемого, избежать при этом карьерных тупиков; ¨ трудовую мотивацию; ¨ выявление потенциала продвижения и определение мероприятий, обеспечивающих его реализацию в виде серии перемещений в должности; ¨ индивидуальное развитие, профессиональный рост, увеличение значимости для фирмы, соответствие квалификации персонала новым требованиям. В то же время планирование карьеры не создает новых вакансий и не является гарантией продвижения.
В результате управления карьерой у сотрудников появляется: ¨ бόльшая удовлетворенность работой и организацией; ¨ более благоприятные возможности достижения цели в сфере профессиональной деятельности; ¨ отношение к работе не только как к повседневной обязанности, но и как к условию продвижения; ¨ видение перспектив и возможность планировать другие аспекты своей жизни; ¨ заинтересованность в целенаправленном повышении квалификации и подготовке к будущей работе; ¨ лояльность по отношению к фирме. Условия успешной карьеры: ¨ постоянное обучение и повышение квалификации, саморазвитие; ¨ знание организации и положения дел в ней и подразделениях; ¨ высокий профессионализм; ¨ активное участие в осуществлении внутренних проектов; ¨ знакомство с новинками литературы и расширение своего кругозора; ¨ создание и поддержание имиджа; ¨ участие в обучении других, распространении передового опыта; ¨ сотрудничество с непосредственным руководителем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|