Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним
Сегодня естественный процесс движения руководителей по ступеням карьеры недостаточен и должен дополняться искусственным их «выращиванием» с помощью резерва для замещения вакантных должностей. Под резервом понимается специально отобранная целевая группа руководителей, специалистов (а на предприятиях ¾ даже рабочих), достигших положительных результатов в профессиональной деятельности, проявляющих склонность и интерес к управлению и удовлетворяющих определенным требованиям. Задачи, решаемые резервом: ¨ выявление и изучение сотрудников, способных занять должности; ¨ подготовка и воспитание руководителей; ¨ обеспечение планомерного замещения вакансий, непрерывности руководства; ¨ минимизация элементов случайности в кадровой работе и проч. Для комплектования и подготовки резерва выделяются ответственные лица. Процесс формирования резерва и работа включают несколько стадий. На первой стадии осуществляется прогноз развития основных направлений деятельности фирмы, изменения ее организационной и управленческой структуры на ближайшую и отдаленную перспективу.
Они задают качественный, количественный и структурный аспекты резерва: ¨ изменения совершенствования структуры органов управления; ¨ появления новых подразделений; ¨ текучести кадров по должностям и открывающихся вакансий; ¨ примерного выбытия из состава резерва.
На второй стадии определяется конкретная должностная структура резерва. Последний целесообразно создавать для всех руководящих должностей фирмы и ее подразделений, прежде всего ключевых (если компания не может сформировать команду будущих руководителей из числа своих сотрудников, это признак ее слабости). Структура резерва строится по трем уровням управления ¾ высшему, среднему и низшему ¾ в соответствии с утвержденной номенклатурой должностей.
На третьей стадии устанавливается оптимальная численность резерва с учетом: ¨ фактического количества подготовленных руководителей каждого уровня; ¨ прогноза потребности в руководящих кадрах на ближайшую и отдаленную перспективу в результате изменения и совершенствования аппарата управления, появления дополнительных административных должностей, сокращения штатов; ¨ числа потенциальных вакансий, связанных с уходом на пенсию; ¨ ожидаемого выбытия по разным причинам из состава резерва. В результате определяется величина текущей и перспективной потребности в резерве. На каждую должность в резерве желательно иметь как минимум двоих кандидатов (второй всегда необходим для избежания случайностей и стимулирования к совершенствованию первого).
Но работать с большим резервом трудно, а низкая вероятность назначения на должность снижает мотивацию.
На четвертой стадии формируется совокупность требований к кандидатам. Эти требования разделяются на основные, обусловленные спецификой организации (компетентность, личностные качества, навыки), и дополнительные.
Дополнительными требованиями часто являются минимальный общий стаж, опыт работы в качестве руководителя либо специалиста в соответствующих подразделениях (исследовательских, штабных и проч.), а также во временных проектных группах. Иногда речь идет о состоянии здоровья, наличии предпринимательской практики.
Обо всех требованиях, которые будут предъявлены, работника необходимо ставить в известность. На пятой стадии осуществляется поиск кандидатов путем изучения анкет, характеристик, итогов аттестации, бесед, текущих наблюдений с учетом соответствия кандидатов требованиям должности (рабочего места), их личных пожеланий и объективных склонностей к управленческой деятельности. При этом надо учитывать, что не все могут быть руководителями, не бояться «пятен» в биографии, принимать во внимание семейные обстоятельства.
Необходима специальная программа выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и продвижения, который характеризуется не степенью подготовленности в настоящий момент, а возможностями в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, личностных качеств, уровня заинтересованности. В число перспективных кадров включаются лица, которые заинтересованы в служебном росте и с вероятностью более 0,5 могут быть назначены на руководящие должности; затем устанавливается, кто из них имеет большие шансы стать руководителем, и обстоятельно изучаются данные работника ¾ сначала анкетные, затем остальные.
На шестой стадии происходит отбор лиц, зачисляемых в резерв (с заключением соответствующих договоров). Решение обычно принимается после собеседования, которое выявляет стремление работать на руководящей должности, умение планировать свою работу, решать проблемы в сжатые сроки, подготовленность, квалификацию и проч. Для доминантных личностей выдвижение в резерв имеет большое мотивирующее значение. На практике придерживаются следующих принципов отбора: ¨ соответствие кандидата типу резерва и должности, общим и профессиональным требованиям; ¨ «открытость» списка, зачисление в состав резерва максимального количества способных людей; ¨ исключение привилегий и протекций; ¨ перспективность (требует установления возрастного ценза для определенных категорий должностей или учета времени, остающегося до наступления пенсионного возраста, и состояния здоровья, определения необходимого периода работы в должности, наличия инновационного потенциала).
Возраст кандидатов в резерв зависит от должности. В соответствии с отечественной практикой в состав резерва включаются мужчины до 45 и женщины до 40 лет (обычно на средние управленческие должности ¾ до 30 лет). В США для руководителей среднего звена он равен 25-30 годам, максимум 35 лет. Регламентация возраста руководителя необходима там, где без механизма конкурентного отбора сложно определить четкие критерии эффективной деятельности и требуемые от сотрудника результаты.
При зачислении в резерв прежде всего учитывают то, как человек справляется с текущей работой (контроль этого осуществляется непосредственными руководителями и основан на индивидуальном плане работы). Для менеджеров речь идет о степени достижения целей организации или подразделения; для специалистов ¾ об исполнительности, творческом подходе, сложности и своевременности выполнения заданий. Седьмая стадия формирования резерва состоит в оценке профессиональных знаний, навыков и опыта претендентов, их соответствия должности. Включать в резерв людей, непригодных для руководящей работы, недопустимо.
Процедура отбора в резерв должна быть регламентирована, согласована с процедурами выдвижения и назначения. Иногда ее целесообразно осуществлять в виде конкурса.
Оценка осуществляется в виде экзамена, собеседования или экспертным путем на основе средней степени выраженности у них требуемых качеств. Восьмой стадией формирования резерва являетсяпринятие первым лицом решения о включении сотрудника в его состав.
Исключение из резерва происходит им же с учетом возраста, состояния здоровья, неудовлетворительных результатов, показанных в течение пребывания в резерве. Таким образом, резерв регулярно пересматривается и обновляется. Делают это обычно на основе анализа его состава и расстановки кадров в IV квартале.
При принятии окончательного решения учитываются: ¨ профессиональные характеристики субъектов; ¨ выводы и рекомендации последней аттестации и специальных оценок; ¨ мнения непосредственных руководителей и коллег; ¨ степень заинтересованности оставаться в составе резерва; ¨ личностный, профессиональный и инновационный потенциал; ¨ вероятность появления вакансий; ¨ характер подготовки;
¨ соответствие общим и профессиональным требованиям будущей должности; ¨ перспективность (остающееся до пенсии время); ¨ рабочие показатели; ¨ способность к обучению; ¨ наличие необходимых деловых качеств. В резерве выделяют две группы: ¨ преемников или дублеров ¾ кандидатов на замещение определенных ключевых должностей, готовых приступить к работе немедленно или в ближайшем будущем (не более 3 лет), что требует их конкретной подготовки (оперативный резерв, или резерв функционирования); ¨ молодых сотрудников с лидерскими наклонностями, которые могут занять эти должности в перспективе, вплоть до 20 лет и более (стратегический резерв).
Понятно, что работа с представителями каждой группы происходит неодинаково. Так, для сотрудников второго типа она не является целевой, а в основном решает задачи формирования общей культуры, корпоративного духа, управленческих знаний, необходимых для занятия любой руководящей должности в будущем.
На каждого кандидата в резерв составляется личный план работы, что позволяет индивидуализировать и ускорить подготовку к занятию должности. Периодически (не реже раза в год) должна производиться оценка достигнутых результатов и корректировка плана работы.
Разделами плана работы с резервом являются теоретическая подготовка, замещение руководителя в период отсутствия, участие в решении организационных вопросов, стажировки, формирование навыков общения.
После того как резерв сформирован, с ним под контролем администрации начинается интенсивная работа. Она осуществляется адресно, с учетом их личных особенностей, в условиях состязательности, смены видов деятельности, что дает возможность изучить способности кандидата к различным видам труда. Подготовка бывает профессиональной (общей, специальной) и социально-психологической. Так, для линейных руководителей считается целесообразной работа со студентами старших курсов, молодыми специалистами (в период их испытательного срока, стажировки и проч.), молодыми (2-3 года стажа) руководителями низового звена, глубокое знакомство со всеми сторонами деятельности организации и отрасли, умение действовать в экстремальных ситуациях.
В настоящее время ведущим фактором формирования менеджера является личный опыт руководящей работы. В процессе его приобретения ключевыми моментами являются общие способности, окружение, личность наставника, содержание самой деятельности в определенной должности в соответствии с профессиональными требованиями, случайности.
Примерное содержание подготовки резерва:
¨ задания по изучению и решению конкретных производственных проблем, причин образования «узких» мест, выработка и публичная защита рекомендаций по их устранению; ¨ привлечение к проверкам и оказанию помощи другим подразделениям; ¨ временное замещение и горизонтальное перемещение; ¨ индивидуальная работа под началом вышестоящего руководителя; ¨ стажировка в должности в своей и чужой фирме, в том числе за рубежом; ¨ обучение в специальных центрах; ¨ краткосрочные (3-5 дней) семинары; ¨ школы и курсы молодых специалистов без отрыва от производства; ¨ школы руководителей, обучающихся по индивидуальным программам без отрыва от производства; ¨ тематические курсы на предприятии с полным отрывом от производства до двух недель, или в течение длительного срока без отрыва от основной деятельности; ¨ постоянно действующие тренинги для менеджеров разных уровней; ¨ самостоятельное обучение по индивидуальной программе; ¨ работа в составе комитетов, комиссий; участие в научно-техническом творчестве, совещаниях, симпозиумах. Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность происходит конфиденциально с учетом: ¨ соотнесения их индивидуальных характеристик с идеалом; ¨ результатов работы в настоящей и прежней должностях; ¨ итогов участия в конкурсах, тестирования, аттестации; ¨ мнения руководителя; ¨ степени внутренней готовности занять должность; ¨ возраста, творческого потенциала; ¨ оценки усилий по подготовке к занятию должности, преодолению недостатков; ¨ повышения квалификации, профессиональной подготовки, общей эрудиции. Кто именно из состава резерва будет назначен на должность, хранится в тайне до последнего момента. Но следует учитывать, что во время пребывания в резерве (2-5 лет) работники проходят основательную подготовку к руководящей работе и должны быть соответственно использованы. Количественную характеристику состояния работы с кадровым резервом могут дать следующие основные показатели:
Горизонтальная карьера Для руководителей и специалистов, чей потенциал повышения исчерпан, но которые могут принести большую пользу фирме, целесообразна практика горизонтальной карьеры. Она дает возможность овладеть новыми сферами деятельности, повысить квалификацию, мастерство и постоянно поддерживать интерес к работе. Горизонтальная карьера осуществляется прежде всего в форме ротации, которая применяется к людям, нуждающимся в многосторонней квалификации (возвращение в свою организацию на более высокую должность называется авторотацией). Ротация имеет следующие разновидности: ¨ перемещение предполагает выполнение опытным работником прежних обязанностей на новом месте в данном подразделении. Оно используется при необходимости укрепления отстающего участка, преодоления конфликта и проч.; ¨ перестановка означает получение новых обязанностей на том же уровне управления, но в другом подразделении, что является формой повышения квалификации; ¨ «карусель», т. е. временный переход работника в пределах организации на другую должность или в другое подразделение, где ему приходится выполнять функции, значительно отличающиеся от прежних.
Каждый работник, поступающий в японскую фирму, обычно обязан не только пройти все ступени должностной иерархии начиная с низшей, но и переходить раз в 2 года из подразделения в подразделение. В компании «Хонда» каждый руководитель среднего уровня выбирает себе сферу деятельности, которую не знает, и работает там не менее недели. Таким образом, вся деятельность, которая перекрывает сферу должностных обязанностей, может быть выполнена другим работником. В результате формируется специалист широкого профиля.
Такая практика дает возможность работнику: ¨ выявить свои сильные и слабые стороны; ¨ найти работу в соответствии со способностями и потребностями; ¨ обрести новый производственный и управленческий опыт; ¨ расширить общие знания, кругозор; лучше понять проблемы других; ¨ «встряхнуться», получить новый заряд душевных сил, укрепить уверенность в себе, преодолеть стресс; ¨ «найти себя» и начать новую вертикальную карьеру. Для фирмы ротация выгодна тем, что ослабляет бюрократические тенденции, помогает поддерживать контакты между подразделениями, но она связана с временным падением производительности, ведет к распылению знаний и навыков, создает риск «забыть» человека в другом подразделении. Другой разновидностью горизонтальной карьеры можно считать обогащение труда, существующее в следующих формах: ¨ расширение полномочий (решать проблемы, распоряжаться ресурсами); ¨ выполнение обязанностей, относящихся к различным функциям, не требующим дополнительной квалификации (противоположно ему упрощение обязанностей, связанное с их членением на составляющие элементы); ¨ участие в работе различных комитетов и специальных творческих групп; ¨ повышение информированности; ¨ чередование видов работы, выполняемых на одном месте; ¨ временное назначение на более высокую должность; ¨ предоставление возможности заниматься научной деятельностью; ¨ расширение неформальных контактов. Для рабочих обогащение труда может заключаться в отказе от конвейерной системы, переходе на индивидуальное выполнение операций, увеличении их разнообразия, совмещении обязанностей, т. е. выполнении в течение имеющегося лимита времени работы, относящейся к смежным профессиям и должностям. Условиями эффективного внедрения методов обогащения труда считаются технологическая и функциональная связь работ, примерно одинаковый уровень их сложности и требуемой квалификации исполнителя, что позволяет сократить потребность в дополнительном обучении; возможность получения ощутимого эффекта как для работника, так и для организации. Разновидностью горизонтальной карьеры можно считать смену профессии. У специалистов материального производства смена профессии происходит довольно часто; у специалистов нематериального производства имеет место непрерывное профессиональное совершенствование.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|