Изучение педагогического опыта
Методы изучения: 1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др. 2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно). 3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи. 4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении 5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда. 6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей. 7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни (практический, научный, методический). Соотнесение уровней и формы обобщения: 1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. 2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое. 3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.
Методы распространения:
- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.); - Коллективный просмотр; - Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека; - Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей; - Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей; - Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала; - Представление материалов в методическом кабинете. 22.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности специалиста.
Итак, педагог — учитель, воспитатель, преподаватель, наставник— лицо, специально подготовленное к профессиональной деятельности по развитию, воспитанию и образованию личности. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны определенные свойства личности, общие и специальные способности. Способности во многом определяют результативность деятельности. В «Российской педагогической энциклопедии» говорится, что для овладения педагогической деятельностью оказывается необходимой достаточно жесткая структура свойств, способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности.
физические: крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо — ритм, энергичность действий, чувство времени, высокая работоспособность, быстрота реагирования, динамизм поведения, уверенность в своих силах, эмоциональная восприимчивость, жизнерадостность; нервно-психические: культура темперамента, устойчивость внимания, скорость запоминания, наблюдательность, эмоциональная отзывчивость, богатство воображения, самообладание, настойчивость, склонность к сотрудничеству, стрессоустойчивость, сдержанность; интеллектуальные: аналитическое предвидение результата действий, творческое мышления, конструктивность решений, быстрая переключаемость с одного объекта на другой, оригинальность мысли, чувство нового, самостоятельность мысли и реализм оценок, рефлексивность, способность к самообразованию; социальные: доброта к людям, отзывчивость, альтруизм, эмпатия, гуманизм, гражданская ответственность, любовь к своей профессии, оптимизм, справедливость, толерантность, ценностное отношение к личности. Склонности педагогические — избирательная направленность, устойчивая потребность, стремление и интерес к деятельности по преобразованию человека. Качества личности — совокупность всех социальных и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде. Необходимо формировать следующие педагогические способности, качества:
1. Гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания). 2. Коммуникативные ( умение общаться, сотрудничать) —это способности, которые позволяют установить правильные взаимоотношения с учащимися, что рождает доверие и доброжелательность, готовность сотрудничать с педагогом. Именно деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Вне общения с другими людьми невозможно усвоение знаний, овладение духовным и практическим опытом, нравственными и эстетическими ценностями. Коммуникативные способности в педагогической деятельности должны быть направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое развитие коммуникативных способностей или их отсутствие приводит человека, занимающегося педагогической деятельностью, к тяжелым ошибкам, к конфликтам, которые трудно преодолеть, к профессиональным поражениям и несостоятельности. 3. Перцептивные ( умение проникать во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии). Перцептивные способности вооружают воспитателя вторым видением, умением видеть психологическое состояние школьника, улавливать тонкие движения психики. Следовательно, перцептивные способности связаны с восприятием друг друга как партнеров по общению, на основе чего должно возникнуть взаимопонимание. 4. Конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебный материал) — способность предвидеть ход, развитие и результаты учебно-воспитательного процесса, способность «проектировать» личность (А. С. Макаренко). 5. Суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние педагога) — это способности с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного влияния, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности — это способности внушать, поэтому они тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами личности учителя. Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, хотя формирование ее очень сложно. Для педагога очень важно анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию — способность педагога идентифицировать (условно отождествлять) себя с учеником, вставать на его позицию. Разделять его интересы и заботы, радости и огорчения «Надо прежде всего понимать движение детского сердца», как мудро заметил В. А. Сухомлинский.
6. Эмоциональная устойчивость — способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, своим поведением. Самообладание, способность к саморегуляции создает эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации. 7. Дидактические — это способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимися доступно, интересно, четко, ясно. Умение вызывать мыслительную активность школьников, вносить в учебно-воспитательный процесс новое, необычное, активировать ум и чувства детей. 8. Организаторские — проявляются, во-первых, в способности организовать учащихся, включить их в различные виды социально-значимой деятельности; во-вторых, это способности, позволяющие учителю организовать свою деятельность. Точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность— это качества личности педагога, которые являются следствием организаторских способностей.. 9. Прогностические (умение осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности). 10. Научно-познавательные (академические) — это способности к овладению информацией, знаниями соответствующей области науки, что помогает учителю свободно владеть материалом учебника, пополняет запас, помогает творчески разрешать проблемы учебно-воспитательного процесса. 11. Креативные — способности к творчеству. 12. Экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм педагога, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой). Определяющей составной частью педагогического мастерства являются педагогические способности. Способности педагогические — это обобщенная совокупность таких индивидуально-психологический особенностей и профессионально значимых качеств педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия «талант» и «гениальность».
Педагогические способности действуют и проявляются не изолированно, они тесно связаны между собой и дополняют друг друга, что порождает возможность компенсации отсутствующих. Различают виды способностей: общие и специальные. Схематично педагогические способности можно представить так: Таким образом, академические способности и знания как следствие и результат образованности — обязательный компонент и условие педагогической деятельности. Здесь уместно вспомнить слова Я. А. Коменского: «Тот, кто мало знает, малому может и научить».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|