Культура умственного труда. Организация умственной деятельности
Культура в широком смысле означает возделывание, обрабатывание, совершенствование, т.е. именно культура создает личность, именно культура делает один народ непохожим на другой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегическая задача –подъем общего культурного уровня через создание принципиально новых форм деятельности, способствующих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры. Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат –культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успешность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность. Общеизвестно, что именно деятельность превращает задатки в способности, деятельность позволяет объективировать способности, воплощая их в продукты (ценности) культуры. При всем своем многообразии определений рассматриваемого понятия, остановимся на тех, которые имеют прямое отношение к понятию «культура умственного труда»: · «культура – совокупность достижений производственных, общественных и духовных отношений людей, высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» (С. Ожегов); · «культура – общепринятый способ мышления» (К. Юнг); · «культура – это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности» (В. Библер). Из всего разнообразия видов труда нами выбран для изучения труд умственный (интеллектуальный), включающий информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризующийся отсутствием прямого воздействия человека со средствами производства.
Проблемы организации умственного труда рассматривались в работах деятелей русского просвещения, например, выдающегося педагога К. Ушинского. Изучением вопросов эффективной организации труда и обучения занимался известный физиолог Н. Введенский, утверждавший, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности». Учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр. (П. Гальперин, А. Маркова, В. Зинченко, Е. Кабанова-Меллер, М. Скаткин и др.). В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека. Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося: · способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время; · формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться. Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного условия социально-экономического прогресса. Уровень образования руководителей и педагогов является важнейшим фактором устойчивого развития страны. В этом смысле образование - это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения держат среди своих приоритетов.
КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА – это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности. Адаптация (лат. аdарtаtіо – приспособление)– вид взаимодействия личности с социальной средой, обществом, коллективом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Решимость –это проявление энергии действия. Опыт показывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности–с ее учетом и формированием нового уровня готовности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени. · К чему готов студент сегодня? · Какова у него структура потребностей? · Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям? · Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности? · Как согласованы три луча: Потребность – Способность– Решимость Нет ли между ними дисгармонии? Позитивность студента в отношении к культурному контексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого. Успешность студента определяется его способностями, позволяющими успешно реализовать смысл обучения–повышение жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления. Потребность – это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напряжение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занимает особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении–это в высшей степени человеческая форма потребления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственности за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, действовать. Каковы потребности человека? Это:
· потребность жить и обеспечивать свою жизнь, эта группа потребностей названа «витальные потребности», или первичные, они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода); · потребность занять определенное место в обществе, эта группа названа «социальные потребности», или вторичные, базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в двух видах –«для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности); · потребности познавать и преобразовывать как внешний окружающий мир, так и внутренний духовный человека, эта группа потребностей получила название «идеальные», или базовые; · удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий – воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость, воля имеет первостепенное значение во многих областях деятельности: учеба, наука, искусство, управление, спорт; · потребность в компетенции или вооруженности, потребности в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь. Таким образом, культура умственного труда – ядро общей культуры – проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены основные компоненты:
o внешний (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре); o внутренний (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты). Именно эти составляющие позволяют в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н.Е. Введенским: · в работу нужно входить постепенно; · должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления; · необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу; · необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями; · высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык. Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда: · поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы; · поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки; · соблюдение ритмичности в работе; · создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных; · перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо - эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры); · во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|