Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высота офисной мебели в зависимости от роста работников




5. Достижение оптимальной освещенности (силы потока света) рабочих мест (и помещений в целом), равномерной, без теней, с незначительными колебаниями (например, пульсирующий свет оказывает неблагоприятное воздействие на организм, особенно при наблюдении за движущимися объектами), достаточной для выполнения работы, ограничивающей контрасты, предотвращающей ослепление. Световой поток частично отражается, пропускается и поглощается.

 

Уровень освещенности измеряется в люксах, т. е. в количестве света, отбрасываемом обыкновенной свечой на экран площадью 1 кв. м на расстоянии 1 м. Освещенность на свежем воздухе составляет 5000 лк, коридоров ¾ 50 лк, служебных помещений ¾ 100-300 лк, для работы с высокой точностью необходимо 1000 лк.

 

Повышение освещенности в 10 раз приводит к росту производительности труда на 5-6% при работах средней сложности и на 15% ¾ при работах высшей сложности.

При неравномерном освещении глаз, переключаясь с объекта на объект, устает. Утомление может быть также результатом недостаточного или избыточного освещения.

Рациональное освещение увеличивает производительность на 13%, снижает брак на 25%.

Выделяют естественное и искусственное освещение. Естественное должно создавать нормальную освещенность с учетом его изменения в течение дня, а искусственное ¾ быть достаточным.

Искусственное освещение бывает:

¨ общим, рабочим, предназначенным для выполнения конкретных работ;

¨ локализованным (на несколько рабочих мест, обычно ¾ на 4);

¨ местным (для небольших поверхностей), но применение только его недопустимо;

¨ аварийным.

Некоторые помещения (например, столовые, туалеты, раздевалки) могут быть освещены только искусственно.

Лучше всего, если свет падает сверху или с левой стороны (в светлом помещении допустимо также справа). Его источник должен находиться в поле зрения работника (оптимальное место ¾ над окном или у стены, но не в центре комнаты, как часто считают) и обеспечивать одинаковую яркость освещения на всей площади помещения. Источники света необходимо правильно подбирать и рационально распределять в помещении.

Контрастность в освещении должна быть оптимальной и не превышать в близких точках 1: 40, что позволяет хорошо видеть освещаемые объекты обеспечить необходимую точность работы (иначе она может стать причиной несчастных случаев).

 

Выделяют несколько типов освещения:

¨ прямое (с помощью рефлектора) предполагает, что до 100% света падает вниз, на рабочее место, что вызывает сильные тени и ослепляющий эффект и в целом нежелательно;

¨ полупрямое (с помощью просвечивающего рефлектора) используется для небольших помещений и вестибюлей; в этом случае 60-90% света падает вниз, а 40-10% отражается от потолка;

¨ прямое косвенное с помощью ламп дневного света применяется в больших конторских помещениях; 40-60% света падает вниз и создает благоприятную для глаз ситуацию;

¨ полукосвенное дает минимум теней и предполагает, что от потолка отражается 60-90% света; наряду с предыдущим типом является наиболее желательным;

¨ косвенное (до 100% света поступает вверх и вбок, что обеспечивает хорошее его рассеивание при условии чистого потолка).

 

На рабочем месте в дополнение к общему освещению желательно пользоваться лампой накаливания на гибком шланге. Для общего освещения предпочтительнее люминесцентные лампы, ибо они в 2,5 раза экономичнее.

Резкие контрасты, недостаток или избыток освещения, блики, белый, холодный, резкий свет напрягают глаза, приводят к утомляемости зрения, к снижению его остроты. Чтобы защищаться от прямых лучей, надо использовать светорассеивающие шторы и жалюзи, а поверхность стен и мебели во избежание бликов подбирать таким образом, чтобы она в оптимальной степени отражала (поглощала) свет, для чего надо учитывать отражающий эффект.

 

Оптимальный коэффициент отражения составляет:

¨ для потолка 0,7-0,85 (белый потолок имеет коэффициент отражения 0,85-0,9);

¨ стен ¾ 0,6-0,8 (верхняя часть); 0,4-0,65 (нижняя часть);

¨ мебели ¾ 0,5-0,65 (в том числе крышки столов ¾ 0,25-0,55; другие элементы мебели ¾ до 0,45);

¨ пола ¾ 0,2-0,5.

С учетом этого должно обеспечиваться соотношение освещенности рабочего места и прилегающей площади не более 3:1, а рабочего места и пола ¾ 10:1.

Необходимо иметь в виду, что разные цвета имеют различный коэффициент отражения: белый ¾ 0,93; слоновая кость ¾ 0,75; светлый беж ¾ 0,62; салатовый ¾ 0,7; светло-голубой ¾ 0,45; светло-желтый ¾ 0,55; беж ¾ 0,38; красный ¾ 0,29; серый ¾ 0,15. Правильная окраска рабочего места повышает производительность на 25%.

 

6. Хорошие условия обзора исключают зрительное напряжение. Это достигается при наличии физиологически приемлемого расстояния между глазами работника и предметом труда (при особо точных работах оно составляет 25 см, при точных ¾ 25-35, при остальных ¾ свыше 35 см).

 

Угол мгновенного зрения в рабочей зоне составляет 18°, угол эффективной видимости ¾ 30°. Угол зоны обзора, в границах которого отчетливо воспринимается форма и расположение предметов при фиксированном положении головы по горизонтали, составляет 120° за счет бокового зрения, а по вертикали ¾ 86° (39 ¾ вверх и 47 ¾ вниз).

Размеры и пропорции объектов оцениваются точнее в горизонтальной плоскости, нежели в вертикальной.

Пределы восприятия цвета также различны. Для желтого по горизонтали 120°, а по вертикали ¾ 95; для синего ¾ соответственно 100 и 80; для красного и зеленого ¾ 60 и 40°.

С учетом поворота головы угол зрения составляет по горизонтали до 220°, а по вертикали ¾ 125-135°. Поворот головы, не вызывающий чрезмерного напряжения, может быть 30-40°. Но движение глаз быстрее, чем головы, и менее утомительно.

 

7. На рабочих местах в помещениях необходим контроль, поддержание температуры на уровне 18-20 °С, влажности ¾ 40-60% (минимум ¾ 25%), минимум пыли, микробов, вредных газов. Во многом это достигается с помощью кондиционеров, использование которых повышает производительность труда до 15%.

 

При одной и той же положительной температуре влажный воздух воспринимается более теплым, а сухой ¾ прохладным, при отрицательных ¾ наоборот. Кроме того, воздух передает запахи, которые могут плохо переноситься людьми и вызывать нервную утомляемость (особенно это касается сильных и стойких запахов). Воздух также влияет на количество света (например, дым и пыль поглощают его). Перегретый воздух деформирует зрение.

 

8. При работе, требующей сосредоточенности, необходимо создавать тишину, что сберегает до 20% энергии работника.

Шум негативно влияет на человека (как и на другие живые организмы):

¨ вызывает неконтролируемые эмоции, сердцебиение, аритмию;

¨ повышает кровяное давление, общую усталость;

¨ ведет к нервным заболеваниям и психическим расстройствам;

¨ снижает производительность на работах, требующих внимания, координации;

¨ увеличивает затраты времени на коммуникации;

¨ разрушает материальные объекты.

В то же время не все шумы вредны, например умеренные ритмичные несут информацию о работе и окружающей среде, поэтому ограничивают их интенсивность с помощью:

¨ улучшения состояния техники;

¨ использования шумопоглотителей, индивидуальных средств защиты;

¨ повышения личной организованности и дисциплины;

¨ трансляции музыкальных передач, которые не только заглушают вредные шумы, но и растормаживают людей, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, концентрации внимания, повышению на 12-14% производительности. Лучше всего на музыку реагируют молодые рабочие и женщины, работающие в ночную смену.

9. Удобное хранение и поиск информации. Для облегчения этого используемую информацию делят по типу хранения носителей:

¨ хранение с немедленной выборкой (до 15 с), позволяющей не прерывать ход мыслей, например, ящик стола;

¨ внешнее хранение (время на поиск до 15 мин), позволяющее не переключаться на другие работы (в специальных шкафах в подразделении);

¨ общее хранение (время поиска до 1/2 дня), предполагающее централизованное содержание документов, например, в секретариате;

¨ архивное хранение (время на поиск до 2-3 дней) ¾ для деятельности, которую можно на этот срок отложить.

Распределение носителей информации по этим критериям позволяет уменьшить потребность в площадях. Эта проблема остается важной даже в эпоху сплошной компьютеризации, ибо психологически изображение на мониторе не заменяет документа на бумажном носителе.

Ранжирование элементов рабочего места осуществляется на основе экспертных оценок.

Внешняя организация рабочего места.
Принципы проектирования рабочих помещений

Внешняя организация рабочего места предполагает:

¨ его позиционирование относительно других мест, потолков, стен, колонн и проч. в рабочем помещении (офисе, цехе, мастерской, на складе, в гараже и проч);

¨ проектирование рабочих помещений;

¨ выдачу заказов на планировку строящихся по индивидуальным заказам зданий;

¨ распределение подразделений в помещениях уже имеющихся зданий;

¨ проектирование оборудования коллективного пользования самих помещений.

Исходными моментами проектирования рабочих помещений являются:

¨ функциональное назначение (кабинеты, холлы, бытовые помещения и проч.);

¨ особенности технологии той деятельности, которая в них будет осуществляться;

¨ санитарно-гигиенические, психологические и иные требования.

 

Требования к расположению рабочих мест регламентируются ГОСТ 21.958-76, к расположению комнат ¾ ГОСТ 22.269-76.

 

Проектирование производственных помещений является более простым. Это обусловлено их размерами (на все хватит места), преобладающим влиянием объективных технологических условий (конвейер, поточные линии и т. п.), относительно меньшей ролью социальных и психологических контактов, незначительным влиянием внешних условий на результативность физического труда.

Поэтому сосредоточимся на проектировании служебных (офисных) помещений. Офис ¾ административное подразделение организации, выполняющее все функции по делопроизводству и документированию управления.

История знает четыре типа офисов:

1. Контора писаря. Все работы в ней велись вручную с помощью пера, чернильницы, бухгалтерской книги, счетов. Обмен информацией осуществлялся посыльными.

2. Механизированный офис (с 1880-х гг.). Основные элементы: пишущая машинка, телефон, телекс. С их помощью обеспечивалось механическое написание документов под копирку, а обмен информацией поддерживался, кроме того, почтовой и телеграфной связью. Все это значительно повысило производительность управленческого труда и скорость обмена информацией.

3. Электрифицированный офис (середина ХХ в.) основан на технике, работающей на электрических сигналах. Электрические пишущие машинки с заменяемыми головками, копировальные устройства, работающие с ординарной бумагой, портативные диктофоны вновь существенно повысили качество работы с документами и оперативность обмена информацией.

4. Электронный офис (с 1980-х гг.) основан на компьютере, преобразующем информацию по сложной программе и мгновенно передающем ее по сети Интернет в любую точку земного шара. Изобретение электронной подписи сделало возможной передачу не только информации общего характера, но и любых официальных документов.

Элементами современного технического оснащения офиса являются:

¨ оргтехнический блок, оснащенный компьютером (для каждой категории работников ¾ свои);

¨ программное обеспечение;

¨ коммуникационные сети;

¨ устройства совместного пользования.

 

С помощью компьютеров удалось преодолеть оторванность работников друг от друга, и теперь нет нужды собирать их в одном месте и в одно время. Люди могут быть дома, у клиента, в гостинице, в транспорте, но с помощью электронных средств связаться с кем надо и передать любую информацию, в том числе визуальную. Это значительно расширяет границы офисного пространства, сохраняя и облегчая планирование рабочего времени.

 

При проектировании офисов необходимо прежде всего учитывать, что технология управления требует постоянного общения и контактов сотрудников, в том числе с посторонними лицами. Следовательно, распределение структурных подразделений по комнатам, размещение в них мебели и оборудования должно предотвращать потери времени на лишние перемещения (что сохраняет здоровье), а с учетом высокой стоимости недвижимости (уровня арендных ставок) ¾ обеспечивать экономичное использование площадей. Во многом этому способствует прямоточное движение потока документов и иной информации, исключение его лишних пересечений и возвращения к исходным или промежуточным пунктам. Подразделения и работников, постоянно контактирующих друг с другом, размещают рядом; подразделения и работников, в равной мере обслуживающих всех остальных, ¾ на одинаковом расстоянии от них; подразделения и работников, связанных с приемом посетителей (например, отдел кадров), ¾ рядом с входом на первом этаже.

Площадь помещений должна отвечать действующим санитарным нормам и специфике работы. Общая потребность в площадях определяется исходя из размеров объектов, которые должны размещаться на них. Площадь рабочего места имеет решающее значение, ибо ее занижение сокращает эффективность работы, а завышение приводит к избытку хранимых материалов, захламленности и также ухудшает работу.

Соотношение длины и ширины служебных помещений желательно иметь от 1: 1 до 1: 1,5, в крайнем случае 1: 2. При этом минимальная ширина должна быть 2,5-3 м, глубина при одностороннем естественном освещении не более 7 м, а оптимальная высота ¾ 3,1-3,25 м.

По существующим нормам на каждого работника должно приходиться 15 м3 помещения и 4,5 м2 площадей. В частности, на технического исполнителя ¾ не менее 3 м2, а на специалиста ¾ 4 м2.

Вестибюль проектируется из расчета 0,15 м2 на человека, но не менее 18 м2.

Размещение сотрудников в офисе может осуществляться по двум принципам ¾ зальному и кабинетному. Первый предполагает распределение работников в отдельных кабинетах по 1-3 человека, малых комнатах по 4-10 человек и больших ¾ по 11-30 человек с учетом возможностей организации и необходимого набора средств управленческого труда.

Кабинеты руководителей организации, часто используемые для совещаний и встреч делегаций, должны иметь площадь 24-55 м2, а руководителей структурных подразделений, проводящих оперативки, ¾ 8-24 м2. Площадь приемной рекомендуется в среднем 19 м2.

Кабинет оформляют в едином стиле. Хорошо иметь живые цветы. Для неформальных бесед в углу кабинета целесообразно иметь столик с креслами.

Зальный принцип размещения предполагает, что управленческий персонал располагается в залах вместимостью до 1000 человек, оборудованных кондиционерами и звукопоглощением. Рабочие места отделяются друг от друга передвижными перегородками высотой 1,5 м или шкафами (оптимальная высота шкафа 170-190 см, ширина ¾ 45-120 см). На Западе такой принцип традиционен, в России он применим только в новых, специально построенных под офисы зданиях.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. В больших помещениях лучше используется полезная площадь, там легче менять планировку, дешевле обходится отопление, освещение, вентиляция. В любой момент люди могут свободно общаться друг с другом, подчиненные находятся под постоянным контролем руководителя, сотрудники получают большую рабочую зону, размещаются в целом в соответствии с «технологией», поэтому укорачиваются маршруты перемещения и документационные потоки.

Хотя при помощи перегородок каждому в зале можно сделать свой мини-кабинет, в целом здесь труднее сосредоточиться, больше соблазнов отвлечься на посторонние дела и разговоры, выше утомляемость. Поэтому во многих японских фирмах создают специальные комнаты для размышлений.

Кабинет обеспечивает конфиденциальную, уединенную обстановку, необходимую для работы со сложными или закрытыми документами, придает владельцам особый статус, но неудобен для проведения больших совещаний, коллективной работы. При зальной планировке, благодаря постоянному зрительному контакту, облегчается общение, снижается потребность в совещаниях. В то же время слабее выражается статус индивида, нечетко определяются границы рабочих мест.

В определенной степени преодолению отмеченных недостатков служит концепция комбинированного офиса, предполагающая, что каждому сотруднику выделяются постоянное и временное рабочие места. Первое закреплено за ним в виде небольшого кабинета и предназначено для выполнения основных функций; второе в виде общего помещения для вспомогательных работ, совещаний и хранения документов, приема посетителей, творческой работы и проч. он делит с коллегами.

Внутренняя планировка помещений офиса осуществляется во многом с помощью мебели.

Рабочие столы следует развернуть по возможности в одном направлении: сотрудники не должны смотреть в лицо друг другу или в стену, ибо это утомляет. Положение работника лицом к окну нежелательно, а спиной ¾ недопустимо, так как возникает ослепление или затенение. Поэтому рабочие столы лучше всего располагать перпендикулярно к окнам на некотором расстоянии от отопительных приборов. При их расстановке надо иметь в виду, что работа должна передаваться с одного места на другое сбоку или спереди.

В случае если имеет место четкая последовательность работ, столы целесообразно размещать в шахматном порядке углами встык. При этом учитывается и такое психологическое обстоятельство, что люди лучше взаимодействуют с теми, кто сидит по диагонали напротив или через одного.

Если в комнате недостаточно места, чтобы поставить столы на необходимом расстоянии друг от друга, их лучше всего разместить рядом. Следует учесть, что группировка столов по 4 сокращает требуемую для них площадь на 15-30%.

Стол руководителя обычно располагается так, чтобы не мешать подчиненным (он является самым посещаемым лицом в подразделении), но не слишком близко к двери (иначе он сам будет восприниматься как подчиненный), и чтобы входящие не сразу могли его видеть, если он работает в общем зале. При этом он не должен сидеть напротив подчиненных или спиной к ним.

В служебных помещениях лучше подчеркивать равенство. Кабинет с фотографиями руководителей создает впечатление иерархичности.

 

Рабочие места операторов персональных компьютеров располагаются рядами. Стол для персонального компьютера должен иметь общую ширину 1200 мм и высоту 680-760 мм (если она не регулируется, то 720 мм). Удаленность монитора от глаз 500-600 мм. При вводе информации оператор должен работать не более 4 ч в день с перерывами через час 5-10 мин, через 2 ч ¾ 10-15 мин.

 

Оборудование и мебель коллективного пользования размещают так, чтобы к ним было удобно подходить. Это обеспечивается за счет удаления из служебных помещений всего лишнего и сохранения оптимальной ширины проходов, что создает условия для более сосредоточенной работы.

 

Так, для одного человека она должна быть не менее 60 см, для двух ¾ 80, для трех ¾ 100 см; желательная ширина прохода между столом и стенкой 65 см; между столами ¾ 55 см; между столами, стоящими в ряд, ¾ 70 см; между столами с проходом между ними ¾ 90 см; расстояние от стола до шкафа с документами не должно превышать 180 см. В целом для обеспечения свободного перемещения персонала рекомендуется оставлять для проходов 15% площади при зальной планировке и 20% ¾ при кабинетной.

 

Важной характеристикой производственных и офисных помещений является их цветовое оформление. Если оно удачно подобрано, то оказывает благоприятное воздействие на нервную систему: бодрит при однообразной работе или ослабляет напряжение в противоположной ситуации; словом, обеспечивает психологический комфорт, снижает зрительное и общее утомление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...