Иерархические ступени развития педагогического профессионализма и мастерства.
Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал). 2. Использование в учительской практике наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор). 3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность возникающих у него новых идей и возможность передачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Бабанский). По результативности своей деятельности педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности: • репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам; • адаптивному, состоящему в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; • локально-моделирующему, состоящему в том, что педагог умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения учащегося в учебно-познавательную деятельность; • системно-моделирующему, состоящему в том, что педагог владеет стратегией формирования искомой системы знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным разделам курса, как на предыдущем уровне, а по предмету в целом; • системно-моделирующему (включая и поведение): педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии (Н. В. Кузьмина). Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. Гуманный педагог организует педагогическое взаимодействие с позиций интересов детей; имеет оптимистическую установку на возможности и перспективы каждого ребенка, уважает и поддерживает достоинство детей, принимает детей такими, какие они есть.
Э. Бёрк "Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения теперь требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций. Сложности сопутствует сомнение. Профессионал — тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое техническое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными. Профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов "правильно" или "неправильно". Профессионал выступает в роли "мастера-практика", который, отставив формулы, предписания и алгоритмы, оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять надлежащие и защитные меры в ситуациях, когда очевидное не всегда является окончательным ответом. Исследователи определили, что ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных рабочих решений и делают это в присутствии класса численностью от двадцати пяти до сорока учащихся, когда между учителем и учениками ежедневно происходит 1500 взаимодействий. В свете этого обстоятельства Шульман пришел к заключению, что "с подобной сложной ситуацией (в которой работают учителя) может столкнуться лишь врач в отделении неотложной помощи больницы во время или после стихийного бедствия". В таких сложных и неопределенных положениях способность принимать компетентные решения является столь же рискованным и трудным делом в педагогике, как и в любой другой сфере профессиональной деятельности. В педагогическом образовании не менее важно, чем в других формах профессиональной подготовки, научить принимать решения.
Профессионализация предполагает рост доверия учителям, предоставление им большей свободы и возможностей самим контролировать свою сферу деятельности. "Педагогические полномочия" — таково название этого процесса. Педагог-профессионал представляет преподавание как сложную область деятельности, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта ятя совершенства. Такой взгляд на преподавание противостоит догматизму части учителей. Он также помогает сломать оборонительные барьеры на пути переподготовки и повышения квалификации (т.е. осознать собственные недостатки или необходимость изменения собственных методов преподавания). Профессионализм выявляет и отстаивает необходимость постоянного обновления и совершенствования мастерства всех специалистов, включая учителей". Какие же требования предъявляются сегодня к учителю в рамках ФГОС? Российский учитель — это: • носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе; • патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России; • личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, обладающая чувством стыда и собственного достоинства, совестью и ответственностью, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; • владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности; • педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде; • личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями; • квалифицированный пользователь ИКТ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|