Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Медицина Нового времени




ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия
для студентов медицинских и фармацевтических вузов

 

Пермь 2008

УДК 61:93 (075.8)

ББК 5:63.3

И 90

Авторский коллектив – преподаватели кафедры истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии Перм. гос. мед. академии: канд. ист. наук, доц. Н.Я. Азанова; канд. ист. наук, доц. Л.Ю. Кожевникова; д-р ист. наук Н.А. Невоструев; канд. ист. наук, доц. В.П. Фотеева; д-р мед. наук, профессор, зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС Перм. гос. мед. академии М.Я. Подлужная; д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии и культурологии Зап.-Урал. ин-та экономики и права В.Ю. Черных; д-р ист. наук, доц. каф. истории и гуманитарных дисциплин Зап.-Урал. ин-та экономики и права Т.Ю. Шестова.

Рецензенты:

Г.В. Пугина – канд. ист. наук, доцент кафедры истории, философии и социологии Пермской государственной фармацевтической академии.

Т.М. Лебедева – д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Пермской государственной медицинской академии.

И-90 История медицины: учеб. пособие. – 2-е изд.,
пере­раб. и доп. / под общ. ред. Н.Я. Азановой,
Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2008. – 146 с.

ISВN 5-89919-097-1

Учебное пособие содержит теоретический курс и учебно-методический комплекс, включающий программу курса, планы семинарских занятий, темы рефератов, указатели литературы, вопросы для самоконтроля и другие методические материалы. Предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

На обложке – знак доктора медицины. Утвержден 11 февраля 1871 г. Право ношения знака присваивалось медикам, удостоенным Военно-медицинской академией и университетами звания доктора медицины. Знак представляет собой серебряный российский государственный герб, обвитый снизу серебряными дубовой и лавровой ветвями. На месте переплетения ветвей золотая «гиппократова» чаша и две золотые ползущие к ней змеи.

 

УДК 61:93 (075.8) ББК 5:63.3

 
ISBN 5-89919-097-1 © Коллектив авторов, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................  
Теоретический курс
Тема 1. Врачевание и медицина с древнейших времен до Нового времени...…............................................  
Тема 2. Медицина Нового времени (середина XVII – VIII век).......................................  
Тема 3. Мировая и отечественная медицина Нового времени (XIX – начало XX века)............................  
Тема 4. Медицина Новейшего времени (XX – начало ХХI века)............................................  
Тема 5. Здравоохранение Новейшего времени (XX – начало ХХI века)............................................  
Приложение 1. Подлужная М.Я. Основы здорового образа жизни...........................................  
Приложение 2. Корюкина И.П., Подлужная М.Я., Азанова Н.Я. История, традиции и современность (к 90-летию Пермской медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера)..............................  
Учебно-методический комплекс
Программа курса истории медицины...................................  
Планы семинаров..................................................................  
Тема 1. Врачевание и медицина с древнейших времен до Нового времени...................................................  
Тема 2. Медицина Нового времени (середина XVII – XVIII век)....................................  
Тема 3. Мировая и отечественная медицина Нового времени (XIX-начало XX века)...............................  
Тема 4. Медицина Новейшего времени (XX – начало ХХI века)............................................  
Тема 5. Здравоохранение Новейшего времени (XX – начало ХХI века)............................................  
Правила оформления рефератов............................................  
Вопросы для самоконтроля....................................................  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие содержит материалы по истории мировой и отечественной медицины начиная с первобытного общества и до настоящего времени. Оно адресовано студентам первого курса, которые ещё не имеют базовой профессиональ­ной подготовки, не владеют медицинскими терминами.

Цели данного учебного пособия: помочь студентам в выявлении основных этапов, тенденций, закономерностей и противоречий развития мировой и отечественной медицины; дать им минимум начальных знаний, который позволит обратиться к более глубокому изучению круга проблем, охватываемых курсами частных медицинских дисциплин; познакомить с именами и достижениями крупнейших представителей разных научных школ и направлений, с важнейшими открытиями в области медицины; показать, что все народы мира участвовали в построении величественного здания современной медицины; акцентировать внимание на вкладе российских ученых и медиков в это дело; воспитывать гуманизм, бескорыстие, патриотизм, любовь к своей профессии; познакомить студентов с научными основами здорового образа жизни.

Исторический материал, который содержит данный курс, перекликается с учебным курсом отечественной истории, это поможет студентам понять логику исторического развития медицины как составной части развития человеческой цивилизации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС

Тема1. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

1. История медицины как наука. Врачевание и медицина
в первобытном обществе и Древнем мире

Медицина [1] – это система теоретических знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение и лечение болезней людей.

История медицины изучает закономерности развития врачевания, медицинских знаний за всю историю человечества. Историю медицины можно разделить на общую и частную. Общая история выявляет закономерности развития медицины, изучает узловые проблемы. Это и составляет предмет истории медицины как особой науки. Частная история занимается вопросами возникновения и развития отдельных медицинских дисциплин, она изучается во всех медицинских курсах.

Наша задача – познакомить студентов с общей историей медицины как науки, помочь понять логику развития медицинской мысли на всех этапах исторического развития медицины, выявить наиболее значимые явления и открытия для всей медицины в целом, получить сведения о сущности медицины, ее задачах, основных источниках, ее периодизации.

Источники изучения истории медицины разнообразны: в дописьменный период – народный эпос, фольклор, данные археологических раскопок. С появлением письменности – рукописные и печатные труды. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всеобщей истории.

Врачевание, примитивные медицинские знания появляются одновременно с зарождением человеческого общества. Уже в первобытном обществе существовали определенные гигиенические навыки и коллективное врачевание [2]. В первобытном обществе не существовало специализированного разделения труда, где бы находилось место для отдельного врачевателя. Это было время накопления и обобщения эмпирических (практических) знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Первыми врачевателями стали женщины и пастухи.

В XII – X тыс. до н.э. люди умели оказывать помощь при родах и травмах, останавливать кровотечение. Из камня, кости создаются первые инструменты для врачевания. Люди сравнительно рано научились выделять болезни, связанные с питанием. Пищевые вещества (мед, сало и пр.) в случае необходимости использовались в качестве лекарственных средств. Столь же древним явилось использование целебных сил природы – солнца, воды.

На врачевание в это время большое влияние оказали возникшие религиозные представления о мире, а именно: анимизм – одушевление окружающей человека природы и природных явлений; тотемизм – представление о тотемном животном или растении, способном передавать свою силу членам племени; фетишизм – наделение определенных предметов сверхъестественными, чудесными свойствами, в том числе защищающими здоровье человека или имеющими сильные целебные свойства (талисманы, обереги); магия – вера в способность человека обратиться к сверхъестественным силам и тем самым воздействовать на других людей и окружающий мир. В связи с этим возникает система врачевания посредством борьбы с духами, с которыми связаны те или иные болезни. Например, прием веществ, вызывающих отвращение, – чтобы изгнать засевший в больном дух, или его изгнание с помощью шума (отсюда – шаманский бубен), или переодевание, переименование, заговоры, заклинания и т.д. Эти обряды связаны с распространенным представлением о болезни как особом вредоносном существе. Зарождение лечебной магии означало переход от коллективного врачевания к знахарству.

С развитием общества совершенствуются и навыки врачевания. На этапе разложения первобытного общества (X – V тыс. до н.э.)[3] появляются инструменты из металла, применяются наркотические и опьяняющие вещества, проводятся такие сложные операции, как кесарево сечение, ампутация конечностей, трепанация черепа. Проводятся сложные косметиче­ские операции, связанные с местными представлениями о красоте. Так, у племен Южной Америки широко используются инкрустация зубов драгоценными камнями и золотом, прокалывание языка, носовой перегородки, изменение формы черепа, создание искусственного косоглазия. В качестве обезболивающих средств применяются перстянка, листья коки, хинин, сок кактуса. Соблюдают примитивные предохранительные меры при заразных болезнях.

В это время появляются профессиональные служители культа, в обязанности которых часто входит и врачевание. Наряду с этим укрепляется знахарство.

 

Крупным шагом в развитии врачевания явилась эпоха древних цивилизаций. Наиболее значимыми событиями в поступательном развитии человеческого общества, оказавшими воздействие на развитие медицины, стали возникновение государств как особых социальных институтов разрешения классовых противоречий; появление городов – первоначально как центров власти и крупной торговли, а затем как культурных анклавов. Важным цивилизационным шагом становится переход от стихийных форм верований к религиозному сознанию и оформление религии в отдельный социальный институт. Это привело к формированию двух направлений врачевания: народного, основанного на практическом опыте, и теургического (культового), основанного на религиозных верованиях. В этот же период возникает письменность, создаются первые медицинские тексты. Например, к концу III тысячелетия до н.э. относятся клинописные тексты Шумера и Ассирии медицинского содержания, священные книги Индии «Ригведа», «Самаведа», «Аюрведа». Тем самым принципиально меняется сам процесс накопления информации и способов ее передачи. Значительно расширяется география ее распространения, возможность использования новых приемов врачевания, используемых в других государствах, начинается обмен накопленными знаниями и представлениями. Отметим, однако, что традиционный способ устной передачи медицинских приемов по-прежнему оставался единственным в народном врачевании. В это время, создаются дома ученичества, школы для подготовки медиков (как при храмах, так и светские), появляется сам термин «медицина».

 

В Египте еще с эпохи Древнего Царства, за четыре тысячи лет до н.э. существовали «дома жизни» – специальные учебные заведения при храмах бога Ра, в которых молодых священников в течение многих лет обучали искусству врачевания. Известно также, что в более поздние времена юноши из аристократических семей Египта получали специальную медицинскую подготовку при храмовых школах Гелиополиса, Саиса, Мемфиса и Фив. Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в «гинекологическом папирусе» из Кахуна, «ветеринарном папирусе», папирусах Эруса, Бругша и др. В настоящее время известно десять древнеегипетских документов, полностью или частично посвященных медицине. Самый старый папирус датируется примерно 1800 г. до н.э. Один его раздел посвящен принятию родов, а другой – лечению животных. Папирус Эберса, обнаруженный в Фивах в 1872 г, представляет собой настоящую медицинскую энциклопедию древних египтян. В ней содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов. Египетские специалисты знали уже около 250 заболеваний, которые распознавали по цвету кожи, выражению лица, по виду человеческих отходов, путем ощупывания тела больного. Лечению ревматизма, аппендицита и трахомы (это заболевание глаз до сих пор иногда называют египетским воспалением) более четырех тысяч лет.

В Древнем Египте при лечении использовались несколько сот лекарственных растений (таких как касторовое масло, льняное семя, полынь и опий используются в современной фармакопее), минеральные вещества, части тела различных животных, насекомых. По подсчетам современных специалистов древнеегипетские целители использовали треть лечебных средств, используемых современной медициной.

Религиозные представления древних египтян основывались на идее возможности жизни после смерти. Главным условием становилось сохранение физической оболочки человека, что вызвало широкое использование бальзамирования тела. Именно этим обстоятельством можно объяснить достаточно высокие познания в области анатомии и физиологии человека, создание стройных учений о работе организма человека в его здоровом и болезненном состояниях.

Из религиозных воззрений формируются также взгляды древнекитайских врачевателей на проблемы человеческого здоровья и способы лечения. Восприняв из Древнего Египта идеи о четырех основных элементах мироздания – Воде, Земле, Огне и Воздухе, они выдвигают мысль о всеобщей связи человека с Космосом. Эта связь осуществляется по особым каналам, которые ведут к каждому внутреннему органу. В состоянии здоровья эти каналы создают гомеостаз[4] организма человека и окружающих его стихий. Если же эти каналы испытывают «закупорку» или «переполнение» (либо «опустошение»), то задача врача – восстановить нормальное состояние с помощью особой процедуры, которая сегодня носит название иглоукалывание.

Древняя Индия стала родиной первой в истории человечества монотеистической религии – буддизма. Идея реинкарнации (перерождения) стала основой для формирования системы физического совершенствования человека, техники владения внутренними возможностями и резервами организма для подготовки к духовному восхождению, получившая название йога. Эта техника применялась также и в практике древнеиндийского врачевания. Современная медицина, особенно спортивная, использует наследие древнеиндийского врачевания в виде аутотренинга, психологической подготовки спортсменов при подготовке к важным соревнованиям.

Высокого развития в древних цивилизациях достигла хирургия. Военные врачи, сопровождавшие войска в походах, лечили раны, переломы и другие травмы. Так, на стенах гробниц Древнего царства Египта сохранились изображения операций на конечностях. В папирусах содержится описание хирургических операций (папирусы Имхотепа, «Эдвина Смита»).

В древних Вавилоне и Ассирии большую известность имели медицинские школы в городах Уруке и Борсиппе. Здесь для подготовки врачей имелись учебники, пособия и даже своего рода медицинские энциклопедии. Опытные врачеватели описывали различные заболевания и предлагали методы их лечения, а затем эти сведения вносились в клинописные справочники. Считалось, что особое внимание следует уделять именно диагностике. Медикам Азии уже в древности были известны такие высокоэффективные методы лечения, как танцы, ритмическая музыка, подбираемые индивидуально, а также использовалось вдыхание смолистых благовоний.

 

Эти традиции были использованы и продолжены медицинскими школами античности. Среди них можно выделить следующие:

кротонская – последователи которой считали, что здоровье – результат равновесия противоположных начал: сухого и влажного, теплого и холодного, отсюда – противоположное излечивай противоположным;

книдская – развила гуморальное учение (о соках и их роли в организме), ввела понятия четырех жидкостей организма (кровь, слизь, светлая и черная желчь), учение о признаках болезней (симптомах) и методах диагностики (выслушивание, осмотр, ощупывание);

косская – в основе которой учение о тесной связи организма с окружающей природой, о четырех типах телосложения и темпераментах. В ней разработаны принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии– клиническое направление в медицине).

В Древней Греции и Древнем Риме создаются законы о правовом положении врача, вводятся элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела, проверочные экзамены, право частной практики. Положение врача в обществе было почетным – так, эдикт Ю. Цезаря предоставлял врачам, приезжающим в империю, право римского гражданства. Складывается профессиональная этика, большое внимание ей уделял Гиппократ. Он требовал от врача лучших проявлений человеческого характера: «Пусть он будет по своему нраву человек прекрасный и добрый и, как таковой, значительным, и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах…».

По окончании периода ученичества врач давал торжественную профессиональную клятву. Наиболее известным вариантом такой корпоративной присяги является знаменитая клятва Гиппократа:

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому ”.

 

Расширяются мистические представления о причинах возникновения болезней: естественные, связанные с верованиями; и как возмездие за нарушение моральных норм и обрядов. Это привело к возникновению цикла мифов о богах, покровителях врачевателей: в Месопотамии – Иштар, Гула, Мардук; в Египте – Осирис, Исида, Анубис; в Риме – Эскулап; в Греции – целое семейство богов связано с медициной – это сын Аполлона Асклепий, его жена Эпиона-«болеутолительница», сыновья Махаон и Полидарий – легендарные лекари армии греков времен Троянской войны, Телесфор – гений выздоровле­ния (буквально «приводящий к благополучному концу»). Зарождаются и символы медицины: змея, чаша, факел и др.

Совершенствовались методы обследования: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, определение его запахов, исследование пульса и др.

Ярким представителем медицины этой эпохи являлся Гиппократ (примерно 460 – 370 гг. до н.э.). Врачеватели того времени не подписывали своих сочинений. История не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа. Но около 300 г. до н.э. все медицинские рукописи периода расцвета древнегреческого врачевания были объединены в «Гиппократов сборник». Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемия», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» (возможно, и некоторые другие). «Гиппократов сборник» – это энциклопедия периода расцвета античной медицины. Например, в «Эпидемиях» даны образцы тонкого врачебного наблюдения за развитием болезни, приведены 48 историй болезни. Основным принципом лечения Гиппократ считал соблюдение закона меры, максимальное использование целительных сил природы с учетом организма самого больного.

Согласно учению Гиппократа, человеческое тело образовано из смешения четырех кардинальных «влаг»: «крови», «слизи», «желтой желчи» и «черной желчи». Все они соответствуют основным первоэлементам окружающей природы и Космоса: Воздуху, Воде, Огню и Земле. Здоровье и болезнь полностью зависят от смешения и взаимодействия в организме человека составляющих его «соков». Обращает на себя внимание, что древнегреческое слово «гумор» переводится не только как «жидкость» или «сок», но и означает «проникающее», «распространяющееся», «просачивающееся» начало.

Каждый из гиппократовых «соков» обладает определенными свойствами. «Крови», к примеру, присуща влажность и теплота, «слизи» – холодная влажность, «желтой желчи» – холодная сухость. Надлежащее смешение «соков» обеспечивает организму здоровье. Ненормальное смешение «соков» вызывает болезнь. Вся работа врача заключается в наблюдении за болезнью и отыскании способов лечения. Его основная задача состояла не столько в исцелении самой болезни, сколько в активной помощи организму больного в его борьбе с болезнетворным началом; необходимо внимательно изучать течение болезни и действия отдельных лечебных средств на определенные «соки» организма.

Гиппократ утверждал, что «в медицине уже с давнего времени все имеется в наличии: в ней найдены и начало, и метод, при посредстве которых в продолжение долгого промежутка многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этим будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого, к исследованию».

Внимательное прочтение сочинений Гиппократа указывает на тесную связь с воззрениями медиков Древнего Египта, Древней Индии и Китая (сочинение «О ветрах»).

Древнегреческая хирургия широко использовала трепанацию черепа. На важность этого направления указывает в своей «Илиаде» Гомер, где упомянуто 147 случаев ран, из которых 31 случай – раны головы, причем все они оказываются смертельными (общая летальность у Гомера – 77,6 процентов). В «Гиппократовом сборнике» ранам головы посвящена отдельная глава. Решающее значение придавалось повреждениям скальпа и черепа, описаны случаи параличей и судорог на стороне, противоположной травме, дается предупреждение от применения трепанирования в области костных швов, связанного с опасностью повреждения твердой мозговой оболочки и ее сосудов.

Прекрасным памятником наблюдательности явились трактаты «Прогностика» и «Афоризмы». Так, в первом положено начало новой главе медицины – прогностике. В частности, в этом труде дано классическое описание лица агонизирующего больного: «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и оттянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный или бледный, или свинцовый».

В «Афоризмах» содержится ряд метких замечаний, некоторые из них до сих пор актуальны: «Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной»; «Все, что остается после болезни внутри, обыкновенно производит рецидивы»; «Что не излечивается ядом, то излечивается ножом, что не излечивается ножом, то излечивается раскаленным железом, что не излечивается раскаленным железом, то следует считать неизлечимым».

В древности основным методом лечения была фитотерапия. Медики обнаружили, что выдержанное вино с Крита, если в него добавить цветы дикого бадьяна и артемизии, приобретает великолепные лечебные качества и способствует пищеварению (теперь это вино является основным компонентом вермута «Мартини»).

Одним из самых известных врачей Древнего Рима был Авл Корнелий Цельс (примерно 30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.). Его восьмитомник «О медицине» сохранил свое значение и по сей день. Интересно, что Цельс подверг критике Гиппократа и его последователей «за поспешное прибегание к ножу (хирургическому)» и сдержанно относился к «профилактическим» трепанациям при трещинах черепа. Известен Асклепиад (128 – 56 гг. до н.э.) – римский врач, основоположник методической школы медицины. Гален (примерно 130 – 200 гг. н.э.) внес большой вклад в развитие анатомии, физиологии, хирургии, лекарствоведения. Он описал движение крови по незамкнутому кругу, дал представление о душе и ее месте в организме.

В эту эпоху происходит дальнейшее развитие и совершенствование санитарно-технических сооружений, гигиенических навыков.

Все это позволило улучшить лечение и профилактику болезней, в частности, достаточно высокого уровня достигли оперативные методы лечения при родовспоможении, ампутация, камнесечение, грыжесечение, поворот плода на ножку, удаление катаракты и др. Складывается врачебная специализация, в I-IV вв. происходит становление военной медицины, вводятся должности военных медиков в армии, создаются госпитали.

Таким образом, древневосточная и античная медицина носит эмпирический, опытный характер. Наряду с ней сохраняется и развивается народная медицина, основанная на практике.

2. Медицина средневековья
(Восток, Европа, Русское государство)

В период раннего средневековья (V – XI вв.) относительно свободно медицина развивалась на Востоке. Восприняв наследие античного мира, несмотря на запрещение медицинских опытов и анатомических вскрытий, именно восточная медицина дала целую плеяду замечательных врачей-мыслителей, оставивших заметный след в мировой медицине.

Среди них можно выделить Мухаммада-Ар-Рази (850 – 923), выдающегося представителя медицины Багдадского халифата, врача, философа. Его главные работы: «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах, трактат «Об оспе и кори». Он изучал влияние ртути и других лекарственных веществ на организм обезьян. Занимался строительством больниц. Касим ал-Захрави (936 – 1013) – создал трактат о хирургии и инструментарии. Ибн ал-Хайсам (965 – 1039) – внес большой вклад в исследование и лечение глазных болезней.

Наибольшую известность приобрела деятельность Ибн-Сины (Авиценны) (примерно 980 – 1037). Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, физике, астрономии, химии. Самая его значительная работа в области медицины – энциклопедический труд «Канон медицины», охватывающая вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, диететики. В этой работе Ибн-Сина высказывает мысль о невидимых возбудителях таких заболеваний, как чума, оспа, корь, описывает операции камнесечения, лечение травм и ран. В своей работе он иногда приближается к эксперименту. При его участии проводились работы по изучению влияния лекарственных веществ на организм человека, был составлен «Великий травник» в 52 книгах, в которых описано 1892 лекарственных средства, приведено 11096 прописей лекарств и содержится более тысячи рисунков (в 1857 г. этот труд переведен на русский язык врачом Татариновым). Ибн-Сина дал характеристику ртути (широко применявшейся в лечении) и описал проявления ртутного стоматита.

Китайскими врачевателями были созданы цветные таблицы с изображением каналов и точек, бронзовые фигуры для освоения метода иглоукалывания.

 

В Западной Европе под влиянием новой мировой религии – христианства происходил отказ от многих достижений античного мира, особенно в области гигиены и санитарии. Утверждение примата духовного над телесным, объявление греховной заботы о физическом здоровье приводят к процессу упрощения медицины. Следствием перехода от античного города к средневековому (замкового типа) стало чрезвычайно низкое санитарное состояние европейских городов: отсутствие элементарных санитарно-технических, коммуналь­ных сооружений, пренебрежение личной гигиеной жителей приводили к массовым эпидемиям чумы, оспы, холеры, проказы. Следствием этого стало появление в XIV в. первых лазаретов и карантинов (Италия).

В VI – IX вв. создаются монастырские и гражданские больницы, при которых возникают медицинские школы. С VIII в. начинают работать крупные аптеки. В XII – XIII вв. в Европе открываются высшие учебные заведения – университеты (в Болонье – 1158 г., в Салерно – 1213 г., в Монпелье – 1289 г.), появляются первые учебники для медиков, в частности, учебник анатомии Мондино де Луцци (Болонья, 1316), «Большая хирургия» Ги де Шолиака (Париж, XIV в.). Создаются труды о легочном и коронарном кровообращении, иллюстрированные трактаты и таблицы.

 

Период Возрождения (позднее средневековье – XV – XVI вв.) характеризуется зарождением экспериментального метода в науке, развитием математики и механики, физики, химии, астрономии, изобретением книгопечатания, великими географическими открытиями. Это время становления отдельных отраслей медицинской теории.

Возрождение – «золотой век» в развитии анатомии. Одним из ее основателей был Андреас Везалий (1514 – 1564), автор ряда трудов в области анатомии, в частности, «О строении человеческого тела», «Анатомические таблицы» и др. Первые анатомические зарисовки были созданы выдающимся живописцем эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи (1452 – 1519), например, «Уроки анатомии». Значимыми были работы Реальдо Коломбо, Джироломо Фабриция, Габриэля Фаллония, Барталамео Евстахия.

Большой вклад в становление физиологии внес Мигель Сервет (1509-1558) – испанский богослов и врач, он описал малый круг кровообращения.

Оформляется клиническая медицина, в частности, ятрохимическое направление (медико-химическое). Оно связано прежде всего с именем швейцарского врача и химика Филиппа фон Гогенгейма – Парацельса (1493 – 1541), который выдвинул теорию о четырех опорах медицины: философии, астрономии, химии и добродетели (этике). Считал, что медицина невозможна без химии. Именно он явился основателем фармацевтической химии, писал о необходимости объединения внутренней медицины (терапии) и хирургии в одну науку. К известным ятрохимикам этого периода относились Георгий Агрикола, Иоганн Гельмонт, Франциск Сильвий.

Получило дальнейшее развитие аптекарское дело. Введена регламентация деятельности аптекарей и создана первая фармакопея (XVI в.).

В условиях регулярных эпидемий нельзя не отметить большой вклад в развитие учения о заразных заболеваниях, их предупреждении и лечении итальянского врача, физика и астронома Джироламо Фракасторо (1478 – 1553).

Дальнейшее развитие получает хирургия, которая считалась ремеслом и в университетах не преподавалась. Хирурги-ремесленники объединялись в цеховые организации и по степени сложности делились на три сословия – длиннополые, котороткополые и цирюльники, у каждого была своя специализация. При лечении огнестрельных ран применялось прижигание каленым железом и кипящим маслом (деВиго). В этих условиях большое значение имело учение французского цирюльника Амбруаза Паре (1510 – 1590) о лечении огнестрельных ран наложением мазей и мягких повязок. Он также усовершенствовал многие операции, создал новые хирургические инструменты и оригинальные ортопедические протезы.

Таким образом, в период позднего средневековья создаются предпосылки для формирования медицины как науки.

 

О развитии врачевания и медицины в древнерусском государстве дают представление летописи, лечебники, трав­ники, художественная литература, археологические памятники.

В древнерусском врачевании широко применялось такое универсальное средство, как баня, которая служила лечением и профилактикой болезней (там «выправляли» вывихи, лечили простуду, принимали роды). В это время только у славян мы находим широкое применение в качестве профилактической и лечебной меры минеральных вод (в фольклоре – «живая» и «мертвая» вода). Помимо этого, распространению медицинских знаний способствовали обширные связи Древней Руси с другими странами, прежде всего с Византией.

В «Изборнике» Святослава сделана попытка выяснить причины болезней, изложены взгляды на цели, задачи врачевания, обоснованы принципы лечения. Все болезни разделены на две группы: душевные и соматические (телесные). В рукописи дан достаточно широкий диапазон анатомо-физиологических понятий, таких как иста (почка), сырыште (желудок), гортань, печень, малое чрево (кишечник); упоминаются термины гангрена, гной, желчь, флегма и др. Широко обсуждаются медицинская диагностика и прогностика, упоминаются многие болезни, в отношении которых медицина бессильна (к ним относили прежде всего душевные и нервные заболевания). Много внимания уделяется вопросам питания, неправильность которого считалась причиной многих болезней.

На Руси знали и описывали симптомы таких заболеваний, как прокажение (проказа), трахома, рак, сухотка (чахотка), малярия, камчуг (артрит). Хирургия, «железная хытрость», была одной из важнейших отраслей русского врачевания. Лечцы-резальники еще во времена Ярослава Мудрого производили трепана­цию черепа, ампутацию конечностей, удаление магни­том инородных тел, распознавали и умели бороться с остро-зараз­ными заболеваниями – сибирской язвой, чумой, холерой, оспой.

Достаточно широк был арсенал лекарственных средств: лекарственные растения, минералы, органы животных, продукты питания (дубовая кора, аконит, мандрагора, белена, тресковый жир, сало, желчь, мед и др.).

Особенностью врачевания на Руси было полное отсутст­вие какой-либо строгой организации. Врачебное знание долгое время заменялось знахарством, колдовством и ведовством. В это же время на Русь стали проникать «лечцы», приезжавшие, в основном, с Востока. Приобрел известность Петр Сирианин, практиковавший в Чернигове в начале ХΙΙ столетия. Летописи сохранили имена некоторых врачей Древней Руси: Антония, Агапита, Алимпия, Ивана Смера, св. Никиты Переяславского.

 

С созданием Московского государства – России (XV –XVI вв.) проводи<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...