Основы здорового образа жизни
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948 г.). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Здоровье для всех – направление политики ВОЗ на достижение всеми людьми мира такого уровня здоровья, который позволил бы им вести активную производственную, социальную и личную жизнь. «Основная социальная задача правительства и ВОЗ – достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане». Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации. Отношение к здоровью позитивное – относительно стабильная позиция, установка индивида (социальной группы в целом) на оздоровление образа жизни, изменение привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Профилактика первичная – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. Первичная профилактика включает в себя различные компоненты. 1. Принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга. 2. Формирование здорового образа жизни, в том числе: · создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния; · санитарно-гигиеническое воспитание; · снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств; · привлечение населения к занятиям физической культуры, туризмом, спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. 3. Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных несчастных случаев, дорожно-транспортного травматизма, инвалидизации, а также смертности (исключая естественную). 4. Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня факторов риска. Существуют следующие виды осмотров: · при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;
· при приписке и призыве на воинскую службу; · для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих; · для раннего выявления социально значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и др.; · так называемые осмотры декретированных контингентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний. 5. Проведение иммунопрофилактики различных групп населения. 6. Оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера. Профилактика вторичная – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в т.ч. инвалидизацию и преждевременную смертность. Вторичная профилактика включает в себя: - целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний; - проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий; - проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения; - проведение медико-психологической адаптации к изменившейся ситуации в состоянии здоровья, формирование правильных восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма; - проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например, производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений, создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т.д.).
Третичная профилактика – реабилитация (восстановление здоровья) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устроение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. Факторы среды обитания человека – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, тепловое, ионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы, которые могут оказывать воздействие на человека и/или на состояние здоровья будущих поколений. По определению ВОЗ образ жизни – это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида. Количественно-качественная оценка образа жизни, по мнению Ю.П. Лисицына, должна рассматриваться с позиций системного подхода: «Системный подход к образу жизни обязывает изучить взаимодействие, взаимовлияние, связи различных элементов образа жизни, без чего невозможно правильно понять и оценить любую сторону, любой аспект его, включая деятельность в области охраны и укрепления здоровья населения, а также всю систему в целом». Образ жизни оказывает непосредственное влияние на формирование личности. Ребенок рождается в обществе с определенным укладом жизни, историей развития, политическим и правовым статусом, и начальное развитие ребенка есть адаптация к этим условиям. Образ жизни включает четыре категории: экономическую – «уровень жизни»; социологическую – «качество жизни»; социально-психологическую – «стиль жизни»; социально-экономическую – «уклад жизни».
Уровень жизни (уровень благосостояния) – количественные характеристики размера и структуры материальных и духовных ценностей. Качество жизни – базовое понятие в системе наук о человеке, отражающее условный уровень удовлетворенности физическим, эмоционально-волевым и социально-экономическим компонентом функционирования личности. ВОЗ (1995) определяет качество жизни как «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут, и, в соответствии с их собственными целями, ожиданиями и заботами». Выделяются следующие блоки оценки качества жизни: физическая сфера, психологическая сфера, уровень независимости, социальные взаимоотношения, окружающая среда, духовная сфера и важность различных аспектов качества жизни для индивида. В структуре образа жизни ведущим является понятие «активность». Различают виды активности: медицинскую, медико-социальную, бытовую, социокультурную и производственно-трудовую. Важнейшим блоком образа жизни является медицинская активность – поведение, включающее: физическую активность, биосоциальную активность (режим дня, питание, отсутствие вредных привычек), медицинское поведение (обращение в лечебно-профилактическое учреждение), медицинскую грамотность. В свою очередь, медицинская активность зависит от уровня образования и активной жизненной позиции (социокультурной активности).
Состояние человека, характеризующееся физическим, психическим и социальным благополучием, обеспечивает динамическое равновесие между организмом и окружающей средой, то есть баланс здоровья. Такое состояние создает потенциальную возможность для оптимального участия индивида в материальных и духовных общественных процессах. Здоровье не является постоянным состоянием, оно может улучшаться или ухудшаться. Различные уровни здоровья могут быть представлены в виде спектра промежуточных состояний организма. Индивидуальное здоровье характеризуют: 1) уровень и гармоничность физического здоровья; 2) резервные возможности основных физиологических систем; 3) уровень иммунной защиты и неспецифической реактивности организма; 4) наличие или отсутствие хронических заболеваний и дефектов развития;
5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье. Здоровье населения – это медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое и социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. Понятие «здоровье населения» является категорией, обобщающей состояние здоровья различных групп – социальных, возрастных, этнических, демографических и др., входящих в данную социальную общность. В формировании здоровья определенное значение имеют факторы риска ухудшения здоровья и ведущие к возникновению заболеваний. В соответствии с определением ВОЗ: «Факторы риска (ФР) – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода». Существует множество их классификаций. В частности, выделяют следующие разновидности факторов риска: - поведенческие (бихевиористические) – курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неадекватная физическая нагрузка и пр.; - генетические – предрасположенность к наследственным болезням; - биологические – повышенный уровень холестерина, повышенный уровень артериального давления, перенесенные травмы и заболевания и пр.; - социальные – социальная изоляция, низкий уровень образования, низкий уровень доходов, неадекватные жилищные условия, профессиональные вредности; - психологические – длительные отрицательные эмоциональные стрессы, психологические перегрузки, отсутствие гармоничных отношений с окружающими и пр.; - факторы риска, связанные с загрязнением окружающей среды, продуктов питания; - факторы риска, связанные с природно-климатическими условиями – резкая смена атмосферных явлений, повышенные магнитные и другие излучения и пр. В формировании общественного здоровья наибольшее значение имеют следующие группы факторов: - образ жизни (оказывает влияние на формирование здоровья на 49-53%); - генетика, биология человека (оказывает влияние на формирование здоровья на 18-22%); - внешняя среда, экологические, природно-климатические факторы (оказывают влияние на 17-20%); - состояние здравоохранения (оказывает влияние на 8-10%). Система социально-медицинских технологий управления здоровьем студентов Создавая модель управления здоровьем студентов, мы исходили из представления о том, что здоровье является общечеловеческой категорией, с одной стороны, определяющей развитие общества, а с другой – являющийся показателем его социального, культурного и экономического развития. Управление здоровьем молодежи подразумевает сохранение его потенциала, создание благоприятных условий среды обитания, обучения, питания, здоровьесберегающее поведение, гигиеническую культуру, высокую меру ответственности за собственное здоровье. Отсюда становится очевидным, что проблема популяционного здоровья не может быть решена только системой здравоохранения без сотрудничества с другими ведомствами и организациями, без объединения усилий и координации действий всех структур, в том числе и управленческих, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения. Охрана, укрепление и восстановление здоровья студенческой молодежи – это межведомственная проблема, и поэтому рассматривать ее только с медицинских позиций невозможно. Для достижения успеха в сохранении потенциала здоровья студентов необходим комплексный межведомственный подход, предполагающий консолидацию действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, общественных организаций, учреждений соответствующего профиля (системы здравоохранения, высшего профессионального и дополнительного образования) по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья студенческой молодежи. Основываясь на этом представлении, мы создали организационно-функциональную систему управления здоровьем студентов на межведомственном уровне, включающую в себя все структуры, заинтересованные в охране здоровья молодежи и осуществляющие деятельность в данном направлении (рис. 1). С целью разработки общей стратегической линии по управлению реализацией разработанных межведомственных программ важно создать Координационный совет, состоящий из представителей администраций, вузов, молодежных общественных организаций, больниц, обслуживающих студентов. Основные задачи Координационного совета: - объединение усилий всех заинтересованных структур в охране здоровья студентов, привлечение для участия в программах партнеров из различных социальных секторов, органов власти, организаций, учреждений различных форм собственности, в том числе общественных объединений; - продвижение инновационных форм организации медицинской помощи; - организация и проведение межвузовских научно-практических конференций, культурно-массовых мероприятий и др.; - планирование этапов и координация выполнения программ; - осуществление внешних связей с целью обмена информацией и сотрудничества; - организация межсекторального взаимодействия, включая средства массовой информации и издательства, а также обеспечение наглядной печатной продукцией; - оценка эффективности программ; - организация и реализация взаимодействия с органами региональной и федеральной власти для решения вопросов финансирования, создания и совершенствования законодательной базы. Рисунок 1
Совет ректоров вузов принимает решения, направленные на регулирование процесса обучения, воспитания, интеллектуального, культурного и физического развития студенческой молодежи, обеспечение благоприятных условий жизни, социальной защиты студентов, поддерживает и участвует в финансировании профилактических и оздоровительных мероприятий, создает условия для организации научно-исследовательской деятельности по проблемам здоровья различных популяционных групп, подготовки и переподготовки специалистов-менеджеров в области медико-социальных технологий. Управления здравоохранения области и города осуществляют руководство, определяют тактику по реализации медико-социальных программ, оказанию лечебно-диагностической, реабилитационной помощи молодежи, совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования обеспечивают финансирование и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. В региональной программе предусматриваются приоритеты в области социальной поддержки, временное трудоустройство студентов дневных форм обучения и постоянное трудоустройство выпускников вузов, улучшение жилищно-бытовых условий студентов и аспирантов через строительство дополнительного жилья для семейных студентов, благоустройство студенческих общежитий; проведение летней оздоровительной компании, решение вопроса функционирования и финансирования студенческих профилакториев, санаторно-курортного оздоровления студентов; выполнение программ по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и охране здоровья студенческой молодежи, основные направления социальной защиты и материальной поддержки студентов вузов. Большое внимание в этих программах уделяется организации спортивной и культурно-массовой работы. Одной из главных стратегических задач по восстановлению и укреплению здоровья молодежи является создание и организация молодежного реабилитационного центра, что позволит: - сконцентрировать экономические средства, адресно и рационально их использовать для оздоровления молодежи, в том числе студентов-инвалидов, спортсменов, а также допризывную молодежь; - внедрить современные технологии восстановительной медицины; - создать проблемную лабораторию по стандартам здоровья различных популяционных групп, межвузовский учебно-методический центр психологической поддержки молодежи и цент спортивной медицины; - создать систему психологической, социальной и трудовой реабилитации студентов с ограниченными физическими возможностями; - организовать психологическую, социальную и трудовую реабилитацию студентов с патологией органа зрения. Общественные организации, комитеты по делам молодежи, средства массовой информации принимают непосредственное участие в составлении, утверждении и реализации социальных программ и регулярно информируют население о ходе их выполнения. Проблема сохранения психического здоровья, психологического благополучия и противодействия наркотизации представляет особую актуальность в среде студенчества как представителей демографической группы, испытывающей повышенные социопсихологические нагрузки в период естественного кризисного периода развития и становления личности. С целью межведомственной координации действий по раннему выявлению лиц «групп риска», проведению эффективных целенаправленных мероприятий неспецифической профилактики указанных расстройств и формированию у молодежи навыков активного социально-приемлемого поведения в проблемных психических ситуациях важно разработать программу «Психическое здоровье студенческой молодежи». Нормативным обоснованием мероприятий программы являются: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 1202-р «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года»; постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1030 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 1999-2001 гг.»; приказ МЗ РФ от 5 мая 1999 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»; приказ МЗ РФ от 26 октября 1999 г. № 387 «О выполнении Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 гг.»; решение Коллегии МЗ РФ от 19 декабря 2000 г. «О подготовке специалистов по социальной работе, клинических психологов, медицинских сестер с высшим образованием (менеджеров) в вузах Минздрава РФ и их трудоустройстве». Цель программы: создание системы образовательных, диагностических, медико-профилактических и психологических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений нервно-психического и психосоматического здоровья студентов, противодействие массовому раннему вовлечению молодежи в алкоголизацию и наркотизацию как форм стереотипного поведения в проблемных психологических ситуациях. Задачи программы: - выявление различных видов нарушений социально-психологической и психической адаптации у студентов; - изучение факторов риска нервно-психических и психосоматических расстройств и саморазрушающего поведения у студентов, оценка состояния их психического здоровья и качества жизни; - психологическая диагностика личностных факторов риска начала наркотизации как средства решения внутренних, межличностных и социальных проблем и создание программ «психологической иммунизации» к употреблению наркотиков; - проведение образовательных, медико-профилактических и психологических мероприятий, направленных на повышение социально-психологической компетентности студентов, освоение студентами необходимых навыков и умений адаптивного поведения в проблемных психологических ситуациях; - создание организационно-методических условий для проведения межведомственно скоординированной работы по данному направлению. Из факторов здорового образа жизни, оказывающих влияние на психическое и соматическое здоровье, особое беспокойство вызывает проблема наркотизации молодежи. Основными задачами программы «Профилактика наркомании среди студентов» являются разработка методик формирования психологического иммунитета к употреблению психоактивных веществ, направленных на усиление ответственности личности за использование наркотиков в немедицинских целях, увеличение уровня социальной компетентности (оптимизация межличностных отношений, формирование необходимого уровня самодостаточности, стрессоустойчивости), укрепление негативного отношения к употреблению наркотиков и формирование приоритета позитивных ценностей. Ожидаемыми результатами являются формирование здорового образа жизни у студентов, ограничение распространения наркомании, психологическая иммунизация к психоактивным веществам и повышение адаптивности в целом, которая обеспечит сохранение генетического, интеллектуального потенциалов, количества и качества человеческих ресурсов, снижение эпидемического распространения наркомании, ВИЧ-инфекции и другой патологии, ассоциированной с употреблением наркотиков, ростом преступности, снижение заболеваемости у студентов. Одним из приоритетных направлений региональных программ по охране здоровья студенческой молодежи являются профилактика инфекционных заболеваний (гепатиты, ВИЧ-инфекция и др.) и коррекция иммунодефицитных состояний. В программе поставлены задачи по изучению уровня распространенности и структуры иммунопатологии в студенческой среде; организации и проведению иммунологического мониторинга данной молодежной популяции; по выявлению факторов риска иммунопатологии, разработке и внедрению мероприятий по их устранению; проведению анализа результатов иммунопрофилактики, в том числе вакцинации студентов; изучению влияния вакцинации против вирусного гепатита В на иммунную систему здоровых студентов и лиц с иммунодефицитом; поиску, разработке и внедрению современных технологий комплексной иммунореа-билитации, иммунопрофилактики; объединению усилий всех заинтересованных ведомств и служб (высших учебных заведений города, ЛПУ, администрации города, общественных организаций) в реализации системы клинической, восстановительной и поддерживающей иммунореабилитации для студентов. С целью сохранения здоровья студентов, оказания им помощи в адаптации к новым условиям учебы и проживания, привития студентам санитарно-гигиенических навыков, предупреждения распространения вредных привычек среди студентов, выработки активной жизненной позиции следует разрабатывать программы санитарно-гигиенического образования и воспитания, которые содержат медицинские, психологические, социальные и воспитательные аспекты. Студенты наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Годы их учебы в вузе – переход к статусу взрослого человека. Студенты нелегко привыкают к новым условиям жизни, новому коллективу, проживанию вдали от родных и близких, изменению ритма жизни, характеру питания, к большим учебным и физическим нагрузкам. В реализации этой программы принимают участие студенты разных курсов – волонтеры данной программы, администрации города, вузов, студенческие общественные организации и общественные организации города. Данная программа играет большую роль в повышении ответственности студентов за свое собственное здоровье с первых лет обучения, способствует стабилизации физического и нравственного здоровья, предупреждает распространение негативных тенденций. Материалы социологических исследований показывают недостаточный уровень гигиенической культуры студентов. Это вызывает необходимость улучшения информированности молодежи о факторах, влияющих на здоровье, путях их коррекции, о новых технологиях формирования здоровых поведенческих привычек для увеличения ответственности каждого за свое здоровье. Для пропаганды здорового образа жизни, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью молодежи широко используются средства массовой информации, особенно издающиеся непосредственно в вузах, через которые осуществляется информационное воздействие по формированию здоровьесберегающего поведения молодежи. Внедрены массовые мероприятия «Дни здоровья» (в том числе дни без курения, без спиртных напитков, дни юмора и др.), университеты здоровья. Изменившиеся условия жизни, особенности социального и психологического статуса студентов, нравственной позиции молодежи, увлеченность техническими средствами обучения, компьютерными технологиями вызывают потребность в новых подходах к санитарно-гигиеническому обучению и воспитанию, объединения усилий заинтересованных лиц и структур, обмена информацией и использования положительного опыта. Развитие информационной системы для студентов, своевременное освещение различных вопросов, касающихся здоровья, имеют большое значение для формирования здорового образа жизни молодежи. Удачным решением данной задачи является демонстрация в больнице в виде «бегущей строки» информации о распространении социально значимой патологии (заболеваний, передающихся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и т.п.). Одной из современных форм санитарно-гигиенического обучения и воспитания является, на наш взгляд, организация на хозрасчетной основе молодежных рекламных агентств по пропаганде здорового образа жизни. Учредителями данного агентства могут быть молодежные общественные организации, лечебно-профилактические учреждения, комитеты по делам молодежи при администрациях городов и другие структуры. Содержанием работы данных агентств является пропаганда, реклама всего, что способствует сохранению и укреплению здоровья. Таким образом, единая организационно-функциональная система управления здоровьем студентов на межведомственном уровне, объединяющая деятельность административных органов, общественных организаций, координационного совета и совета ректоров, администрации вузов, реформирование деятельности студенческой больницы с внедрением инновационных технологий профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи создают условия для управления здоровьем социально незащищенной популяционной группы населения. Список литературы 1. Ахметова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. № 2. С. 37-40. 2. Вялков А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением. 2002. № 1(2). С. 10-12. 3. Круглякова И.П. Управление здоровьем студенческой молодежи. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 276 с. 4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г., № 1351. 5. Куценко Г.И., Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П. Сохранение и восстановление здоровья студентов в современных условиях. Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. 152 с. 6. Лисицын Ю.П. «Модус здоровья россиян» // Экономика здравоохранения. 2003. № 3. С. 5-7. 7. Подлужная М.Я. Роль социально-гигиенических и медицинских факторов в формировании здоровья населения. Пермь: ПГМА, 2001. 28 с. 8. Полунин В.С. Теоретические и практические подходы к оздоровлению населения. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2000. 47 с. 9. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении. М.: СИНДИ, 2000. 146 с. 10. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия / Под ред. А.И. Вялкова, Р.Г. Оганова. М.: Изд. дом «Геотар-Мед», 2001. 24 с.
Анкета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|