Профилактика педагогической запущенности учащихся
Правонарушениями несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности. Эта линия поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при неблагоприятном стечении обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Задержка развития, неэтичное поведение, неумение подчиняться требования и соответствующей деятельности (например, учебной, игровой) со временем перерастают в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами. Возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей. Работа школьного психолога в первую очередь должна быть направлена на гуманизацию педагогического процесса, формирование культуры общения и эмпатического понимания в системах «Ученик—учитель», «Ученик—ученик», «Ученик и социум», «Ученик—родители». Необходимо педагогическое сотрудничество учителя с родителями учащихся. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции. Речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, его приучении к твердому распорядку дня, выполнению трудовых поручений, правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками. Родители должны быть ориентированы на гуманное и требовательное отношение к ребенку; на приложение максимальных усилий к нормализации обстановки в семье; перестройку семейных отношений в направлении взаимоуважения и взаимной требовательности, ответственности. При необходимости следует принять меры общественного и административного воздействия на родителей, ведущих неправильный образ жизни и уклоняющихся от воспитания детей.
Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками воспитательной работой семьи, детского сада и школы, то ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада и педагогически запущенных детей являются: — совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме; — совместное программирование содержания профилактической работы; — совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности; — совместный анализ ее результатов. Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные: — организация успеха ребенка в ролевой игре; — учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества; — формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе; — преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития. Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.
В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители. Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка. Можно предложить учителям начальных классов примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящую из трех основных направлений помощи. 1. Изменение условий семейного воспитания ребенка: — повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений; — создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс; — индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка; — контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребенка, устранение его безнадзорности; — помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье; — меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи. 2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом: — коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования учащихся, снятие психологических перегрузок; — гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей; — рационализация воспитательно-образовательной работы в классе; — взаимодействие педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе.
3. Помощь ребенку в личностном росте: — организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи: — индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы; — включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей; — преодоление демотивированности, негативной мотивации учения; — организация успеха ребенка в усвоении школьной программы; — руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности; — работа по формированию мотивации достижений. Характер протекания и изменения психологической запущенности зависит от длительности ее существования у ребенка, но в любом случае педагог может рассчитывать на успех коррекционной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|