Примерная структура коррекционной программы
1. Цель: развить уверенность в себе у детей 7—9 лет. 2. Задачи: — воспитание уверенности в себе, снятие существующие страхов тревожности; — развитие самостоятельности; — формирование умения отстаивать свою позицию; — развитие памяти; — развитие произвольного внимания; — снятие враждебности. 3. Критерии отбора в коррекционную группу. С помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагога (например, взрослые оценивают в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка). В группу отбираются дети, которых педагоги считают педагогически запущенными. Они проходят предварительное тестирование. 4. Направления коррекционной работы и этапы программы. При формировании уверенности в себе — снятие сначала активных страхов и тревожности, а затем — формирование положительного отношения к окружающим. 5. Организация занятий. Количество занятий, возраст участников и их количество. Программа разрабатывается на весь учебный год. Ориентируется на детей 7—9 лет, т. е. младших школьников. Число детей в группе — не более восьми человек. 6. Тип занятий. Групповые занятия продолжительностью до одного часа проводятся 3 раза в неделю; индивидуальные — при необходимости. 7. Список игр и упражнений. Используемый на каждом этапе список игр и упражнений можно дополнять и изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы. По решаемым задачам выделяются несколько типов игр и упражнений. 1. Воспитания уверенности в себе и снятие страхов и тревог. Решаемые задачи: — воспитание уверенности в себе; — снижение эмоционального напряжения; — помощь в снятии страхов;
— уменьшение тревожности; — помощь в преодолении негативных переживаний; Упражнения: — Рисование спиралеобразными линиями. Цель: разработка моторики руки. — Соединение единой линией двух предметов. Цель: формирование умелости и уверенности руки. — Игра по интенсивному обучению «Клавиатура». Цель: упражнение в рисовании различных геометрических фигур и предметов по строкам. — Серия занятий по коррекции страхов. Цель: формирование активной позиции небоящегося. Примечание: занятия по коррекции страхов следует проводить до тех пор, пока ребенок не скажет, что он уже не боится. — Пластилиновая живопись. Цель: совершенствовать движение руки, развивать уверенность в себе. — Изображение своего настроения. Цель: развитие способности детей передавать свое настроение. — Сказка «Король и слуги». 2. Коррекция зависимости от окружающих. Решаемые задачи: — научить ребенка новым формам общения (взрослый — ребенок); — дать возможность почувствовать себя уверенным человеком; — научить самостоятельно принимать решения. Упражнения: — Пуантилизм — пальцевая живопись. Цель: учить самостоятельно создавать образы. — Кляксография. Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самостоятельность и творчество в создании образа. — Игры по интенсивному обучению. Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, снимание напряжения. — Игры: «Закорючки», «Закорючка в композиции», «Художник», «Пиктография», «Опорные сигналы». — Сюрреалистическая игра (метод «снежного кома»). Цель: развивать умение мыслить образами, моделировать ситуации. 3. Развитие памяти. — Игры на развитие памяти: «Недостающие картинки», вариант игры «Пары слов», «Разведчики». Цель: развивать моторно-слуховую память; снять двигательную расторможенность, негативизм. Тема урока: «Какая бывает память?»
4. Развитие внимания. Игры: «Заметить все», «Ищи безостановочно», «Запоминай порядок», «Пуговицы», «Маленькие обезьянки». Тема урока: «Кто самый внимательный?». Сказки: «Страж знаний», «Путешествие двух подруг». 5. Снятие враждебности. Решаемые задачи: — формирование адекватных форм поведения; — эмоциональное осознание своего поведения; — регулирование поведения в коллективе. Упражнения. — Рисование самого себя. Цель: формировать стремление к самосовершенствованию. — Рисование на тему «Красивое и безобразное». Цель: учить понимать и передавать увиденное в окружающей жизни, взаимоотношения людей. — Игры но интенсивному обучению «Цвета эмоций». Цель: учить мимикой передавать различные эмоции. — Сказка о волшебнике. Для закрепления рекомендуются: — игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, упражнение в уверенности, умении подчиняться требованиям другого. — Этюд: «Встреча с другом». Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое; формирование выразительных движений. Все игры, упражнения и этюды педагог может найти у Р.О. Овчаровой — «Практическая психология в начальной школе», а сказки — в газете «Школьный психолог» № 1—3 за 2001 год. 8. Критерии эффективности программы. На этом этапе используется повторная диагностика. Она должна проводиться с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо решить, какой уровень развития является достаточным, а какой требует повторного прохождения программы. Занятие на тему «Знакомство детей друг с другом». Дети сидят полукругом вместе со взрослым, который предлагает всем участникам назвать себя любым именем, сохраняющимся за ребенком на все время занятий. Взрослый предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл. Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую личину. Имена друзей, названия животных, выбранные детьми, глубоко символичны. Примечание: В диагностическом смысле выбор не своего имени — признак неприязни к себе. Так выявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации.
Примечание 2: На первом занятии не следует выяснять, почему ребенок назвал себя так, а не иначе. Этот вопрос можно обсудить потом. После такого знакомства психолог предлагает игру «Жучок». Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Его выбирают с помощью считалки. Игра снимает первоначальную настороженность ребенка. Она — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы, некоторые групповые роли и возникающие групповые иерархии. Если дети играют с увлечением, сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, это значит, что группа активна, и взрослый занимает позицию пассивного наблюдатели. Если группа активна, то можно продолжить спонтанные игры. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя детям его положительные и отрицательные стороны. Примечание 3: Взрослый находится в комнате с детьми, но не вмешивается в их игры. Можно использовать игры «Бип», «Зеркало» или «Хоровод». Цель: раскрытие групповых отношений. Ход игры. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип».
Таблица 3 Планирование коррекционной программы на учебный год
«Зеркало». Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям. Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в «зеркала», и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения. «Хоровод» Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей: — лидер; — товарищ лидера (прихвостень); — неприсоединившийся оппозиционер; — покорный конформист («баран»); — «козел отпущения». Это были направленные игры, в которых содержание формируемых навыков и действий целенаправленно задается ведущим. Необходимо в каждое занятие включать и спонтанные игры. Это так называемое свободное время. Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|