Адаптация детей к обучению в начальной школе
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности: — уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память); — уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность); — уровень развития тонкой моторики. Проводимое при наборе детей в школу психологическое тестирование ставит задачу отследить детей, имеющих низкий уровень готовности к обучению с целью своевременного оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.
Таблица 4 Сопоставительный анализ готовности детей к школе по классам, в % (исследование Н. Н. Кушнаревой в Ростовской СШ № 83, 1999 г.)
Преобладание средней, низкой и крайне низкой готовности детей к школе побуждает нас вести мониторинг их адаптации к обучению. Адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого приспособления. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым межличностным отношениям, к новым требованиям, в том числе когнитивным, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности. Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного психического, личностного и социального развития. В педагогической практике оправдали себя следующие этапы работы по адаптации: 1. Диагностика учащихся первых классов на предмет успешности адаптации к начальной школе (конец 1 четверти).
1.1. Опрос педагогов, работающих в классах, на предмет выявления плохо адаптированных учащихся. 1.2 Тестирование детей: а) мотивация учения; б) рисунок «Что мне больше всего нравится в школе»; в) изучение самооценки (шкалы: «Здоровье», «Характер», «Счастье», «Ум» Дембо—Рубинштейна). 2. Выявление по результатам диагностики детей, плохо адаптирующихся к школе. 3. Коррекция процесса адаптации — тренинг с такими учащимися для создания условий успешной адаптации (II — III четверть). Задачи коррекции: — развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения; — развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами; — формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности. 4. Повторное тестирование с целью определения успешности коррекционных мероприятий. Например, в 2009 году было проведено повторное тестирование первоклассников в ноябре, и результаты активной работы педагогов с учащимися стали очевидны (табл. 5).
Таблица 5 Степень адаптации учащихся к школе (в ноябре 2009 г.)
Таким образом, совместная работа психолого-логопедической службы и учителей начальных классов даже в условиях весьма сложного социума может обеспечить должный педагогический эффект.
Проблемы отставания учащихся в учебной деятельности
Понятие «неуспевающий ученик»
О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень и обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости — важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает обобщение и популяризацию передового опыта, и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Решение практических и организационных задач может обеспечить не только преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования этой проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками — дефектологией, психологией, школоведением. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание». Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка времени — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Отставания — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того; отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязанны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания. Она — итог процесса отставания. Она — итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|