Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила оформления рефератов




 

На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания.

 

 
 

 

 


На второй странице дается содержание (план) с указанием соответствующих страниц, включающее введение, вопросы (разделы), заключение, список литературы и (если есть) приложения.

При приведении цитат, наиболее важных фактов, цифр и рассуждений авторов использованных книг и статей необходимы ссылки внизу страницы. Не забывайте указывать конкретные страницы, на которые ссылаетесь. Поскольку одна ссылка может включать несколько источников, фамилию автора или первое слово названия необходимо выделять курсивом [26]. При повторной ссылке на тот же источник его можно привести в сокращенном виде[27]. Точное библиографическое описание книги обычно приводится на ее 2-й странице (обороте титульного листа) или на предпоследней странице. Если оно отсутствует, выходные данные можно обнаружить на титульном листе.

В конце реферата приводится список литературы в алфавитном порядке, оформленный по библиографическим правилам. Для книг должны указываться следующие данные: автор, заглавие, город, издательство, год издания, количество страниц[28].

В коллективных монографиях, справочниках и других книгах, написанных многими авторами, указываются: заглавие, после знака / – авторы или редактор, город, издательство, год, общее количество страниц[29]. В некоторых случаях указывается не издательство, а учреждение (вуз и др.), обладающее издательскими правами[30].

Для статей обязательны следующие данные: автор, заглавие, после знака // название газеты, журнала или сборника статей, год, номер (для журналов) или дата (для газет)[31].

В случае использования электронных источников информации необходима ссылка на них (сайт в Интернете, название компакт-диска и т.д.)[32]. При этом такие источники не могут быть основными для раскрытия темы работы, а должны играть вспомогательную роль. Исключение представляет полный текст монографии или статьи, найденный на электронном носителе.

Критерии оценки реферата

На «удовлетворительно» оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); количество использованных источников или литературных произведений (как правило, не менее 2-3 статей или монографий); правильность оформления ссылок.

На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать цель и задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключении – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.

На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне. В ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.

Дополнительно может быть оценено наличие в реферате иллюстраций, фотографий, схем, графиков, таблиц.

При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (как правило, 10 мин.), обозначить рассматриваемые проблемы, различные точки зрения, в т. ч. свою; свободное владение материалом (чтение реферата не допускается); восприятие защиты аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение); ответы на вопросы студентов и преподавателя.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе.

2. Врачевание в странах Древнего Востока. Значение традиционных систем врачевания Древнего Востока для последующего развития медицины народов мира.

3. Врачевание и медицина в Древней Греции. Врачебные школы Древней Греции.

4. Жизнь и деятельность великого Гиппократа. “Гиппократов сборник”.

5. Медицина в Древнем Риме. К. Гален из Пергама и его учение.

6. Медицина народов средневекового Востока. Ибн Сина (Авиценна) и его труд “Канон медицины”.

7. Медицина в периоды раннего и развитого Средневековья в Западной Европе (схоластика и медицина; медицинское образование; низкое санитарное состояние городов и эпидемии).

8. Медицина эпохи Возрождения (становление анатомии и физиологии как науки; развитие клинической медицины; развитие хирургии).

9. Медицина в средневековой Руси и России (IX – XVII вв.).

10. Медицина Нового времени. Эмпирический период в микробиологии. История создания микроскопа. Эмпирические методы борьбы с инфекцией. Д. Самойлович – один из величайших ученых России, Европы и мира. Выдающиеся открытия Э. Дженнера, Дж. Листера.

11. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых Западной Европы в медицину. Л. Пастер, Р. Кох, П. Эрлих.

12. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых России (И.И. Мечников, Д.И. Ивановский).

13. Медицина Нового времени. Физиология и экспериментальная медицина. Вклад ученых России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

14. Медицина Нового времени. Борьба ученых XVIII в. за самостоятельное развитие отечественной науки и медицины: М.В. Ломоносов, З.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик.

15. Медицина Нового времени. Первые методы и приборы физического обследования больных в клиниках Европы и России (термометрия, перкуссия, аускультация). Другие методы лабораторной и функциональной диагностики.

16. Развитие внутренней медицины и высшего медицинского образования в России в XIX в. С.П. Боткин – один из основоположников клиники внутренних болезней и его школа.

17. Развитие хирургии в Западной Европе и в России в Новое время: учение о переливании крови; открытие и введение наркоза; эра антисептики.

18. Развитие хирургии в России в XIX в. Н.И. Пирогов – выдающийся хирург, анатом, педагог, общественный деятель.

19. Выдающиеся естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., связанные с развитием медицины.

20. Становление экспериментальной гигиены (М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман). Дифференциация гигиенических наук. Развитие общественной медицины в России.

21. Медицина в XX–XXI вв. Влияние фундаментальных открытий в естествознании и технике на медицину.

22. Медицина в ХХ–XXI вв. Углубление дифференциации медицины: теоретическая, клиническая, профилактическая.

23. Здравоохранение в XX–XXI вв. Основные тенденции развития здравоохранения в первой половине XX в. Приоритет концепции Н.А. Семашко.

24. Проявление и нарастание негативных тенденций (1960‑80‑е гг.) в здравоохранении. Смена эпидемиологической ситуации и необходимость перестройки здравоохранения адекватно новым задачам, итоги и уроки стран Запада.

25. Негативные тенденции в отечественном здравоохранении, его кризис. Реформирование здравоохранения Российской Федерации: противоречия, трудности и перспективы.

26. Этика, деонтология в медицине. Права, ответственность и социальная защита медицинских работников.

 

Учебное издание

 

История медицины

Учебное пособие

Редактор И.М. Минсадыров
Корректор Ю.М. Михайлов

 

Учебное пособие издано при благотворительной помощи
ЗАО АКИБ «Почтобанк»
(председатель правления банка В.А. Жилин)

Подписано в печать 29.12.2008. Формат 60´90/16.
Усл. печ. л. 13,88. Тираж 300 экз. Заказ №.

Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35 д, офис. 106

Тел.: 8(342) 210-51-81

E-mail: zuiep@mail.ru

Отпечатано в типографии ИД "Пресстайм"

614025, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 105

 


[1] Происходит от лат. medicīna (ars) от medicus, mеdеоr «лечу, пользую». Русск. медицина — впервые у Петра I. Заимств. через польск. mеdусуnа или непосредственно из лат.

[2] Хотя термины «медицина», «врачевание» и «лечение» являются синонимами, понятие «врачевание» в истории медицины, как правило, связывается с практической лечебной деятельностью в первобытном обществе и народной медицине, а «медицина» – с профессиональной работой врача в цивилизованном обществе, основанной на теоретических (с XVII в. – научных) знаниях. Также понятие «врачевание» применяется для обозначения медицинской деятельности в Древнем мире до появления в Древнем Риме самого термина «медицина». См. подробнее: Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 35: Черных В.Ю. Теория модернизации и история России // АНТРО: Анналы научной теории развития общества. Вып. 4. Пермь, 2008. С 4-11.

[3] В глобально-цивилизационных и формационной концепциях истории этот период характеризуется как варварство, этап аграрной революции, сельскохозяйственной общины, военной демократии.

[4] Устойчивость основных физиологических функций организма.

[5] Принят собором Русской православной церкви в 1551 г.

[6] От греч. «клине» – ложе, «клинике» – уход за лежачими больными, преподавание у постели больного.

[7] Источники: Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 328-329; др.

[8] Инструмент для получения тканей организма с целью последующей микроскопии.

[9] ‰ – промилле – тысячная доля числа.

[10] Смертность составляла в Англии, Германии – 20,6‰, в США –18‰; в Пермской губернии – 36‰. Особенно высокой была детская смертность, в 1913 г. из тысячи родившихся в России умирало 273 ребенка (в Пермской губернии – 407 детей; для сравнения в Англии – 105 детей). Однако за счет высокой рождаемости в России продолжался естественный прирост населения. В Пермской губернии в 1911 г. рождаемость составляла 51‰, смертность – 36,0‰, естественный прирост населения – 15,0‰.

[11] Позже, при реформировании отечественного здравоохранения в 1990-х гг., не оказалось документов, претендующих на концепцию и отвечающих новым требованиям времени, как не существовало концепции общенациональной социально-экономической и политико-правовой стратегии развития страны. Только в 1998 г. появилась Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. См.: Медицинская помощь. 1998. №2.

[12] В т.ч. в Перми, где 1 (14) октября 1916 г. состоялось открытие Пермского отделения Петроградского университета, переименованного 5 мая 1917 г. в Пермский университет.

[13] Для сравнения: в германской армии в строй возвращалось лишь 25% раненых.

[14] Эта международная организация создана по решению конференции ООН (1946) в апреле 1948 г. За ее устав проголосовал 51 учредитель организации. С тех пор 7 апреля ежегодно отмечается как «День здоровья», который обычно посвящается актуальной проблеме здравоохранения.

[15] В современном мире существует четыре системы: государственная, частная, страховая, смешанная

[16] Общая смертность в 1960 г. составила в СССР 7,3‰ (в Пермской области – 7,7‰), в США – 9,5 ‰, в ФРГ, Англии – 11,4-11,5‰. Младенческая смертность составила в СССР в 1961 г. 32,3‰, а в 1971 г. 22,9‰, в США в 1970 г. – 21,0, в Англии в 1960 г. – 22,5‰ и 18,2‰ в 1970 г.

 

[17] Детская смертность сократилась (на 1000 родившихся): в Японии до 4,4, в Финляндии – до 4,7, в США и Германии – до 7,4. Это самые низкие показатели в мире (в России в 2000 г. младенческая смертность достигла 15,7%). Общая смертность снизилась в Японии до 7,0%, в США – до 8,8%, в Финляндии – до 9,7%, в Англии – до 10,1%, в Германии – до 10,8% (в России в 2000 г. – до 15,4‰). Следует указать, что при низкой рождаемости в России уже несколько лет имеет место тенденция естественной убыли населения – до 6,7%, в Пермской области убыль составляла в 2000 г. 6,3%. Смертность лиц трудоспособного возраста в 2005 г. составив 8,2%, приблизилась к уровню 1994 г. – 8,5%. Почти одна треть всех умерших в 2005 г. – лица трудоспособного возраста. Смертность мужчин в работоспособном возрасте в настоящее время, практически, соответствует уровню, сложившемуся в Российской империи в конце Х1Х в.. По показателям ожидаемой продолжительности жизни для мужчин Россия занимает 134 место в мире, для женщин – 100-е место.

 

[18] Статья опубликована в: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 3. С. 48-50.

[19] Селезнева В.Т. Очерки по развитию медицины и здравоохранения на Среднем Урале (ХVΙΙΙ век-1945 г.): Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 1965. С. 16.

[20] Парин В.В. О вероятном… о невероятном. М.: Наука, 1979. С. 44.

[21] Краткий отчет о деятельности научного медицинского общества при Пермском государственном университете (1921-1929) // Пермский медицинский журнал. 1930. Т. 8. № 1-4. С. 129.

[22] Вагнер Е.А., Шутов А.А., Болотова М.Ф. // Пермский медицинский журнал. 1994. Т. 11. № 1-4. С. 7-10.

[23] Колесов В.И. // Хирургия. 1958. № 11. С. 135-138.

[24] Сумбаев П.П. Очерк деятельности Молотовского государственного медицинского института за период Великой Отечественной войны. Молотов, 1948. С. 263.

[25] Примерная программа по дисциплине «История медицины». Для специальностей: 040100 «Лечебное дело», 040200 «Педиатрия», 040300 «Медико-профилактическое дело», 040400 «Стоматология» / Сост. Т.С. Сорокина. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002. 32 с. [Гриф Минобразования России].

[26] Например: Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. Т.1. М.: Сов. энциклопедия, 1960. С. 20; Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2001. №3. С. 30-34, 37.

[27] Философская энциклопедия... С. 20; Гринин Л.Е. Указ соч. С. 38-39.

[28] Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с.

[29] Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с.

[30] Отечественная история: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2007. 222 с.

[31] Орачева Е.А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Т.Г. Шешукова; Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15-25; Покровский В.И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. №3. С.27-33; Баньковский Л.В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт.

[32] Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ. Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – http://www.rsl.ru.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...