Правила оформления рефератов
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания.
На второй странице дается содержание (план) с указанием соответствующих страниц, включающее введение, вопросы (разделы), заключение, список литературы и (если есть) приложения. При приведении цитат, наиболее важных фактов, цифр и рассуждений авторов использованных книг и статей необходимы ссылки внизу страницы. Не забывайте указывать конкретные страницы, на которые ссылаетесь. Поскольку одна ссылка может включать несколько источников, фамилию автора или первое слово названия необходимо выделять курсивом [26]. При повторной ссылке на тот же источник его можно привести в сокращенном виде[27]. Точное библиографическое описание книги обычно приводится на ее 2-й странице (обороте титульного листа) или на предпоследней странице. Если оно отсутствует, выходные данные можно обнаружить на титульном листе. В конце реферата приводится список литературы в алфавитном порядке, оформленный по библиографическим правилам. Для книг должны указываться следующие данные: автор, заглавие, город, издательство, год издания, количество страниц[28]. В коллективных монографиях, справочниках и других книгах, написанных многими авторами, указываются: заглавие, после знака / – авторы или редактор, город, издательство, год, общее количество страниц[29]. В некоторых случаях указывается не издательство, а учреждение (вуз и др.), обладающее издательскими правами[30]. Для статей обязательны следующие данные: автор, заглавие, после знака // название газеты, журнала или сборника статей, год, номер (для журналов) или дата (для газет)[31].
В случае использования электронных источников информации необходима ссылка на них (сайт в Интернете, название компакт-диска и т.д.)[32]. При этом такие источники не могут быть основными для раскрытия темы работы, а должны играть вспомогательную роль. Исключение представляет полный текст монографии или статьи, найденный на электронном носителе. Критерии оценки реферата На «удовлетворительно» оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); количество использованных источников или литературных произведений (как правило, не менее 2-3 статей или монографий); правильность оформления ссылок. На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать цель и задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключении – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы. На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне. В ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения. Дополнительно может быть оценено наличие в реферате иллюстраций, фотографий, схем, графиков, таблиц. При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (как правило, 10 мин.), обозначить рассматриваемые проблемы, различные точки зрения, в т. ч. свою; свободное владение материалом (чтение реферата не допускается); восприятие защиты аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение); ответы на вопросы студентов и преподавателя.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе. 2. Врачевание в странах Древнего Востока. Значение традиционных систем врачевания Древнего Востока для последующего развития медицины народов мира. 3. Врачевание и медицина в Древней Греции. Врачебные школы Древней Греции. 4. Жизнь и деятельность великого Гиппократа. “Гиппократов сборник”. 5. Медицина в Древнем Риме. К. Гален из Пергама и его учение. 6. Медицина народов средневекового Востока. Ибн Сина (Авиценна) и его труд “Канон медицины”. 7. Медицина в периоды раннего и развитого Средневековья в Западной Европе (схоластика и медицина; медицинское образование; низкое санитарное состояние городов и эпидемии). 8. Медицина эпохи Возрождения (становление анатомии и физиологии как науки; развитие клинической медицины; развитие хирургии). 9. Медицина в средневековой Руси и России (IX – XVII вв.). 10. Медицина Нового времени. Эмпирический период в микробиологии. История создания микроскопа. Эмпирические методы борьбы с инфекцией. Д. Самойлович – один из величайших ученых России, Европы и мира. Выдающиеся открытия Э. Дженнера, Дж. Листера. 11. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых Западной Европы в медицину. Л. Пастер, Р. Кох, П. Эрлих. 12. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых России (И.И. Мечников, Д.И. Ивановский). 13. Медицина Нового времени. Физиология и экспериментальная медицина. Вклад ученых России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). 14. Медицина Нового времени. Борьба ученых XVIII в. за самостоятельное развитие отечественной науки и медицины: М.В. Ломоносов, З.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик. 15. Медицина Нового времени. Первые методы и приборы физического обследования больных в клиниках Европы и России (термометрия, перкуссия, аускультация). Другие методы лабораторной и функциональной диагностики. 16. Развитие внутренней медицины и высшего медицинского образования в России в XIX в. С.П. Боткин – один из основоположников клиники внутренних болезней и его школа.
17. Развитие хирургии в Западной Европе и в России в Новое время: учение о переливании крови; открытие и введение наркоза; эра антисептики. 18. Развитие хирургии в России в XIX в. Н.И. Пирогов – выдающийся хирург, анатом, педагог, общественный деятель. 19. Выдающиеся естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., связанные с развитием медицины. 20. Становление экспериментальной гигиены (М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман). Дифференциация гигиенических наук. Развитие общественной медицины в России. 21. Медицина в XX–XXI вв. Влияние фундаментальных открытий в естествознании и технике на медицину. 22. Медицина в ХХ–XXI вв. Углубление дифференциации медицины: теоретическая, клиническая, профилактическая. 23. Здравоохранение в XX–XXI вв. Основные тенденции развития здравоохранения в первой половине XX в. Приоритет концепции Н.А. Семашко. 24. Проявление и нарастание негативных тенденций (1960‑80‑е гг.) в здравоохранении. Смена эпидемиологической ситуации и необходимость перестройки здравоохранения адекватно новым задачам, итоги и уроки стран Запада. 25. Негативные тенденции в отечественном здравоохранении, его кризис. Реформирование здравоохранения Российской Федерации: противоречия, трудности и перспективы. 26. Этика, деонтология в медицине. Права, ответственность и социальная защита медицинских работников.
Учебное издание
История медицины Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров
Учебное пособие издано при благотворительной помощи Подписано в печать 29.12.2008. Формат 60´90/16. Редакционно-издательский отдел Тел.: 8(342) 210-51-81 E-mail: zuiep@mail.ru Отпечатано в типографии ИД "Пресстайм" 614025, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 105
[1] Происходит от лат. medicīna (ars) от medicus, mеdеоr «лечу, пользую». Русск. медицина — впервые у Петра I. Заимств. через польск. mеdусуnа или непосредственно из лат.
[2] Хотя термины «медицина», «врачевание» и «лечение» являются синонимами, понятие «врачевание» в истории медицины, как правило, связывается с практической лечебной деятельностью в первобытном обществе и народной медицине, а «медицина» – с профессиональной работой врача в цивилизованном обществе, основанной на теоретических (с XVII в. – научных) знаниях. Также понятие «врачевание» применяется для обозначения медицинской деятельности в Древнем мире до появления в Древнем Риме самого термина «медицина». См. подробнее: Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 35: Черных В.Ю. Теория модернизации и история России // АНТРО: Анналы научной теории развития общества. Вып. 4. Пермь, 2008. С 4-11. [3] В глобально-цивилизационных и формационной концепциях истории этот период характеризуется как варварство, этап аграрной революции, сельскохозяйственной общины, военной демократии. [4] Устойчивость основных физиологических функций организма. [5] Принят собором Русской православной церкви в 1551 г. [6] От греч. «клине» – ложе, «клинике» – уход за лежачими больными, преподавание у постели больного. [7] Источники: Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 328-329; др. [8] Инструмент для получения тканей организма с целью последующей микроскопии. [9] ‰ – промилле – тысячная доля числа. [10] Смертность составляла в Англии, Германии – 20,6‰, в США –18‰; в Пермской губернии – 36‰. Особенно высокой была детская смертность, в 1913 г. из тысячи родившихся в России умирало 273 ребенка (в Пермской губернии – 407 детей; для сравнения в Англии – 105 детей). Однако за счет высокой рождаемости в России продолжался естественный прирост населения. В Пермской губернии в 1911 г. рождаемость составляла 51‰, смертность – 36,0‰, естественный прирост населения – 15,0‰. [11] Позже, при реформировании отечественного здравоохранения в 1990-х гг., не оказалось документов, претендующих на концепцию и отвечающих новым требованиям времени, как не существовало концепции общенациональной социально-экономической и политико-правовой стратегии развития страны. Только в 1998 г. появилась Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. См.: Медицинская помощь. 1998. №2. [12] В т.ч. в Перми, где 1 (14) октября 1916 г. состоялось открытие Пермского отделения Петроградского университета, переименованного 5 мая 1917 г. в Пермский университет. [13] Для сравнения: в германской армии в строй возвращалось лишь 25% раненых. [14] Эта международная организация создана по решению конференции ООН (1946) в апреле 1948 г. За ее устав проголосовал 51 учредитель организации. С тех пор 7 апреля ежегодно отмечается как «День здоровья», который обычно посвящается актуальной проблеме здравоохранения.
[15] В современном мире существует четыре системы: государственная, частная, страховая, смешанная [16] Общая смертность в 1960 г. составила в СССР 7,3‰ (в Пермской области – 7,7‰), в США – 9,5 ‰, в ФРГ, Англии – 11,4-11,5‰. Младенческая смертность составила в СССР в 1961 г. 32,3‰, а в 1971 г. 22,9‰, в США в 1970 г. – 21,0, в Англии в 1960 г. – 22,5‰ и 18,2‰ в 1970 г.
[17] Детская смертность сократилась (на 1000 родившихся): в Японии до 4,4, в Финляндии – до 4,7, в США и Германии – до 7,4. Это самые низкие показатели в мире (в России в 2000 г. младенческая смертность достигла 15,7%). Общая смертность снизилась в Японии до 7,0%, в США – до 8,8%, в Финляндии – до 9,7%, в Англии – до 10,1%, в Германии – до 10,8% (в России в 2000 г. – до 15,4‰). Следует указать, что при низкой рождаемости в России уже несколько лет имеет место тенденция естественной убыли населения – до 6,7%, в Пермской области убыль составляла в 2000 г. 6,3%. Смертность лиц трудоспособного возраста в 2005 г. составив 8,2%, приблизилась к уровню 1994 г. – 8,5%. Почти одна треть всех умерших в 2005 г. – лица трудоспособного возраста. Смертность мужчин в работоспособном возрасте в настоящее время, практически, соответствует уровню, сложившемуся в Российской империи в конце Х1Х в.. По показателям ожидаемой продолжительности жизни для мужчин Россия занимает 134 место в мире, для женщин – 100-е место.
[18] Статья опубликована в: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 3. С. 48-50. [19] Селезнева В.Т. Очерки по развитию медицины и здравоохранения на Среднем Урале (ХVΙΙΙ век-1945 г.): Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 1965. С. 16. [20] Парин В.В. О вероятном… о невероятном. М.: Наука, 1979. С. 44. [21] Краткий отчет о деятельности научного медицинского общества при Пермском государственном университете (1921-1929) // Пермский медицинский журнал. 1930. Т. 8. № 1-4. С. 129. [22] Вагнер Е.А., Шутов А.А., Болотова М.Ф. // Пермский медицинский журнал. 1994. Т. 11. № 1-4. С. 7-10. [23] Колесов В.И. // Хирургия. 1958. № 11. С. 135-138. [24] Сумбаев П.П. Очерк деятельности Молотовского государственного медицинского института за период Великой Отечественной войны. Молотов, 1948. С. 263. [25] Примерная программа по дисциплине «История медицины». Для специальностей: 040100 «Лечебное дело», 040200 «Педиатрия», 040300 «Медико-профилактическое дело», 040400 «Стоматология» / Сост. Т.С. Сорокина. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002. 32 с. [Гриф Минобразования России]. [26] Например: Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. Т.1. М.: Сов. энциклопедия, 1960. С. 20; Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2001. №3. С. 30-34, 37. [27] Философская энциклопедия... С. 20; Гринин Л.Е. Указ соч. С. 38-39. [28] Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с. [29] Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с. [30] Отечественная история: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2007. 222 с. [31] Орачева Е.А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Т.Г. Шешукова; Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15-25; Покровский В.И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. №3. С.27-33; Баньковский Л.В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт. [32] Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ. Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – http://www.rsl.ru.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|