Руководство в малой группе. Модели руководства.
Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации официальной структуры
Существуют следующие подходы к руководству малой группой: 1) Личностная модель рук-ва, включает: ♦ компетенция — общий интеллект, гибкость ума, легкость речи, оригинальность мышления, рассудительность; ♦ достижение успехи индивида в учебной деят-ти, наличие значит-х знаний и достижения в спорте; ♦ ответственность —надежность, инициативность, настойчивость, агрессивность, уверенность в себе и желание отличиться; ♦ участие и включенность — социабельность, способность адаптироваться к различным ситуациям, стремление к кооперации с другими людьми; ♦ статус — социально-экономический и психологический статус индивида; ♦ ситуационные факторы —цели, которые д.б. достигнуты под руководством конкретного индивида, а также ряд характеристик его подчиненных (в частности интеллект, навыки, потребности и статус), способных влиять на эффективность руководства 2)Вероятностная модель эффективности рководства Теоретическая конструкция, предложенная Ф. Фидлером. Конструкт состоит из: Психологическая часть модели: Личностно-стилевая переменная операционально выражена оценкой, даваемой руководителем наименее предпочитаемому сотруднику (сокращенно оценка НПС). Эта оценка фиксируется специальной измерительной шкалой. Оценка НПС чаще всего трактуется, как: ♦ характеристика стиля руководства (в континууме «авторитарный — демократический» или «инструментально ориентированный — личностно ориентированный», где левому полюсу присуща низкая оценка НПС, а правому — высокая); ♦ показатель когнитивной сложности субъекта (для когнитивно простых субъектов более типична низкая оценка НПС, а для когнитивно сложных — высокая); ♦ отражение мотивационной структуры личности руководителя Непсихологическая часть модели: Ситуация, в которой действует руководитель. Она анализируется по трем параметрам:
♦ степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; ♦ величине позиции власти (влияния) руководителя в группе (его возможность контролировать действия подчиненных и использовать различные средства стимулирования их активности); ♦ стр-ре групповой задачи (измерения этой структуры приведены в). Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров дает представление о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля (СК), т.е. степени владения им ситуацией функционирования группы. Эффективность деятельности руководителя (непсихологическая компонента модели) представлена показателями продуктивности группы, т.е. успешности выполнения данной конкретной группой именно тех задач, для решения которых она непосредственно создана. Согласно «вероятностной модели», руководители с низкой оценкой НПС более эффективны в сильно и слабо контролируемых ими ситуациях (т.е. при соответственно высоком и низком СК), а руководители с высокой оценкой НПС наиболее эффективны в умеренно контролируемых ими ситуациях (т.е. при умеренном СК). Стили руководства. Демократический стиль - привлечение большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, взаимное распределение прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы людей, взаимный контроль деятельности. Авторитарный стиль - руководитель сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других. Характеризуется повышенной требовательностью ко всем членам группы, которая ограничивает инициативу и самостоятельность, часто сопровождается грубостью, запугиванием. Такое руководство исключает разъяснение и убеждение, а сводится лишь к требованиям. Либеральный стиль - руководитель не вмешивается в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя последним самим решать свои проблемы. Руководители не требуют ответственности за невыполнение задач членами малой группы, пускают развитие событий на самотек. В заключение стоит отметить, что у различных людей стиль руководства представляет собой сочетание трех основных типов. В некоторых ситуациях наиболее эффективны определенные стили (например, авторитарный в ФСБ, либеральный при организации научных исследовании и т. д.).
Модели руководства. В директивной модели лежат единоначалие (а часто и давление, диктат) руководителя, структурная простота и возможность оперативного управления всеми людьми. Эта модель порождает и закрепляет фронтальные и радиальные связи между руководителем и подчиненными; ограничивает деловую инициативу членов группы и способствует их пассивности, лицемерию по отношению к деятельности и руководителю; усиливает опасность постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех ее членов в достижении целей общей деятельности; способствует созданию многочисленных микрогрупп; увеличивает необходимость контроля за большим числом исполнителей. Кооперативная модель включает в себя возможности: активного коммуникативного и межличностного взаимообмена между членами группы и их руководителем, решения сложных задач небольшим числом подчиненных; взаимопонимания между руководителем и подчиненными; низкой конфликтности между людьми. Кроме того, она предполагает разветвленную групповую структуру, не ограничивает информационные возможности и личностную инициативу ее членов, порождает высокую удовлетворенность совместной деятельностью, уменьшает число иерархических ступеней в управлении; увеличивает ответственность и самоконтроль со стороны членов малой группы Уровни развития группы. Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: - оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);
- обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше "обязаны" ей, последствия этих взаимных обязательств); - преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней. Выделяют 5 возможных ролей возможных членов группы: потенциальный, новый, полный, маргинальный, экс-член). На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М.Чемерсом и названной "системно-процессуальной модели" развития группы. Срадии развития связаны со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в "полного" члена, затем, иногда, в "маргинального" члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности. Социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п. Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе. Идея развития группы в сравнении таких ориентаций личности, как коллективизм – индивидуализм. Индивидуализм как ценность, свойственная американской культуре, порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней. Коллективизм как норматив традиционных обществ также определяет взаимоотношения индивида с малой группой. Он проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению "благ" в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных.
И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процессом развития группы: переход от одной фазы к другой в значительной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, "победит" в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют. Уровни развития: 1 слой- реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; 2 слой- отношения между людьми опосредуются характером совместной деятельности; 3 слой- ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Деятельность как системообразующий признак коллектива. Теории лидерства. 1. Теория – личностных черт (яркие представители: Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, Р.Д. Мубинова), согласно которой лидерами люди рождаются. Основоположником данной теории является английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. В основе идеи лежало убеждение, что если лидер обладает качествами, которые передаются по наследству и отличают его от других, то эти качества можно выделить. Однако перечень этих качеств не удалось составить. Попытки составить список черт, присущих лидеру, привели к тому, что лишь 5% личностных черт от числа всех исследований были общими для лидеров. А попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, основывающихся на идеальной основе «лидерских черт», вовсе оказались провальными и не соответствовали реальной ситуации. Хотя теория и не дала полноценного научного обоснования успеха отдельных лидеров, однако она наметила отправные точки исследований данного явления. Также теория имела прикладное значение в разработке процедур отбора кандидатов на руководящие посты. Ведь были выделены основные черты, которые должен иметь лидер. Вот некоторый перечень из них: самообладание, справедливость, упорство, расчётливость, смелость, уверенность в решениях, честность, прямолинейность, мужественность, хитрость, эрудиция, ум, дипломатичность, ораторские способности, общительность, организаторские способности, сила (духовная), энергичность, целеустремлённость и т.д. 2. Ситуационная теория лидерства (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс). Согласно этой теории появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других хотя бы в каком – то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами. Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была предпринята попытка усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решил американский ученый лидерства Э.Хартли, который предложил модификацию ситуационной теории: • если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой; • в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»; • став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации; • лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса. Хотя концепция лидерства Э. Хартли была более гибкой по сравнению с наследственной теорией, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства. 3. Мотивационная теория. Как упоминалось выше, человек, стремящийся занять место лидера должен иметь некоторые причины для этого, т.е. мотивы. Представители этой версии – С. Митчелл, С. Эванс и др. Версия утверждает, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы. Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения: • поддерживающее лидерство; • лидерство, ориентированное на успех. • директивное лидерство и др. 4. Ситуативно-личностные теории. Более или менее компромиссный вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт и С. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства: черты лидера как человека; его мотивы; образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним; личностные характеристики лидера как социальной роли; институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи. Позднее, появились предложения изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как межличностные отношения, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, известный психолог и диагност Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями и потребностями лидера и целями и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей. В рамках этой традиции развивали теорию лидерства Э. Холландер, Дж.Джулиан. 5. Теория ожидания-взаимодействия. Ее разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. В рамках этой школы создавались операциональные модели лидерства, и Ф. Фидлер предложил свой вариант — вероностную модель эффективности лидерства. В ней акцент делается на интегрции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу («инструментальное лидерство») и ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»). По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными таким образом, что самая благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, тщательно разработанную задачу, сильную позицию лидера. Фидлер делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных. 6. Теория гуманистического направления. Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации. Идею разрабатывали американские психологи Р. Блейк, Дж. Макгрегор и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|