Социально-психологическая характеристика больших групп.
Большая группа – значительное и изменяющиеся по числу участников человеческое сообщество, члены которого не находятся в непосредственном контакте. Точную количественную характеристику больших групп дать невозможно. В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности(толпа, публика, аудитория); - большие организованные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании (нации, классы, профессии). Большая группа – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков. Признаки больших групп: 1. Большое число членов(нижняя граница больших групп совпадает с верхней границей малой группы – от 50 человек; верхняя граница не определяется). 2. Отсутствие непосредственных контактов между ее членами(большие группы основаны на связях, не предполагающих обязательные личные контакты между членами группы). 3. Специфика регуляции поведения(основными механизмами регуляции социального поведения в больших группах выступают нравы, обычаи, традиции, стереотипы и др.) 4. Дополнительно к признакам больших групп относят: образ жизни, интересы, ценности, потребности, язык. Так, для этнических групп – это обязательный признак, а для других групп это может быть определенный жаргон, например свойственный профессиональным группам или такой возрастной группе, как молодежь.
Структура большой социальной группы: 1. Психический склад– устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.). 2. Эмоциональная сфера– подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Типы больших групп: * Номинальные группы (носят условный и статический характер объединения людей, например, сельские жители, психологи страны, люди с высоким доходом и др.). * Группы по интересам (имеют общие поведенческие признаки, общие интересы, например, зрители ОРТ, болельщики, фанаты группы «Машина времени»). * Территориальные общности (объединены на основе территориально-географического признака: жители РБ, мозыряне и др.). Социально-психологическая характеристика стихийных групп. Стихийные группы–социальные общности, формирующиеся непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложно управляемые. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, которые собрались вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрируют какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Стихийная «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает спонтанно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Факторы образования стихийных групп:
1. Общественное мнение – общность суждений членов группы в связи с событием. 2. Событие (повод), объединивший людей. 3. Совместные действия, связанные с поводом. 4. Стихийные социально-психологические процессы (заражение, внушение, паника). Основные виды стихийных групп: Толпа–бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия),обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания(агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими). Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким- либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам. Масса–относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение(демонстрация, манифестация, митинг). Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Публика –кратковременное образование людей для просмотра зрелища(концерта, спортивного мероприятия, спектакля и т.д.)по сравнению с толпой более управляема, т.к. люди собираются сознательно и с целью. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации - различного рода слухи и сплетни. У них – свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|