Структура эстетической теории
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Учреждение образования «Гомельский государственный университет Имени Франциска Скорины» Е. В. КОРЕНЬ ЛЕКЦИИ ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ Гомель 2014
Леция III (Вводная по эстетике) Тема СПЕЦИФИКА Эстетики как философской Дисциплины План 1. Предмет и задачи эстетики. 2. Структура эстетической теории. 3. Место и роль эстетики в современном гуманитарном знании. Основные понятия: эстетика, теория совершенного чувственного познания, имплицитная и эксплицитная эстетика, эстетика разума, эстетика чувства, эстетическое, прекрасное, отношение человека к действительности.
Литература 1. Борев, Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Бореев. – Смоленск, 1997. – Т. 1 – 2. 2. Волошин, А.В. Еще раз о математической традиции красоты / А.В. Волошин // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 102 – 121. 3. Лелеко, В.Д. Эстетика повседневности / В.Д. Лелеко. – СПб., 1994. 4. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. – СПб., 1998. 5. Кондрашов, В.А. Этика: История и теория. Чичина, Е.А. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 6. Кривцун, О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. – М., 1989. 7. Мартынов, В.Ф. Эстетика / В.Ф. Мартынов. – Мн., 2003. 8. Овинникова, Ю.А. Эстетика: курс лекций / Ю.А. Овинникова, В.Б. Рожковский. – Ростов н/Д., 2008. 9. Эстетика. Словарь. – М., 1998.
Предмет и задачи эстетики
Слово «эстетика» часто употребляется в разных сферах нашей жизни: эстетика интерьера, одежды, эстетика художественного произведения и т. д. Однако, при всем различии использования на обыденном и профессиональном уровнях понятия эстетика, эстетичность обозначают некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневности, феноменов природы. Эстетика – это дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности эстетического отношения человека к действительности, и в частности искусство как специфическую форму эстетического познания и освоения мира. Эстетическое отношение – это восприятие и оценка окружающего мира сквозь призму категорий прекрасное, возвышенное и т.п.
Эстетика как отдельная философская наука сформировалась во второй половине ХVIII в. (1750 – 1758) Ее основал немецкий философ Александр Баумгартен, который впервые использовал и термин «эстетика». От греческого “aesthёtikos” – чувственный (“aistesis” – чувственное восприятие). Мысля в духе рационализма, А. Баумгартен исходил из концепции Г. Лейбница о трех сферах духовного мира человека – воля, разум и чувства. Разум и воля давно уже были предметами исследования наук философии, логики, этики. А. Баумгартен впервые подверг научному анализу сферу чувства. В работе «Эстетика» он обобщил все сложившиеся знания о прекрасном, возвышенном и т. п. чувствах человека по отношению к воспринимаемому и постигаемому миру, и создал отдельную систему знаний. Новая наука рассматривалась Баумгартеном как «теория совершенного чувственного познания». Он исходил из убеждения, что чувственное познание человеком мира является важной формой познания, обязательно предшествующей более совершенным знаниям, получаемым рациональным путем. Заслуга мыслителя в том, что раскрыл важность чувственной сферы человека и специфику эстетического. Однако историю эстетики надо рассматривать уже с глубокой древности, поскольку главные стороны чувственного постижения человеком мира – эстетическое (прекрасное) и искусство – издавна были предметом анализа философов. История эстетической мысли восходит своими корнями к мифологическим текстам и сочинениям античных мыслителей.
Предметом эстетики изначально стала человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное – эстетическое – постижение человеком мира. И. Кант обозначил эту эстетическую способность человека как «способность суждения» о прекрасном или вкус. В центре внимания эстетики находится состояние человеческого чувства в отношение к эстетическим качествам мира в его неисчерпаемом богатстве. Определение предмета эстетики как эстетического вбирает в себя и прекрасное, и возвышенное, и комическое и трагическое, и другие эстетические категории, характеризующие чувственное постижение человеком мира. Оно также охватывает и искусство, которое развивает и воспитывает эту сферу человеческого духа. Эстетическое – всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно эстетическое в природе, обществе, в сфере духовного творчества и материального производства; эстетическая деятельность, или творчество по законам красоты; субъективно эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, потребности, оценки, идеалы и пр.); художественная культура. Своеобразие фундаментальной категории эстетического в отличие от прекрасного в том, что она охватывает и прекрасное, и возвышенное, и безобразное, и низменное, и трагическое, и комическое и т.д. В основе понятия эстетическое лежиткатегория прекрасного. Понятия возвышенное, трагическое, комическое и др. обретают свой смысл через соотнесенность с категорией прекрасного. Эстетику обоснованно называют наукой о прекрасном. Чувства трагического, сентиментального или комического становятся эстетическими, преломляясь в прекрасном. То есть, будучи осмыслены и выражены в художественной форме – в произведении искусства, рассказе, которые придадут эмоциональному переживанию особое эстетическое выражение, структуру, рассчитанную на определенный эффект. Эстетическим началом являются воображение и память, «оформляющие» наши эмоции. «Что пройдет, то будет мило» — эта поэтическая строка А. С. Пушкина ярко отразила механизм порождения эстетических представлений. Великий ученый М.М. Бахтин высказывал наблюдения о том, что именно наша память эстетизирует жизнь. Дистанция времени придает эмоциональным переживаниям законченные формы, сообщает им композиционную целостность, выразительность, т.е. эстетическую форму.
Задачи курса эстетики в системе высшего образования следующие: · изучение теоретико-методологических проблем и категорий эстетики; · приобщение к философско-эстетическим исканиям ученых и знакомство с эстетическими концепциями, сложившимися в истории; · овладение основами теоретических знаний в области искусства и развитие способности адекватно оценивать эстетические феномены; · расширение представлений об эстетическом многообразии мира и основных принципах эстетического преобразования жизни; · совершенствование навыков самообразования на базе освоения текстов по эстетике и произведений искусства. Это важно для всех, кто претендует на высшее образование и принадлежность к интеллигенции. Однако смысл эстетики гораздо глубже. Стратегические задачи эстетики как особой сферы знания можно, пожалуй, свести к трем взаимосвязанным, но все-таки заметно выделяющимся пунктам. 1. Познавательная. Эстетика исследует проблемы чувственного познания, образного мышления, художественные методы постижения мира и человека. 2. Воспитательная. Важнейшей задачей эстетики является воспитание человеческого чувства, развитие эстетического и художественного вкуса. 3. Мировоззренческая. Эстетика носит мировоззренческий характер и преследует целью формирование и теоретическое обоснование эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое знание способствует правильному и осознанному самоопределению человека в мире ценностей. Относительно 1 задачи необходимо учесть следующее. Эстетика как философская наука призвана заниматься проблемой чувственного познания мира. Как теория чувственного познания она и была задумана А. Баумгартеном. Чувственное познание занимает важное место в процессе постижения нами мира. Известно, что у людей с преимущественным развитием правого полушария мозга образное мышление даже в какой-то степени преобладает над рациональным. Искусство нередко открывает мир и человека глубже науки. Баумгартен верно заметил, что чувственное восприятие является важным условием целостного и адекватного познания действительности.
Освоение мира человеком с самого рождения осуществляется в эстетической форме, через целостное чувственное восприятие, прежде всего, прекрасных форм, цветов, звуков. Первое наше понятие о чем либо или даже о ком-либо – эстетическое. Это запечатлелось в народных пословицах. Например – по одежке встречают, по уму провожают. Созерцая природу, горы, море, лес, мы не анализируем рационально горные породы или породы деревьев, климат, температуру и т.п., но, тем не менее, мы получаем посредством эстетического созерцания ценную информацию. Только эта информация носит особый – эмоционально-чувственный характер. Знания, приобретенные путем чувственного созерцания, участвуют в процессах духовной жизни человека наряду с рациональными знаниями. К тому же именно эстетический интерес часто побуждает нас к более глубокому научному познанию – историческому, философскому, математическому и т.д. Еще Платон гениально отметил, что мы знает то, что любим. Любовь к цветам может сделать человека хорошим ботаником, восхищение звездным небом – астрономом, и т.д. 2 задача актуальна на всех этапах образования и духовного развития человека. Если задачи логики – воспитание ума, организация мышления и т.п., то эстетика изначально нацелена на воспитание чувств человека, развитие эстетического и художественного вкуса, способности разграничивать прекрасное и безобразное, улавливать гармонию. Стремление жить и творить по законам красоты актуально для любой сферы деятельности человека, но особенно – для образования, науки, искусства. Основой эстетического мировидения является понятие «прекрасного», которое наиболее ярко выражено в искусстве, создающем и хранящем эстетические ценности. Эстетика учит понимать и ценить искусство. Художнику она позволяет теоретически обосновать свое творчество, сформировать концепцию мира. Читателям, зрителям, слушателям эстетическое знание раскрывает сущность произведения, его духовную ценность, помогает теоретически обобщить информацию художественной выставки, книги, фильма, а также сделать важные моральные выводы. Важное место занимает эстетическое знание и вкус в формировании собственного образа или имиджа человека. Именно развитый эстетический вкус, который всегда избирателен и строг, способствует самоопределению человека в мире моды, обусловливает способность человека «быть самим собой» и в то же время его элегантность и современность. Ф. М. Достоевский в свое время обоснованно утверждал, что «эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим же человеком для самосовершенствования». Стремление к гармонии – сущностная черта человека.
3-я задача – мировоззренческая. Уровень эстетической культуры во многом определяет степень зрелости личности, целостность ее мировоззрения и ее способность к верному самоопределению в потоке бытия и в мире ценностей. В нынешнюю эпоху, которая характеризуется пересмотром духовных ценностей, традиционных идеалов, потоком псевдокультурных явлений, нередко выдаваемых и принимаемых за истинные культурные ценности, величайшую значимостьприобретают знания по истории и теории эстетики и искусства. Подготовленному и самостоятельному сознанию гораздо легче противостоять псевдоценностям и разрушительному потоку негативной информации, безобразному и пошлому в искусстве и жизни. Итак, эстетика как автономная наука сосредоточена на проблемах чувственного познания человеком мира, развитии эмоционально-духовной сферы человека через воспитание вкуса, чувства прекрасного, формировании мировоззрения и культуры личности, ее духовных ценностей и способности к правильному нравственному самоопределению в мире эстетического и искусства.
Структура эстетической теории Эстетика – наука об эстетическом, и как наука она имеет свою структуру. Особо можно выделить историю эстетики и теорию эстетики. Эстетическая теория делится на теорию прекрасного, собственно эстетического, и теорию искусства. Теория эстетического охватывает вопросы: · природы и своеобразия эстетического, прекрасного в системе ценностей; · закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое); · диалектической связи эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетической практики; · эволюции эстетического сознания и специфики эстетической деятельности человек в разных сферах жизни; · взаимосвязи эстетического и художественного в разных сферах жизни. Теория искусства включает следующие проблемы: · возникновение и эволюция художественной деятельности; · структурное и функциональное своеобразие искусства в ряду других форм человеческой деятельности, его место в культуре, · связи процесса художественного творчества, структура произведений искусства и характер их восприятия человеком; · законы, порождающие конкретные формы художественной деятельности (виды, роды, жанры искусства) и ее исторические модификации (направления, стили, методы); · особенности современной художественной культуры и ее перспективы. Проблемное поле эстетической науки охватывает эстетику действительности, эстетику повседневности, эстетику искусства, эстетику науки, эстетику природы, эстетику религии, практическую эстетику, техническую эстетику, теоретико-информационную эстетику, рецептивную эстетику и т.д. Эстетика действительности занимается ключевой проблемой – эстетическим, т. е всем, что касается человеческих чувств по отношению к эстетическому богатству мира, включает вопросы о природе и сущности эстетического, исторической обусловленности и изменчивости его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества. Это проблемное поле зародилось еще в греческой натурфилософии. Эстетика повседневности охватывает различные эстетические вопросы бытия от рождения до смерти; семиотика вещей повседневности и архетипы массового сознания; искусство и мода, человеческое поведение как текст и т.п. Проблемное поле эстетики искусства составляет художественное творчество во всем многообразии, его природа, специфика и сущность, законы развития искусства, общечеловеческое значение художественных шедевров, эстетическое отношение искусства к действительности. Практическая эстетика занимается вопросами этикета (общими эстетическими требованиями к манерам поведения), науки, спорта, кулинарии, организации общественных обрядов, мероприятий, праздников. В особую сферу выделяется обычно дизайн, который имеет разные уровни. Техническая эстетика – это как раз теория дизайна или освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых вещей, станков, машин, мебели, т.е. предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Теоретико-информативная (социокоммуникативная) эстетика занимается особенностями эстетики информации, ее кодами, знаками, смыслом и гедонистическим потенциалом, вопросами массовых коммуникаций. Она разрабатывает проблемы распространения идей и роли СМИ, зависимости культуры от средств ее передачи. Особое занимает рецептивная эстетика. В 1970-е гг. эстетики Констанцской школы (ФРГ) попытались подойти к искусству не со стороны творчества, а обратным путем – со стороны художественного восприятия и социального функционирования искусства. Главные идеи таковы. Художественное произведение не равно самому себе. Его текст не меняется, но смысл изменчив, потому что является результатом взаимодействия опыта реципиента и автора. Восприятие текста диалогично. Смысл рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив, зависит от индивидуальности воспринимающего и его принадлежности к той или иной рецептивной группе. Эстетика есть система знаний о сущности общечеловеческих ценностей, их природе, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира человеком, прежде всего в искусстве. Эстетика – наука о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве; о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства. Эстетика преследует целью развитие эстетического отношения к миру. Сущность и специфика эстетического отношения состоит в целостном восприятии мира в контексте красоты как общечеловеческой ценности, в умении адекватно оценивать окружающую действительность сквозь призму понятий прекрасное/безобразное, трагическое/комическое и т.п. Во всех сферах деятельности человека присутствует эстетическое начало, стремление к красоте, поиск идеала и отторжение дисгармоничного. Эстетические знания помогают нам теоретически и практически самоопределиться в понимании природы эстетического и его значения собственно для нас. Исторически сложилось несколько теоретических моделей эстетического или прекрасного. Ю.Б. Бореввыделяет пять концепций. В.Ф. Мартынов – шесть. По Бореву, 1-я модель эстетического – объективно духовная. Эстетическое – результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Прекрасное в ней трактовалось как свет Бога на вещах и явлениях (по мнению Тертуллиана, Августина Блаженного, Фомы Аквинского) или – воплощение абсолютной идеи (по мнению Платона, Гегеля и др.). Безобразное, низменное и т.п. есть следствие хаоса, действие сатаны. Мартынов говорит о двух концепциях – идеалистической (Пифагор, Платон, Плотин, Шеллинг, Гегель) и монотеистической (христианской). 2-я модель эстетического названа Боревым субъективно-духовной или персоналистской. По Мартынову – субъективистская. Эстетическое – проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Источник красоты видится в душе индивида. Так считали Жан-Поль, Б. Кроче и др. Красота – результат потенциального, направленного, активного восприятия предмета субъектом, как считают феноменалисты и представители теории вчувствования (Липпс, Фолькельт). 3-ю модель эстетического называет субъективно-объективной. Согласно ей, эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как с мерой красоты, как считал Аристотель, или с пользой, по мнению Сократа, или с нашими представлениями о прекрасной жизни, по концепции Чернышевского. 4-я модель эстетического, по Бореву, «природническая» или материалистическая. Эстетическое – это естественное свойство предметов и явлений природы, такое же как вес, цвет, симметрия, форма. Красота связана с целесообразностью. Так считал Д. Дидро и др. материалисты. Мартынов к «природникам» причисляет Н.Г. Чернышевского, который отдавал предпочтение прекрасному действительной жизни перед искусством. Однако изучением прекрасного не занимаются естественные науки. Между тем эстетические свойства предметов измеряются с помощью вкуса, а не измерительных приборов. 5-я модель эстетического – общественная концепция (Н.Г.Чернышевский, Г.В. Плеханов, Ю.Б. Борев). Эстетическое – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое проявляется благодаря деятельности людей, развивается с обществом. Прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности, одухотворенные и обретающие положительную ценность для человечества как рода (Ю. Борев). Эстетическое чувство формируется прежде всего на произведениях искусства и только потом проецируется на природный мир. Но почему возникает чувство красоты при восприятии самого произведения искусства? Этот вопрос открыт. Мартынов выделяет еще 6-ю, формалистическую, трактовку красоты, связанную со стремлением измерить красоту математически. Так, античный скульптор Поликлет в сочинении «Канон» обосновал принципы «золотого сечения» как условия создания идеальной фигуры – «Дорифор», «Раненая амазонка». Августин Блаженный рассматривал математику как мерило земной красоты. С точки зрения Канта, «норма красоты – средняя величина для данного класса предметов и явлений». В рамках формализма абсолютизировались внешние признаки красоты, недооценивалась внутренняя сущность, глубинное содержание. Исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознание как одно из самых сложных интегративных духовных явлений невозможно вывести из одного источника. В целом, несмотря на острую полемику, представителей различных подходов объединяет понимание прекрасного как меры, целесообразности, ритмичности, гармонии, совершенства. Итак, эстетика – это наука об эстетическом, общечеловеческих ценностях, о принципах эстетического освоения мира в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве; о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства. Она включает в себя историю эстетической мысли, теорию эстетического (прекрасного), теорию искусства. Ее проблемное поле охватывает все человечески ценностное многообразие бытия.
3. Место и роль эстетики в современном гуманитарном знании
Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире, впоследствии, на протяжении тысячелетней историй эстетика не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая — в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались непосредственно самими художниками, композиторами, т.е. в сфере художественной практики. До систематизации эстетических идей А. Баумгартеном Эстетика носила имплицитный характер, т.е. была включена в другие сферы знания и деятельности. Еще в XVII и XVIII вв. эстетика интенсивно развивалась на почве художественной критики и публицистики. Этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охвативших весь комплекс проблем эстетической науки – классической и неклассической (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, К.Г. Юнг, А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Эстетическое знание своеобразно, поскольку, с одной стороны связано с умозрительным анализом сущности эстетического отношения к действительности, а с другой стороны касается осмысления реальных процессов искусства. Это породило мысли о том, что у эстетики как науки нет собственного места, она не прикреплена к определенному предметному полю, всякий раз меняет предмет своей рефлексии в зависимости от субъективной прихоти исследователей. Согласно этим взглядам, эстетика, выступающая, с одной стороны, компонентом всеобщего философского анализа, а с другой – естественным результатом искусствоведческих исследований, не имеет собственной территории. Особая природа эстетики как науки заключается в междисциплинарном характере. Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно являет собою одновременно единство логической конструкции, высоких обобщений, известной нормативности, совмещающихся с проникновением в живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы художественной жизни, эмпирику социального и культурного бытия произведения искусства. Однако такая «биполярность» эстетики не означает ее эклектичности. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии и постижении выразительных форм и проявлений окружающего мира. В широком смысле – это универсалии эстетического, в целом, и прекрасного, в частности, произведения и шедевры искусства, универсалии художественного творчества и восприятия, универсалии художественной деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), универсалии эстетического восприятия природы. Попытки выявления общих характеристик художественных стилей, порождающих принципов музыкального, изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий) предпринимаются и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин – литературоведения, искусствоведения, музыковедения. Однако, по сути дела, всякий раз, когда речь заходит об анализе не одного произведения искусства, а об общих художественных измерениях группы искусств, специфики жанра или художественного стиля, – мы имеем дело с эстетическим анализом. Эстетика – это философская наука, которая носит мировоззренческий характер, ибо трактует ценность предметов и явлений для человеческого рода. В отличие от философии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и его проявлений в природе, обществе и мышлении, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия, его многообразных проявлений. Эстетика – самостоятельная наука в системе гуманитарного знания. В то же время она граничит с такими родственными сферами как · гносеология ( исследует вопросыспецифики образного мышления, художественного метода как способа познания); · культурология (выявляет особенности эстетического мировоззрения и искусства разных эпох, культур и цивилизаций); · психология (охватывает вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия); · социология (изучает специфику культуры слоев общества, их эстетических ценностей и представлений); · герменевтика (занимается проблемами понимания художественного текста); · искусствознание (рассматривает вопросы художественного процесса, его стадий, художественных направлений) и другими сферами науки. Проблемное поле эстетики соприкасается с множеством наук, искусств, разными сферами человеческого существования. Методологическая база современной эстетики также богата и многообразна, так как эстетическое знание по сути своей междисциплинарно. Общефилософская методология, на которую опирается эстетика, - это идеи историзма и самодвижения художественной культуры, сочетаемы со структурным и морфологическим подходами и идеями персонализма и герменевтики. Применимы также методы типологии, ретроспекции, математического анализа и т.д. Итак, эстетика как научная дисциплина занимает важное место в системе гуманитарных знаний и играет определяющую роль в формировании мировоззрения и духовной культуры личности, так как она ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии и постижении выразительных форм и проявлений окружающего мира.
ЛЕКЦИЯ I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|