Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика художественных средств различных видов искусства




 

Искусство охватывает все стороны человеческого бытия, осваивая его различными способами, средствами, методами в различных формах. Уже в XVIII в. французские энциклопедисты источник многообразия искусств находили в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, художники[4]. Каждый вид искусства пользуется своим комплексом специфических средств передачи действительности, явлений, событий, идей, образов, чувств и настроений людей.

Архитектура, живопись и скульптура – это пространственные виды искусства, обладающие специфическим набором средств отражения мира.

1. Архитектура – это искусство формирования пространства и объемов по законам красоты при строительстве зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в различных сферах жизни. В архитектуре произведение обретает художественность только тогда, когда с помощью архитектурных риторических фигур, метафор – ордерной системы (дорический, ионийский, коринфский ордера), геометрических конструкций, орнамента, фресок, рельефов, скульптуры – здание обретает «стилистическую маркированность»[5].

Специфика архитектурного образа определяется различными художественными средствами, а также композицией и ансамблем. Для архитектурных произведений важна вписанность в природный или городской пейзаж. Формы архитектуры обусловлены природно (зависят от географических, климатических условий, ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности), социально (уровень культурных запросов общества) и экономически (уровень и особенности развития техники).

Архитектура существует в синтезе с декоративным искусством, с монументальной живописью (фреска) и скульптурой. Масштаб сооружения семиотически значим, и во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Важные средства выразительности архитектуры – ритм, соотношение объемов, линий.

Конфигурации архитектурных форм несут особую смысловую нагрузку: куб – воплощение идеи устойчивости, равновесия; параллелепипед – образ устремленности к небу; П- образные композиции (арки) – образ объединения пространств, входа и выхода из определенного пространства (ворота); цилиндр, ротонда – форма, соединенная во всех ракурсах, – символ вечности, круговорота, божественного; сегмент – образ делимости пространства; полусфера – образ неба, который часто применяется в храмах как символ высшего покровительства, в пантеонах, планетариях.

2. Изобразительное искусство. Средства изобразительного искусства – это рисунок, цвет, свет, фактура, светотень, линия, перспектива, возможность применения различных ракурсов, объем, пропорции.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Это искусство передавать трехмерное пространство в двухмерном с помощью красок, наложенных особым способом, штрихов, линий, светотеневых соотношений.

Цвет – главное средство выразительности живописи. С помощью красок создается эффект внутреннего освещения картины, оттенков цветов и тени. Чтобы передать третье измерение, – глубину картины, – художники используют прямую перспективу, изображают крупными и яркими ближние предметы и меньшими – более отдаленные. В графике это передается с помощью линий и штрихов[6]. Древнерусская живопись использовала обратную перспективу – способ, при котором по мере удаления от наблюдателя зрительные лучи расходятся. В ХIХ в.углубился процесс размежевания живописи и графики. Импрессионисты на первое место вывели цвет, отодвинув на второй план линию (Ван Гог, Ренуар, Клод Моне).

В ХХ в. под влиянием фотографии, кино, телевидения, разнообразия жизненных впечатлений характер живописи меняется в сторону интеллектуализации и психологизации. Акцент перемещается с требования передачи объективного мира на видение художника.

Прикладное искусство – изготовление предметов быта, предметов роскоши, ювелирных изделий из различных материалов (дерева, ткани, металла, кожи и т.д.). Декоративное искусство – фрески на штукатурке, камне и т.п., рельефы, барельефы, горельефы.

3. Скульптура – это пространственное изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, запечатлевающихся в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Выразительные средства скульптуры – это пластический объем, силуэт, пропорции. Выразительные возможности скульптуры позволяют передать любые образы мира, характер и внутренний мир человека, выразить его своеобразие и неповторимость.

Скульптурные изображения высекают из мрамора, гранита, вырезают из дерева, лепят из глины, льют из бронзы и различных сплавов. Скульптура способна передать пластику движений. Ярчайшими образцами этого являются «Пьета» и «Умирающий раб» Микеланджело, памятник Петру I работы Фальконе[7].

Временные виды искусства включают в себя литературу, музыку, танец.

1. Литература – это искусство, которое эстетически осваивает мир в художественном слове. Главные средства литературы – слово, искусство речи, текста, которые в нашем сознании превращаются в художественное произведение, когда слова создают образ, эмоционально насыщенную картину. Литература – это слово, одушевленное мыслью. Слово – главный строительный материал литературного образа. Образность заложена в основе языка, который вбирает в себя весь исторический опыт народа и становится формой мышления.

Слово способно передать много. Гегель назвал его самым пластичным материалом, непосредственно принадлежим духу. Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других искусств: танца в «Войне и мире» Л.Н.Толстого, архитектуры в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, скульптуры в «Медном всаднике» А.С.Пушкина. Литература метафорична.

2. Музыка – это отражение реальной действительности, эмоциональных переживаний, окрашенных чувством мыслей через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Лев Толстой метко называл музыку «стенографией чувств».

Важнейшее средство выразительности музыки – звуки. Музыкант подражает звукам, шумам, интонациям, модуляциям голосов. Однако, музыка создает звуки особого рода, которых нет в природе. Основа музыки – ритм и гармония, в соединении дающие мелодию. Музыка по своей природе динамична. Это не только звуки, но и движения этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю гамму человеческих переживаний.

Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка – мелодико-интонационный строй. Композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика. Иногда к собственно музыкальным интонационным средствам добавляется имитация – звук рожка, свисток паровоза, пушечный выстрел, стук копыт или колес. Музыка создает эмоциональные образы, рисует эмоциональные картины прошлого, настоящего, будущего.

3. Танец – это мелодичное и ритмичное движение, раскрывающее характеры, настроения, чувства, мысли людей. Это искусство материализации звука в движении. Танец создает хореографический образ из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых иногда пантомимами, специальными костюмами и вещами (косынками, оружием, посудой). Танец подражает жестикуляции человека, характеру движения, походке. Искусство танца веками шлифовало и обобщало эти выразительные движения. В результате возникла система хореографических движений, художественно выразительный язык пластики человеческого тела.

Танец всегда национален. Он выражает душу народа. Национальные танцы складывались веками у каждого народа свои. Классический танец – балет – сложился примерно в эпоху Ренессанса. В 1661 г. во Франции была создана королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии.

Литература (стихи, песня), музыка, танец стали основой формирования синтетических искусствтеатральных (комедия, трагедия, драма, балет, опера, оперетта) искусств и киноискусства.

1. Театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Станиславский определил природу театра как действие. Театр – это энергия, выраженная в действии и реализующаяся через слово. Театр диалогичен. Он воздействует на зрителя в двух формах: 1) эффект присутствия и 2) катарсис [8]. Это усугубляет духовное воздействие. Театр – искусство личности и особый вид коллективного творчества, объединяющего усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров.

Важнейшее изобразительное средство – игра в жизнь на сцене. Актерское мастерство требует особого таланта – наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, а также фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикции, интонационного разнообразия, мимики, пластики, жестов).

Вербальная основа театра – драма – жанр, в который встроены театральные механизмы. Как синтетический вид искусства театр включает в себя музыку, танец, прикладное искусство (реквизит, утварь, костюмы) а также живопись, скульптуру, архитектуру (декорации)[9].

2. Кино – это искусство ХХ в. Развитие кино обусловлено достижениями науки, техники и традиционных искусств: романа, живописи, театра. Кино передает динамику эпохи. Оперируя временем, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике.

Синтетическое искусство кино включает в себя как составные органические элементы литературу (сценарий, тексты песен), живопись (декорации, костюмы, мультипликацию), театр (игра актеров, их искусство перевоплощения), танцы и музыку. Зрительное действие в кино преобладает над словесным. Киносценарист свободен от ограниченности сцены. Киноискусству доступны любые явления, временные и пространственные масштабы. Кино способно передать смысловую связь событий, движение ритма жизни, внутренний мир героев, память, мысли (Ф. Феллини), жизнь подсознания (И. Бергман), тайны бытия (А. Тарковский).

Богаты и разнообразны выразительные средства кино: монтаж (С. Эйзенштейн), подвижность расстояния между зрителем и зрелищем. Д. Гриффит открыл крупный план, есть еще средний и общий. Играет роль смена угла зрения на фиксируемое камерой событие. Кино эволюционирует под влиянием развития техники и новых художественных средств: звуковое кино – цветное – стереокино – голография – 3D изображение.

Итак, искусство как способ выражения бытия постигает различные его сферы, используя для этого широкий спектр изобразительных средств. Искусство по своей природе созвучно человеку неповторимостью и уникальностью своих образов. Настоящее искусство – есть сосредоточие прекрасного. Оно призвано одухотворять внутренний мир личности, гуманизировать общество, очеловечивать научно-технический прогресс, формировать надежный иммунитет к безобразному и низменному.


ЛЕКЦИЯ II

 

Тема ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА

 

ПЛАН

 

1. Диалектика добра и зла.

2. Долг и совесть – контрольно-императивные механизмы моральной регуляции.

3. Честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности.

 

Основные понятия: добро, зло, справедливость, долг, совесть, моральная ответственность, нравственная свобода, необходимость, честь, доблесть, добродетель, достоинство, нравственное сознание, моральная вменяемость, моральный конфликт, имморализм, аморальность, моральная оценка, категорический императив, проблема целей и средств.

 

Литература

 

1. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М., 1989.

2. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. – М., 1988.

3. Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации / И.Л. Зеленкова. – Мн., 2001. (Ч. 1. Оригинальные этические тексты).

4. Кант, И. Из лекций по этике // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / И. Кант. – М., 1990.

5. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант. – СПб., 1995. (Из работ: «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов» // Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. – Мн., 2001. (Ч. 1. Оригинальные этические тексты). – С. 112 – 127.)

6. Лаптенок, С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи / С.Д. Лаптенок. – Мн., 2001.

7. Лаптенок, С.Д. Нравственная культура личности: условия формирования / С.Д. Лаптенок. – Мн., 2001.

8. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989.

9. Соловьев, В.С. Оправдание добра // В.С. Соловьев / Сочинения: в 2 т. – М., 1991. – Т. 1.

10. Франк, С.Л. Этика нигилизма. // С.Л. Франк / Сочинения. – М. 1990.

11. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

12. Этика: учебное пособие / под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С. – Мн., 2006.

13. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.

Диалектика добра и зла

 

Этика развивает учение о моральных понятиях и ценностях, знание которых помогает нам осуществить нравственный выбор, определить стратегию «правильной жизни», т.е. генеральную линию нашего бытия.

Центральное место в системе этических категорий занимают такие нравственные феномены, как Добро и Зло, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Счастье и Любовь.

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. С точки зрения этики, Добро — это благо в сфере человеческого поведения, то, что способствует совершенствованию человеческой личности и гуманизации человеческого общества. Критерии добра — это любовь, вера и надежда, мудрость, гражданственность, гуманизм, терпимость, мир, уважение и внимание человека к человеку.

В категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу, а в понятии Злапредставления о том, что противоречит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Добро всегда есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать безнравственные средства. Трудно, например, оправдать кровь, пролитую во имя победы социальной революции или жертвы во имя науки. (С. Франк. Этика нигилизма. Хрестоматия Зеленковой, с. 159 – 164).

Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Доброта – это линия поведения и исповедуемая человеком философия. В сочинении философа XVIII в. Ф.Р. Вейсса «Нравственные основы жизни» (Мн., 1994), к лучшим качествам человека отнесены доброта, знание, настойчивость, доброжелательность, мудрость, твердость духа. Доброта или доброжелательность порождают сострадание, благотворительность, честность и справедливость, благодарность и дружбу, учтивость. Из знания или мудрости проистекают благоразумие, снисходительность, великодушие, умеренность, простота обращения, благородство души, терпимость.

Зло по своему содержанию противоположно Добру. Зло выражает наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств и оценку отрицательных поступков людей. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, мстительность, высокомерие, лицемерие, злодеяние.

Представления о добре и зле исторически менялись у разных народов, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует познанию самого себя и добродетельной жизни. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании — уже шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло — невежество. Аристотель в Никомаховой этике связывал добродетельность с социальных отношениях человека. Эпикур считал, что добро заложено в природе человека: «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого».

Христианство идею высшего добра воплотило в Боге, а зла – в дьяволе. Зло связывается с врожденной «греховностью» людей. Начиная с первородного греха, выбор между добром и злом сопровождает человека. Евангелие дает нравственный кодекс, направляющий человека по пути добра (Нагорная проповедь Христа – Евангелие от Матфея, гл. 5).

Многие философы исследовали сущность, истоки и диалектику добра и зла. С точки зрения Г.В.Ф. Гегеля, взаимосвязанные и взаимополагающие понятия добра и зла, неотделимы от индивидуальной воли, самостоятельного личного выбора человека, его свободы и вменяемости. В «Феноменологии духа» Гегель писал: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор…». Характер морального выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, как его заслуга или вина — в первую очередь, перед самим собой. Наша жизнь и судьба есть результат нашего свободного морального выбора. Добро реализуется через индивидуальную волю, через самосознание человеческий личности, которое выступает как исток самосозидания через свободный выбор между добром и злом.

Русский философ В.С. Соловьев в работе «Оправдание добра» дал анализ природу и сущность добра. Атрибуты добра – это 1) чистота или автономность, безусловность, самоценность добра, 2) полнота добра, 3) его сила. В. Соловьев считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравственный закон записан в человеческом сердце. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра, делает ее осознанной. Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.

Чувство стыда, специфически человеческое, должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Второе нравственное начало человеческой природы — чувство жалости – заключает в себе источник отношений к себе подобным, то есть к людям. Зачатки этого чувства есть и у животных. Соловьев писал: «Если человек бесстыдный представляет собою возвращение к скотскому состоянию, то человек безжалостный ниже животного уровня». И наконец, третье — чувство благоговения — выражает отношение человека к высшему началу.

Соловьев указал на три основных принципа добра и нравственности: принцип аскетизма, принцип альтруизма и религиозный принцип. Считая основой аскетизма чувство стыда «за излишнюю активность низшей природы», Соловьев утверждал: «Аскетизм возводит в принцип все то, что способствует победе духовного над чувственным». Но принцип аскетизма имеет нравственное значение лишь тогда, когда он соединен с принципом альтруизма, жалости ко всему живому, признания его права на жизнь, как и своего. Отсюда вытекает золотое правило нравственности, которое Соловьев расчленил на два частных правила: 1) не делай другому ничего такого, чего не хочешь себе от других; 2) делай другому все то, что сам хотел бы от других. Первое правило Соловьев назвал правилом справедливости, второе – милосердия. Эти правила нераздельны.

Поскольку нравственные правила справедливости и милосердия не охватывают всего многообразия отношений между людьми, необходим религиозный принцип, базирующийся на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире… верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога». Соловьев считал, что добродетельный человек есть человек, каким он должен быть.

Сложности в понимании добра и зла коренятся в их особенностях: 1) всеобщем, универсальном характере Добра и Зла, 2) их конкретности и историчности, 3) их субъективности, 4) их относительности, 5) единстве и неразрывной связи добра и зла, 6) их постоянной борьбе.

Категории Добра и Зла проникают все бытие и социум. Зло в одних условиях и отношениях может представать в виде добра в других условиях и отношениях. Так, научно-технический прогресс принес не только много благ, но и много зла. Русский философ С.Л. Франк в работе «Крушение миров» писал, что «все горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы…».

Добро ведет со злом постоянную и бесконечную борьбу. Н.А. Бердяев в «Философии свободы» писал, что «смысл этой борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать «количество» добра в мире, а основной вопрос — какими способами и путями добиться этого – насильственными или ненасильственными.

Приверженцы этики ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди и др.) считают, что злом нельзя победить зло, а можно увеличить количество зла в мире. Ненасилие же разрывает «обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л. Толстой). Ненасилие ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека и усилению добра.

Сторонники насильственной борьбы со злом утверждают, что насилие – вынужденная необходимость. Концепция ненасилия – это только мечта, следствие излишней идеализации человека. Зло безнаказанно в условиях ненасилия. Примеры в подтверждение этих аргументов весьма убедительны: насильственная борьба с оккупантом и агрессором есть добро (Великая Отечественная война), самооборона от преступника, его наказание и т. д.

В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда расценивается как торжество справедливости.Справедливость – это адекватная мера воздаяния личности за совершенные действия.

Итак, проблемы Добра и Зла – центральные и вечные проблемы этики и вечные вопросы выбора человека. Знание помогает сделать правильный выбор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...