Тема 2. Развитие культуры до нового времени
Первобытная культура
История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 тыс. лет назад в Древний каменный век – палеолит. Первобытная культура до сих пор имеет большое значение в обществе. Помимо того, что на Земле продолжают проживать племена, находящиеся на первобытной ступени развития, значительное количество признаков этой культуры перешло в современную жизнь. Запрет на произнесение настоящего имени, которое может быть использовано для враждебного наговора, приводит к переводу имен ближайших родственников на имя-заменитель (мама, папа, дедушка, бабушка и т.д.). Аналогичная метаморфоза происходила с названиями животных: вол – «тот, кто волочит добычу», медведь – «тот, кто ведает мед» и т.д. Современный человек, не задумываясь, застилает по утрам кровать, исполняя тем самым древний магический обряд ликвидации своего следа, по которому может пойти преследование. К. Юнг, выдвигая идею «коллективного бессознательного», исходил из того положения, что, когда общество находится в кризисных своих моментах, особенно при резком изменении идеологических позиций, на первый план выходят очень древние мотивы. Таковыми мы можем считать элементы первобытной культуры. В этих условиях люди начинают верить в чудеса, в сознании блокируется необходимое для анализа обстановки как ненужное. Начинается влияние не разума, а чудотворцев, нарастает влияние сект. С одной стороны, современный человек продолжает обращаться к первобытной культуре, с другой – он не владеет всем комплексом знаний, присущих ей. На этот процесс влияет также и сложность в понимании первобытной культуры. Сказывается отдаленность первобытной культуры во времени. В наше же время даже те народы, которые находятся на первобытной стадии развития, испытывают на себе влияние современности, искажающее черты первобытной культуры.
В поисках общего и различного между психикой современного и древнего человека сложилось несколько научных школ. Представители эволюционной школы считали, что психика человека однотипна на всем протяжении времени. Философы, склонные к психологическим аспектам изучения человека, также расходились в своих взглядах – от сравнения сознания дикаря с детским восприятием и до соответствия человека современного и древнего с усиленной эмоциональной сферой последнего. Сторонники фрейдизма опирались на невротическое восприятие мира первобытными людьми. Существует также точка зрения о коллективистско-дологических представлениях древних. Несмотря на все различия, в этих точках зрения можно выделить единое целое, с чего начинается любая культура – это язык и его формы. Затем к основным условиям существования любой культуры присоединяются трудовая деятельность и творческая активность самого человека. На основе опыта происходит дальнейшее развитие языка, каждый предмет определяется символом, словом.
Древнейшие люди (архантропы) изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С появлением и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Люди жили в пещерах, хижинах и полуземлянках. Они были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека – стадо, род, племя, семья – отношения определялись родственными связями.
Главной задачей племени было выживание. Постепенно складываются система норм поведения, поощрений и запретов (табу), помогающая решать эту задачу. Так зарождается нравственность (по-латински – мораль). В первобытном обществе зарождаются и первые религиозные представления и верования. Анимизм (от лат. anima – душа, дух) – это вера в души, всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Главным в анимизме становится душа, тень, двойник. Отсюда ведут свое начало все манипуляции с зеркалами при гаданиях. Нельзя также неожиданно будить человека или менять во сне его внешность – душа, странствующая за пределами тела, не успеет в него вернуться или не узнает его. Английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор писал: «Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы, верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры, становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных». Тотемизм – вера человека в родственную связь между его родом и определенным животным или растением(тотемом), которое считалось «прародителем» и защитником от бед и болезней. В период Средневековья тотемизм трансформировался в геральдику. Фетишизм (фетиш – амулет, магический предмет) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Стали изготовляться в качестве культовых предметов талисманы от болезней, ранений в бою и т.п. Магия (с греческого – колдовство) – вера в способность человека обратиться к сверхъестественным силам и тем самым воздействовать на других людей и окружающий мир. Зарождается лечебная магия, знахарство. Остатки этих форм религий сохранились во всех регионах, в традициях и быту народов мира. Человек в первобытном обществе еще не личность, а часть единого родового организма. Его деятельность по изготовлению орудий труда способствовала формированию коллективного сознания и психологии, архаичной, мифологической модели мышления, речи и действия. В мифах закрепляются представления человека об окружающем мире.
В первобытную эпоху зарождается изобразительное искусство как отражение первых образно-символических представлений человека об окружающем мире. Ранние пещерные росписи животных достаточно примитивны. Они выполнены минеральными красками, которые сохранили свой колорит до сих пор. В росписях преобладает красный цвет. Позднее стали прорисовывать детали (рога, копыта), в рисунках появилось больше динамики (бегущий олень, фигуры загонщиков и т.д.). Наносили ритуальные узоры на тело – татуировку. Со временем сформировались виды декоративно-прикладного искусства – резьба по камню и кости, керамика, обработка металла. Орудия труда и быта украшались (например, рукоятки ножей). В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изготовление изделий из бронзы, золота, серебра). В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала были сделаны из блестящего обсидиана. Повседневную жизнь украшала богато орнаментированная глиняная посуда. Интересны образцы скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Археологи нашли много фигур женщин из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали обнаженными и полными. Особенностью первобытного искусства (и культуры в целом) был синкретизм (с греческого – соединение) – нерасчлененность художественной культуры, когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга. Танец, песнопение, заклинание тесно переплетались в ритуале. В основе ритуала лежали представления о разделении мира на мир высших сил и мир повседневный. В ритуалах человек пытался обратиться к потустороннему миру и вызвать, например, дождь, рост растений, соединиться с божеством. К концу первобытной эпохи появились такие архитектурные сооружения, как неукрепленные поселения (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Возводились глинобитные дома с алебастровыми полами на каменном фундаменте. Полы домов, стены окрашивались в красный или черный цвет. Строились общинные святилища. К ним примыкали обширный дом и зернохранилище. Из камня возводились гробницы (в виде большого каменного ящика, накрытого плитой), кромлехи (культовые сооружения из врытых в землю длинных камней, расположенных по кругу) и др.
Приблизительно 14–12 тыс. лет назад (в ХII – Х тысячелетии до н.э.) начинается аграрная революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н.э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Стадия развития, переходная от родового (первобытного) общества к цивилизации, в различных исторических и философских концепциях называется по-разному: варварство, период земледельческой (или соседской) общины, аграрная революция, военная демократия. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало Древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э. Культура Древнего Востока Первые классовые общества, первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения процесса становления классового общества было появление монументальных каменных или кирпичных сооружений и возникновение письменности. Древний Восток включает в себя Древний Египет и государственные образования Междуречья: Шумер, Аккад, Вавилонию, Ассирию. Древние Индия, Китай, Япония, Корея и другие азиатские и африканские страны также заняли достойное место среди первых цивилизаций. Многие блага цивилизации, без которых просто невозможно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так, привычные нам европейские алфавиты происходят от древнегреческого. Греки же позаимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Первые правовые кодексы создали шумеры. Они же изобрели колесную повозку, гончарный круг, бронзу. Наиболее прославленные достопримечательности Древнего Востока – египетские пирамиды, террасные, т.н. «висячие», сады Семирамиды в Вавилоне – входят в число «семи чудес света». Древневосточные архитекторы умели возводить монументальные каменные и кирпичные строения, совершенные санитарно-технические сооружения, водяные мельницы и т.д. Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Шестидесятичная система в исчислении времени (60 минут, 60 секунд) была создана шумерами, десятичная система измерения с применением нуля – индийцами. Затем эта система была заимствована арабами, в наше время ею пользуются во всем мире. Индийское происхождение имеют математические термины «цифра», «корень», «синус». Уже во II тыс. до н.э. в Древнем Китае делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели, составили первый в мире звездный каталог на 800 светил, каталог медицинских книг, «Классический труд по иглотерапии и прижиганию». В Китае изобрели пушки и порох, компас и фейерверк, стремена, помогающие держаться в седле, бумагу и подвижной шрифт, механические часы и т.д. Древние индийцы имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, владели обработкой металла, знаниями об агрикультуре, располагали совершенной системой водопровода и канализации.
Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура, стекло, фарфор, шелк, хлопок. По великому шелковому пути товары и предметы искусства продавались от Китая до Средиземноморья. Складывался синтез регионально-этнических культур.
В VII – VI вв. до н.э. в трех цивилизациях – Индии, Китае и Греции – появляется новая форма общественного сознания – философия. В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. В целом для индийской философии характерны идеализм, религиозность, космоцентризм, созерцательность. Базовым направлением индийской философии стала веданта, одним из основателей которой считается Бадараяна. Главная её цель – истолкование (логическое или мистическое) Вед. Согласно веданте, смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – целой цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной душой, Абсолютом). Праведная жизнь дает возможность остановить Сансару (колесо перевоплощений). Этой же цели можно достичь и при жизни. Помогают этому безгрешность и специальная система упражнений, итогом которых становится достижение состояния «самадхи» (сосредоточение). Такая религиозно-философская практика получила название «йога». её родоначальником считается Патанджали, живший во II в. н.э. В VI в. до н.э. возникает ряд религиозно-философских школ, отрицавших авторитет Вед: буддизм, джайнизм, материалистическое учение чарвака (локаята) и др. Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России). В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой («просветленным»). Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Для этого надо следовать основным положениями «восьмеричного пути»: праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Буддизм, будучи религией, одновременно является и религиозной философией. В отличие от брахманизма, индуизма (ранняя и более поздняя индийские национальные религии) и веданты буддизм утверждает, что нирваны может достичь не только брахман (жрец, представитель высшей из четырех варн – сословий Древней Индии), но и представитель любой варны: кшатриев (воинов, управленцев), вайшьев (тружеников) или шудр («неприкасаемых» – людей, не имеющих гражданских прав, чернорабочих). Древнекитайская философия включает в себя ряд религиозно-философских школ. Вместе с тем есть общие для них понятия. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал – Ян и Инь, светлого и темного, мужского и женского. Ян и Инь происходят от Дао – первопричины и сущности мира, абсолютного принципа или закона мироздания. Мировое Дао порождает Дао («путь», смысл жизни) человечества, народа и каждого человека. Дао познается только долгим подвижническим жизненным путем. Понятие «Дао» лежит в основе учения даосизма, основанного в VI в. до н.э. Лао-Цзы. Согласно этому учению мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окружающей действительности и, вместе с тем, гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «У вэй», означающем недеяние: «Мудрец действует недеянием и учит молчанием». Поскольку в даосизме допускается мысль о том, что душа умирает вместе с телом, смыслом существования человека становится максимальное продление жизни (в идеале – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное государство. В условиях развития Китая по пути империи среди правящих слоев большую популярность начиная с VI в. до н.э. приобретает философия Конфуция (Кун-цзы). В центре учения Конфуция – человек, понимаемый прежде всего как член общества; последнее, в свою очередь, уподоблялось большой семье во главе с отцом-патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмысливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способствовало прочности государственно-имперских традиций в Китае. Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика восточных обществ в положении человека и в отношении к нему общества и государства. Её основные черты: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индивидуальным, растворение человека в определенной социально-культурной общности (например, в касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью. Для Востока характерен бюрократический произвол. Несмотря на обилие изобретений, Восток никогда не стремился к системности науки. Термин «наука» имеет два значения: 1. Древняя и средневековая наука – теоретические знания, основанные на логике, являющиеся частью философского (физика, математика), религиозного (астрология, медицина) знания или обобщением практического опыта (медицина). 2. Современная (экспериментальная) наука – самостоятельная форма общественного сознания, возникшая в XVII в. – теоретические знания, основанные на логике и эксперименте. Поскольку мир иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент как деятельностное отношение к ней человека мало популярен.
Античная культура
Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наследницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русского философа ХХ в. А.Ф. Лосева, если для новоевропейской буржуазной культуры основным, абсолютным понятием и ценностью стала личность, для средневековой был личный Бог, то для античной им являлся Космос. Античные боги – только обобщение областей природы – как разумной, так и неразумной. Все недостатки, все достоинства человека и природы есть и в божестве... В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» боги сражаются друг с другом, бранятся. Это действуют те же самые люди, только абсолютизированные и бессмертные. Интересны суждения А.Ф. Лосева о соотношении свободы и необходимости в античности. Что предписывает Космос, то и будет. Необходимость – судьба. Судьба выше человека, и что она предпримет, неизвестно. Значит, я могу поступать как угодно. Я – герой. Когда Ахилл идет в опасный бой, его кони говорят ему: «Куда ты идешь. Ты же погибнешь». Но он не обращает внимания на предостережения. Погибать ему или нет – дело судьбы, а смысл его поступков – быть героем. Античный Космос – совершеннейшее произведение искусства. Античная культура любит симметрию, гармонию, ритмику, меру. Главное воплощение этого – скульптура. Античность скульптурна. Космос есть абсолютное тело, прекрасное, божественное, это абсолютизация природы. Но если природа сама для себя абсолют, то античная культура основана на внеличностном космологизме. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что он есть театральная сцена. А люди – актеры. Они появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят они с неба и уходят туда же, и там растворяются, как капли в море. Сам Космос сочиняет драмы и комедии, которые люди исполняют. Чрезвычайно богата и увлекательна древнегреческая мифология. По представлениям древних греков, первоначально существовал хаос, из которого возникли Земля (Гея), подземный мир (Тартар), Любовь (Эрос) и другие стихийный силы. Гея породила небо – Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов – Титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть отца Урана и воцарился над миром. В свою очередь, дети Кроноса под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп – это было третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон – бог света и поэзии, бог-врачеватель, его обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, Афина – богиней мудрости. Гермес покровительствовал торговле. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, мифы о героях, например о подвигах Геракла, и др.
С античностью связано явление исключительной важности для европейской культуры – возникновение светской философии. Античная философия – принципиально новый подход к познанию мира, отличный от того, какой господствовал на Востоке. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал качественный скачек в интеллектуальном развитии человечества. Греческие философы Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит из Эфеса пытались осмыслить природу и её закономерности, выявить первооснову всего сущего. Демокрит ввел понятие атомов – неделимых частиц вещества. Софисты учили все доказывать. Из софистов вышел Сократ. Он предложил новый метод познания – философский спор – диалог. От него происходит важное философское понятие «диалектика» (учение о развитии путем преодоления противоречий) и известное выражение «в споре рождается истина». Сократ впервые высказал мысль о том, что философия должна заниматься не природой, а человеком. Идеи Сократа развивали два выдающихся философа – Платон и его ученик, систематизатор философии и всех теоретических знаний Аристотель. Важным в философии Аристотеля являются учения о взаимоотношениях формы и материи, о методах мышления – логике. Он сформулировал основные законы логики и оказал огромное влияние на философию Средневековья и Нового времени. «Отцом» истории называют крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) Геродота. Он описал нравы, верования, развлечения, природу, жизнь и деятельность греков и всех народов, нападавших на Грецию, войны греков с персами. Другого крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) – Фукидида можно считать родоначальником исторической критики. Главные труды римского историка Тацита «Анналы» и «История» в 14 книгах посвящены истории Рима и Римской империи, а также религии, общественному устройству и быту древних германцев. Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний породило потребность в их классификации и дало стимул прогрессу науки.Особое развитие получают математика, астрономия, ботаника, география, медицина. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского способствовали развитию тригонометрии, астрономии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объем, сыграли немалую роль в эпоху Великих географических открытий. С именем Архимеда Сиракузского связаны открытие одного из основных законов гидростатики, важные положения механики и многие технические изобретения. Легендарное имя Гиппократа стало символом медицины в Древней Греции. Слава о его искусстве распространилась во многих государствах. Он был главой врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода. Трудно переоценить учение выдающегося врача Древнего Рима Галена для развития медицины. Его труды в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. Наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, на их философию, религиозное мышление, литературу, искусство, юридические и политические взгляды. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества.
С античностью связано зарождение экономической и политико-правовой форм общественного сознания. Само слово «экономика» в Греции означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Здесь развивается система денежного обращения. Торговые связи охватывают всё Средиземноморье. С афинской демократией связано понятие «гражданин» – человек, обладающий определенными правами и обязанностями по отношению к государству. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Понятно, при наличии рабовладения такой строй может быть назван демократическим с известной долей условности. В знаменитом римском праве были сформулированы принципы законотворчества и судопроизводства. Оно постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества, использовалось юристами Нового времени. Ряд этих принципов сохраняют актуальность и по сей день.
Древние греки явились родоначальниками изящных искусств. Античность сохранила такие непреходящие ценности и великие имена, как поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода; древнегреческая трагедия крупнейших драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида; комедии «Мир» и «Плутос» Аристофана и др. Ни один из древних и современных поэтов не умел описывать море так, как это делал Гомер, перечисляя все его оттенки – от винно-красного до изумрудного, и представляя океан живым, грозным и вечным существом. Море дарило греку ощущение свободы; оно же наделяло его острым чувством судьбы, восприятием мира как целого, Космоса. Любимыми героями эллинов были мореплаватели Ясон, Геракл, Одиссей. В России еще в XVIII в. переводили античных авторов. Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. Гармония человека и природы, постоянная устремленность к красоте и добру – притягательная сторона в античном искусстве. Одно из величайших творений мирового искусства Парфенон – храм Афины, богини мудрости и труда, покровительницы города Афины. Парфенон сооружен архитекторами Иктином и Калликратом из белого мрамора, с богатым скульптурным оформлением, выполненным Фидием. Центральная скульптура – царственная Афина – гордость скульптора. Обнаженные части статуи были выполнены из слоновой кости, одежда и украшения – из золота. Храм окружен колоннадой из 46 колонн. Секрет архитекторов и скульпторов в том, что они достигли ощущения органичной связи храма с ландшафтом. Греческие скульптуры создавали «говорящие» тела, фигуры обладали поразительной пластикой. Плутарх говорил, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Если греки в изобразительном искусстве стремились выразить идеал (прекрасной женщины, спортсмена, воина и т.п.), то более прагматичные римляне были ближе к реальной жизни. Реалистичный скульптурный и живописный портрет был оригинальной разработкой римского общества. Этот вид искусства вел свое происхождение от посмертных масок главы рода. Главным героем портретов, как правило, был пожилой волевой патриций (портреты Брута, Цезаря). Для придания большей выразительности своим работам римские скульпторы стали вырезать зрачки, вставляя порой в глазницы кусочки хрусталя или драгоценные камни. Римская скульптура заложила основы западноевропейского изобразительного искусства. Скульптурные изображения императоров предназначались для вещного восприятия обожествленной личности. Античное искусство рассматривается как эталон, как точка отсчета, как символ совершенства.
В условиях императорского Рима в I в. н.э. возникло христианство – вторая после буддизма мировая религия. Его появление стало одним из важнейших поворотных моментов в мировой истории. Центральная идея христианства – спасение человека путем нравственного очищения. Иисус Христос – Сын Божий – пришел в мир, дабы своей жертвенной смертью искупить грехи всех людей и дать им шанс на спасение души. Отсюда – три главных ценности (идеала) христианства: Вера (в Бога), Надежда (на спасение души) и Любовь (любовь к Богу и к человеку). Большую роль в христианстве играет идея свободы. Речь идет не о политической или экономической, а прежде всего о внутренней, духовной свободе человека, о свободе нравственного выбора между добром и злом. Такая идея ориентирует христиан не столько на формальное выполнение религиозных обрядов ради личного благополучия, сколько на постоянный духовный труд, направленный на нравственное самосовершенствование. При этом оно должно сочетаться с помощью другим людям. Со стороны римских властей христианство жестоко преследовалось. Однако сила убеждения последователей Христа оказалась настолько велика, что в IV в. христианство превращается в государственную религию. Начинают строиться христианские храмы – базилики и культовые здания центрического типа, в которых нашли свое развитие античные традиции круглого храма. Христианство проповедовало избавление от рабства и нищеты, запретило жертвоприношения, отказалось от жесткой регламентации поведения человека в быту, обращалось ко всем независимо от языковой, политической, социальной, этнической принадлежности.
Таким образом, фактический материал свидетельствует о высоком уровне хозяйственной и культурной жизни народов Древнего Востока, Греции и Рима. Здесь развивалось земледелие и ремесло, велась оживленная торговля, возникали города, процветали различные виды искусства, зарождались научные знания, формировались целостные мировые религиозные системы и общественно-политические воззрения. Шел процесс естественноисторической эволюции культуры с присущими данным регионам особенностями. Уже с глубокой древности народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями культуры. Греко-римская культура не смогла бы достичь такой высоты, если бы не была наследницей культуры Древнего Востока. Не было бы и современной Европы без того фундамента, который был заложен Древней Грецией и Древним Римом.
Культура Средневековья
В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, которое продолжило эволюцию традиционного общества. На смену рабовладению пришел феодализм, первое место в духовной жизни заняла христианская религия. Средневековье – это время с V до середины XVII в. Его можно разделить на раннее Средневековье (V – IX вв.), зрелое (X – XIII вв.) и позднее (XIV – XVII вв.). Характерными чертами Средневековья являются: 1) феодальная форма собственности, 2) сословная замкнутость и вассальные отношения, 3) беспрерывные войны и падение ценности человеческой жизни, 4) в духовной жизни – переплетение традиций античной культуры, христианства и культуры «варварских» племен. Главную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, расколовшееся в XI в. на православие и католицизм. Новая религия упростила и гуманизировала культ, объединила интеллектуальный потенциал предшествующих поколений в русле духовных исканий времени, что придало ему особую привлекательность. Христианство предложило нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Предпочтение отдавалось духовному началу в человеке, телесное уходило на второй план. Ближе всего к христианскому идеалу человека было зародившееся в IV в. монашество. В VI в. были основаны Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом) и обитель Кассиодора. Монастыри стали центрами просветительства, в них находились библиотеки, книжные мастерские, школы и больницы. Благодаря монастырям была сохранена античная культура. Постепенно происходит обмирщение католической церкви. Храмы превращаются в доходные предприятия, где торгуют должностями, индульгенциями. Это вызывает критику церкви, ширятся народные волнения, которые католическая церковь объявляет ересями. В войнах с ересями рождается новая разновидность монашества, которая такую борьбу объявляет высшим достижением христианства (как незадолго до этого крестовые походы). Для борьбы за чистоту веры монахи объединяются в особые организации – ордена. Одним из первых был Доминиканский орден. Так родилась «святая католическая инквизиция» (XIII в.). Художественная культура Средневековья многолика. Высокого развития достигает устное народное творчество. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты (во Франции – жонглеры, в Германии – шпильманы). Наиболее популярными были песни и баллады о сражениях и подвигах рыцарей, прославлявшие воинский долг, патриотические чувства, боевую дружбу («Песнь о Роланде», баллады о Робин Гуде). Большой расцвет получает лирическая поэзия, отражающая идеал возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме (на юге Франции поэтов называли трубадурами, в Германии – миннезингерами), а также рыцарские романы, утверждавшие интерес к земной жизни («Тристан и Изольда»). В XIII в. в Париже открыта первая певческая школа, где обучали искусству полифонии. Сначала полифоническая музыка исполнялась только в церкви на стихи священного писания, но уже XV в. она зазвучала повсюду. С XIII в. в Европе зарождается массовое театральное действие – мистерии. В период зрелого Средневековья искусство проявляется прежде всего в архитектуре. Именно она в это время является центральным и синтетическим видом искусства. Базилика (от греческого – «царский дом») стала основой сначала романского (от названия Рима), а затем готического (от названия племени готов) стиля в средневековой архитектуре. Переход от романского стиля к готике означает переход от замкового (оборонного) образа жизни к дворцовому. Это время, когда в Западной Европе происходит возвышение городов, создаются новые типы зданий: биржа, суд, ратуша, устремленные ввысь соборы (Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы). Готика – это расцвет монументальной живописи, витража. Искусство Средневековья – это общение человеческой души с Богом. Оно не предназначено ни для продажи, ни для прибыли, ни для славы, ни для известности, ни для чувственного наслаждения. Отсюда – анонимность искусства. За редким исключением, мы не знаем имен создателей даже самых выдающихся произведений искусства. С XII в. начинает развиваться система высшего образования. Появляются университеты. В XII–XIII вв. с греческого и арабского языков переводится большое количество книг по математике, астрономии, философии, медицине, что явилось стимулом для развития науки и философии. Средоточием интеллектуальной жизни была христианская философия. Главной её задачей было рациональное обоснование христианских идеалов (св. Августин и др.). При этом она опиралась на достижения греческой философии (Платона, Аристотеля). В зрелом Средневековье все большее значение приобретает рациональное знание и логическое доказательство, поставленное на службу Богу и церкви; складывается система средневековой науки, которая подчинялась богословию и служила ему. Открытия в науке не предполагались, т.к. истина дарована Богом. В то же время св. Фома Аквинский (XIII в.) вводит принцип «гармонии разума и веры», согласно которому религия и философия являются союзниками в постижении истины. Одновременно шел процесс накопления практических знаний в ремесленных цехах. В них же наблюдаем и техническое развитие: ветряные и водяные мельницы и т.д. Механизмы получали все большее развитие, подготавливая почву для возникновения «новой» Европы.
Культура средневековой Европы достаточно тесно связана с арабо-исламской. Особо ощутимой эта связь стала в эпоху крестовых походов, в XI – XIII вв. Ислам – третья (после буддизма и христианства) мировая религия, возникла у арабов в VII в. н.э. По исламской теологии считается, что Коран был продиктован пророку Мухаммеду архангелом Джебраилом (Гавриилом). Знания от Аллаха и ранее передавались людям через пророков Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), но люди их не всегда правильно воспринимали. Мухаммед смог донести истину до людей. Ислам очень мно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|