Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Возрождения и Реформации




Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,или Ренессанс.

Она выросла из феодализма. Уже в XIII в. наблюдаем отдаленные предпосылки Возрождения. В северных итальянских городах бурно развива­ются ремесла, ведется активная политическая борьба между городами-республиками и монархией (монархия в тот период прогрессивна, поскольку ликвидирует раздробленность). Жизнь человека обесценивается. Это время называют «временем плаща и кинжала». Поэтому одной из причин Ренессанса была попытка возрождения человеческого достоинства. Появлению новых взглядов на человека и окружающий мир способствовали кризис традиционно­го католичества, развитие торговли, естествознания, великие географические открытия и другие факторы.

Термин «Возрождение» означает возврат к образцам высокой классики Греции и Рима. Введен в XVI в. историком искусства Д. Вазари. Это – возрождение античного идеала прекрасного, гармоничного человека. Время творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Ренессанс создал новую концепцию человека, в которой соединены идеи христианства (бессмертие души) и античности (человек – часть природы), отсюда: тело – храм прекрасной души. Не случайно поэты и философы-вольно­думцы той эпохи (Э. Роттердамский, Т. Мор, Дж. Бокаччо, Ф. Петрарка, К. Салютати и др.) стали называться гуманистами (от латинского humanus – человеческий, челове­чный). В их трудах человек становится не просто «божьей тварью» или «рабом божьим», как было принято в католической традиции, но и творцом, самостоятельной личностью.

 

Возрождение делится на периоды: 1. Проторенессанс (предвозрожде­ние) – вторая половина XIII – XIV в. 2. Раннее Возрождение (кватроченто) – XV в. 3. Высокий Ренессанс (чинквеченто) – конец XV–первая треть XVI в. Наиболее яркое воплощение идеи и образы той эпохи нашли в искусстве, прежде всего итальянском.

Итальянское Возрождение началось с флорентийского поэта А. Данте. В своей комедии, названной впоследствии «Божественной комедией», он обличал пороки своего времени, впервые после Средневековья воспел любовь.

Сюжет этого произведения созвучен христианской теологии. Данте совершает путешествие по Аду, Чистилищу и Раю. В Аду Данте сопровождает Вергилий, самый уважаемый римский поэт, но поскольку он является язычником, то для него входа в Чистилище и Рай нет. В высоких сферах Данте ведет его умершая возлюбленная Беатриче. Присутствие земной любви в Раю и Чистилище обозначало принципиально новое построение литературного произведения. Вся упорядоченность и гармония мира вдохновлены одной идеей – указать человечеству путь к спасению, олицетворением которого является любовь Данте к Беатриче.

В работах художников, скульпторов этой поры царит гармония, они эмоциональны, главное действие – на первом плане, детали четко прописываются. Деятельность Леонардо да Винчи можно обозначить одним словом – универсализм. Для него наука и искусство были неразделимы и представляли собой красоту и гармонию. Важной чертой его творчества был интерес к медицине и анатомии; он изучал полет птиц и принцип бега лошади. В живописи Леонардо да Винчи создал первый светский портрет «Джоконда», на библейский сюжет им была написана фреска «Тайная вечеря».

Им же было введено правило «золотого сечения». Кроме работы в качестве художника Леонардо да Винчи занимался разработками в военном деле, опередившими его время на века. Он проектировал летательные аппараты, построил модель батискафа. Записные книги Леонардо да Винчи превышают 7000 страниц.

Рафаэль Санти был в основном живописцем. Его кисти принадлежит целый ряд мадонн, лучшей из которых, несомненно, является «Сикстинская мадонна». В качестве архитектора Рафаэль Санти работал над куполом собора св. Петра. Основную часть собора Петра в Риме проектировал Микеланджело Буонаротти. Кроме этого им был создан целый ряд архитектурных соо­ружений. Микеланджело Буонаротти был ещё и хорошим поэтом. Его называли великолепным художником. Роспись Сикстинской капеллы на тему «Страшный Суд» принесла ему европейскую известность. Лучшие же творения созданы Микеланджело в области скульптуры: Давид, Моисей, Оплакивание. Для своего покровителя Медичи Микеланджело создавал гробницу, где должно было быть свыше 100 статуй. Семья Медичи оказывала протекцию и работам Леонардо да Винчи, и Рафаэля Санти. Вслед за «титанами» следует назвать таких мастеров, как Тициан, Веронезе, Караваджо, Джорджоне.

Северное Возрождение носило самобытный характер, проявилось прежде всего в культуре Нидерландов и Германии. Основными идеями были гармония, гуманизм, совершенство. Представители северного Возрождения оказались более философичны, считали, что Бог и природа едины. У античнос­ти заимствовали идею самопознания.

Живопись северного Ренессанса представлена именами братьев ван Эйк, Г. Мемлинга, И. Босха, П. Брегеля, А. Дюрера и др. Среди представите­лей французского Возрождения необходимо отметить Ф. Рабле, одного из первых миротворцев и писателей, отразивших смеховую народную культуру.

Наряду с литературой развивается профессиональный театр. Это было время В. Шекспира (создателя всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов), Лопе де Вега – основателя испанской национальной драмы («Собака на сене», «Учитель танцев»), первого романиста М. де Сервантеса («Дон Кихот»).

 

Ренессанс, несмотря на его «революционность» и яркость, коснулся в основном части интеллектуальной и художественной элиты, но этого было еще недостаточно для коренной модерни­зации западноевропейской культуры. Началом переворота в социальной психологии и мировоззрении миллионов людей стала Реформация. Если философы и писатели-гуманисты воз­рождали идеалы языческой Греции, то для простого народа оказалось ближе возрождение идей первых христиан, которое провозгласила религиозная Реформация. Её идеоло­гом высту­пил немецкий монах М. Лютер, который в 1517 г. прибил к дверям церкви в Виттенберге «95 тезисов», осуж­давших като­лическую церковь и папство. Он потребовал возвра­та к нравст­венным принципам первоначального христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в веру.

Лютер отверг деление общества на священничество и мирян. Он считал, что папа является предводителем самозваных посредников между человеком и Богом, которые не помогают, а мешают его общению с Творцом. Лютер отверг большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность, культ Богородицы, святых и ангелов, поклонение иконам и святым мощам. Считал, что спасение возможно только посредством перенесе­ния веры из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания, в личное верование человека. Благодаря личной вере для человека открыта возможность общения с Богом. Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на свободе совести. Для того чтобы обеспечить это понимание, он перевел Библию на немецкий язык, заложив основы немецкого литературного языка. Этим он сделал Библию доступной для народа и способствовал развитию потребности в грамотности.

Продолжателем дела Лютера в Швейцарии стал Ж. Кальвин, основавший мощное течение – протестантизм. Он еще больше упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руко­водства церкви мирянами, отделение её от государства); призвал предельно ограничить свои жизненные потребности, отказаться от земных удовольствий. Главными ценностями Кальвин считал бережливость и постоянный, упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии. Праздное времяпровождение – большой грех. Эти идеи легли в основу протестантской этики – нового комплекса мировоззренческих установок и нравственных норм, более всего приемлемых городским населением. Поскольку ведущей силой в городах становилась активно формирующаяся в это время буржуазия, важным элементом протестантской этики стала идея неприкосновенности, «святости» частной собственности. Стремясь к возрождению раннехристианских идеалов, Реформация невольно способствовала развитию совершенно нехарактерного для них культа стяжательства.

 

Таким образом, Ренессанс и Реформация стали началом и продолжением культурной революции, которая завершилась в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.). Она означала коренную модернизацию (обновление) западной культуры, закрепление в ней меркантилизма, рационализма, гуманизма и других ценност­ных ориентаций, которые стали основой духовной жизни индустриально-буржуазной новоевропейской цивилизации.

 

6. Древнерусская культура

 

Историю древнерусской культуры можно разделить на следующие периоды: 1) докиевский (V – IХ вв.); 2) киевский (IX – XII вв.); 3) удельный (ХII – ХV вв.); 4) московский (XV – XVII вв.).

В V – IX вв. происходит экономическая, культурная и политическая консолидация полян, древлян и других восто­чнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов (весь, меря, мурома, чудь) в 882 г. объединились в древнерусское государство – Киевскую Русь. Ядром восточнославянской культуры было язычество, наложи­вшее отпечаток на всю последующую историю отечественной культуры. К сожалению, русских письменных источников той поры практически не сохранилось. Поэтому точная реконструк­ция картины духовной жизни докиевской Руси (по археологиче­ским, фольклорным, более поздним русским летописным, зарубежным письменным и другим данным) представляет известные трудности. Несмотря на это, на сегодня достаточно данных, на основании которых восточных славян можно харак­теризовать как высокоорганизованное сообщество, жившее богатой духовной жизнью, имевшее устоявшиеся и глубоко проработанные мифологию и культ, традиции, письменность и другие элементы развитой культуры.

IX – XII вв. – период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отноше­ниям. По типу развития Русь была близка к другим европейским государствам. В то же время особенности климата и другие факторы способствовали формированию специфических черт русской культуры: общинной психологии и др. Особенностью Киевской Руси (что отмечалось во многих западноевропейских исторических хрониках) было большое количество городов, среди которых выделялись Киев, Чернигов, Смоленск, Псков, Новгород. Возникая как административные и торговые центры, города становились также и центрами культуры, художествен­ных ремесел, среди которых наибольшую известность имели ювелирные, золототкачество, искусная ковка и др. Известность получили изделия русских мастеров в технике перегородчатой эмали, скани, черни. Торговля способствовала взаимодействию древнерусской с византийской, западноевропейской и другими цивилизациями.

Вместе с расширением зарубежных связей среди знати и горожан начинает распространяться христианство. Этому спо­собствует создание в конце IX в. православными проповедника­ми Кириллом и Мефодием новой славянской азбуки, удобной для перевода греческих христианских текстов и постепенно вытеснившей более ранние виды письменности. В 988 г. великий князь Владимир (впоследствии канонизирован как святой) провозглашает православие государственной религией. Крещение Руси сделало её полноправным участником истории христианского мира и одним из законных наследников античной культуры. Переход от язычества к мировой религии был огромным шагом в культурном развитии Руси, ставшей в один ряд с крупнейшими государствами того времени.

От тесной связи с природой и общиной, характерной для язычества, русичи постепенно переходили к осознанию своей связи с Космосом и миром. Вместе с христианством из Византии пришли: каменное строительство, традиции соборности (собрания людей или их представителей для общей молитвы, решения важных жизненных и религиозных вопросов) и симфонии властей (сотрудничества церковной и светской власти), идеи великих греческих философов (Платона, Аристотеля) и отцов церкви (богословов и философов Средневековья). Выдающимся памятником древнерусской религиозно-философской мысли XI в. стало «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Иллариона. В нем автор рассуждает о соотношении язычества (закона) и православия (благодати), о роли русского народа в мировой истории.

К важным культурным результатам христианизации Руси можно отнести широкое церковное строительство. Сохранив­шиеся каменные храмы того периода представляют прекрасные образцы зодчества Древнерусского государства (например, знаменитые Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке XI в.). Уже тогда они были богато оформлены многочислен­ными фресками, мозаиками, орнаментами. Богослужение на старославянском языке стимулирует развитие церковной литературы и книжного искусства. Распространение грамотнос­ти и образования дает толчок развитию светской литературы. Самым важным её жанром становится летописание, оформив­шееся в X – XI вв.

Самая ранняя из известных к настоящему времени старославянских книг – Остромирово Евангелие XI в. Вероятно существуют и более ранние памятники древнерусской письменности, в т.ч. книжного типа. Известна, например, Велесова книга, написанная в IX в. новгородскими волхвами. Правда, официальная историче­ская наука считает её подделкой.

В X – XII вв. развивается музыкальное искусство. На базе церковного хорового пения формируется знаменный русский распев, просуществовавший до XVIII в. Появляется нотное письмо – «крюковые ноты».

Вместе с тем христианизация Руси, особенно вдали от городов, растянулась на несколько столетий. Христианство долгое время оставалось городской княжеско-дружинной религией.

Таким образом, в этот период отечественная культура представляла собой синтез богатого наследия христианско-византийской культуры и традиций многоликого славянского язычества.

 

Удельный период XII – XV вв., или период феодальной раздробленности, в свою очередь, распадается на два этапа в развитии Руси, гранью между которыми является монгольское завоевание северо-восточных и разорение южных княжеств (1237 – 1240 гг.). Первый из этих этапов, несмотря на междоусо­бицы и частичный распад культурных связей, в целом характе­ризуется бурным расцветом культуры.

Не утратив единых корней и традиций, но развиваясь в самостоятель­ных удельных княжествах, она приобретает большее разнообразие. Так складываются владимиро-суздальская и новгородская живописные школы. Первую отличают изящество формы, богатый колорит и нарядность фресок и икон. Для второй характерны укрупненность форм, суровость и внушитель­ность образов святых, специфическое контрастное сочетание белого, красного, синего и зеленого цветов.

Шедеврами не только древнерусского, но и мирового искусства считаются такие памятники XII в., как белокаменные храмы г. Владимира – Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова на р. Нерли и «Слово о полку Игореве». В последнем красной нитью проходит идея необходимости восстановления единства Руси перед лицом грозных соседей – кочевников. Наиболее ранняя из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – написана в начале XII в. С XII в. появляются исторические сочинения переводного характера, прежде всего – византийские исторические трактаты.

История отечественной культуры второй половины XIII–конца XV вв. связана с последствиями татаро-монгольского завоевания. Особенно пострадали русские города как центры материальной культуры народа. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания.

Однако разрушительные последствия трагических собы­тий постепенно преодолеваются, и основным фоном в развитии культуры становится тема объединения страны, преодоления феодальных распрей и необходимости освобождения от татаро-монгольской зависимости. С XIII в. широкое развитие получили исторические и воинские повести, в которых отражались отдельные эпизоды вражеских нашествий («О битве на Калке», «Житие Александра Невского» и др.). Победа в Куликовской битве (1380 г.) привела к появлению двух памятников русской литературы: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Возвышению Москвы, началу государственного собирания земель под её эгидой способствовал процесс определения самостоятельности (автоке­фальности) русской православной церкви, а после взятия Константинополя турками в 1453 г. – перемещение центра православия в Москву.

В XIV – XV вв. интенсивно шло каменное строительство городов, особенно в северо-восточных землях (обустройство Москвы, возведение Московского Кремля). В книгописании, деловой документации появляется новый вид письма – полуустав, а в конце XIV в. – скоропись. На смену бересте приходит бумага. На базе монастырей идет формирование библиотек (например, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря). Появляются трактаты, содержащие наблюдения в области астрономии, космографии, прикладной математики, медицины и др.

В росписи церквей, иконописи, значительный след оставили замечательные живописцы того времени Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный.

Таким образом, основным содержанием отечественной культуры этого периода стала борьба за государственную независимость. И в тоже время ранее единая древнерусская культура постепенно разделяется на три большие, самостоятель­ные ветви: великорусскую, белорусскую и украинскую.

 

Дальнейший этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского государства и охватывает период конца XV – конца XVII вв. Процесс образования центра­лизованного государства приводит к усилению светского содержания культуры: она теснее связывается с политическими задачами общества. Это нашло свое отражение в создании русской публицистики – нового направления в литературе XVI в. Она решала две основные задачи: 1) обоснование претен­зий Москвы как преемницы традиций киевского и владимир­ского периодов истории Руси; 2) поддержка складывающейся самодержавной власти вместо прежних феодальных институтов (церкви, родового местничества и др.) в централизованном государстве.

Широкое распространение получает сформулированная в начале XVI в. в посланиях монаха Филофея Великому князю Василию III идея о Москве как преемнице великих мировых христианских империй (Римской и Византийской) – концепция «Москва – третий Рим». Венчание на царство Ивана IV (Грозного) в 1547 г. становится воплощением этих политиче­ских идей. Идея самодержавной власти, обоснованная в со­чинениях Ивана Пересветова, получает свою кульминацию в письменной полемике Ивана IV с бывшим его сторонником Андреем Курбским. Летописи XVI в. также пронизаны идеей необходимости сильной царской власти.

Большое значение имело начало книгопечатания под руководством Ивана Федорова в 1564 г. Это позволило литературе выйти за рамки церковной и превратиться в литературу учебную. Многие поколения русских людей учились грамоте по Пластырю, Часослову, грамматике Ивана Федорова. С возрастанием значения науки появляются практические руководства: «геометры», «арифметики»; в области медицины – лечебники, травники и т.д.

Меняется архитектурный облик городов. Одним из шедевров архитектуры того периода является Московский Кремль. В XV в. на месте белокаменных стен времен Дмитрия Донского возведены кирпичные. Ансамбль Соборной площади Кремля составили Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата и др. В обновлении Кремля активное участие принимали итальянские архитекторы, сумевшие соединить традиции древнерусского зодчества со стилем и технологиями итальянского Возрождения. Для XVI в. характе­рен расцвет шатровой архитектуры, ярким примером которой является собор Василия Блаженного на Красной площади. В городах появляются каменные жилые дома бояр и купцов.

В XVII веке продолжает формироваться общенациональ­ная культура. Особую роль здесь сыграло «смутное время». В период феодальной раздробленности одним из главных нравст­венных качеств человека считалась верность «своему» князю, в XVI в. – верность царю. Смута начала XVII в. показала, что этого недостаточно для сохранения и выживания государства. Это привело к формированию российского патриотизма. Идея общенационального единства воплотилась в победе ополчения под руководством Д. Пожарского и К. Минина в 1612 г.

Однако единство не означало общенационального согла­сия. Так, реформа патриарха Никона в сер. XVII в., направ­ленная на укрепление единства церкви (единообразие в богослу­жении и др.), привела к церковному расколу. Имели место и вспышки социального протеста (крестьянская война под руководством С. Разина и др.).

В истории отечественной культуры XVII век является переходным от культуры средневековой, где господствует вера и традиция, к культуре нового, рационального, светского типа. Идет «обмирщение» культуры, что прослеживается во всех сферах жизни – от искусства до быта. В культуре XVII в. возрастает роль светского знания. Усложняющейся системе государственного управления требовалось все больше грамот­ных людей. Начинают формироваться первые элементы началь­ного образования (частное и семейное). Появляются учебники (букварь В. Бурцева, грамматика М. Смотрицкого, печатная таблица умножения и др.). В 1687 г. было основано Славяно-греко-латинское училище (будущая академия). Значительно увеличилось количество библиотек, причём не только при монастырях, но и у частных лиц.

Формируется отечественная традиция исторической мысли. Предпринимаются попытки создать на основе летописей официальную историю как общегосударственную («Новый летописец», «Степенная книга» и др.), так и региональную («История Сибирская»). Освоение новых территорий приводит к появлению географических описаний Сибири, Дальнего Востока, Урала.

К XVII в. относится возникновение театра (1672 г.), но он не сыграл пока своей роли в отечественной культуре. В музыке и песенном творчестве меняются формы музыкального и поэтического выражения. Наибольшее развитие получила лирическая песня в хоровом исполнении. В церковном пении утверждается знаменитый многоголосый стиль.

Церковное строительство по-прежнему определяло отечественную архитектуру, хотя оно все более наполняется светским содержанием. В иконописи формируется Строгановская школа, для которой были характерны небольшой размер и утонченная миниатюрность письма. Крупнейшим художником конца XVII в. был Симон Ушаков.

 

Российская культура XVI – XVII вв. заметно отличается от западноевропейской. На Западе в это время идет процесс модернизации, т.е. переход к индустриальному обществу и новому, индустриальному (рациональному) типу культуры. Формирование в конце XV – XVI в. централизованного россий­ского государства ознаменовало новый по сравнению с древне­русским государством этап отечественной истории, не похожий на рождение (в это же время) новоевропейской цивилизации, но сопоставимый с ней по масштабам. Россия, по сравнению с Русью, это – новая территория, новый этнический состав, новые исторические вызовы. Это – и новые ценности: самодержавие, религиозное мессианство[11], патриотизм и др. Все они ориен­тированы на выживание и укрепление государства и не выходят за рамки традиционной культуры. В то же время включение России в европейское разделение труда, необходимость создания боеспособной армии, появление мануфактур, развитие науки и другие факторы порождают реформаторские настрое­ния в среде российской элиты. Основные направления реформ были разработаны Боярской думой при царе Алексее Михайло­виче. Дело оставалось за энергичным реформатором, которым и стал Петр I.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...