Развитие картографии в Западной Европе 16 – 17 века
В XVI в., в эпоху разложения феодальных отношений и возникновения капитализма в недрах феодального общества, создались условия, способствовавшие в Западной Европе расцвету картографической науки и производства. Мелкие феодальные владения сменились крупными абсолютистско-феодальными монархиями. Достоверные карты стали необходимыми для управления обширными территориями. Во многих странах была начата публикация региональных карт. С этого времени ведут начало систематические картографические съемки суши. Одной из ранних работ такого рода была съемка и карта Баварии масштаба 1: 45 000, выполненная Филиппом Апианом в 1554-1561 гг. и затем изданная в 1568 г. гравюрой на дереве в масштабе 1: 144 000 на 24. Появилась новая профессия съемщиков. В качестве измерительных инструментов применялись компас, мерный шнур и мерное колесо, хотя мензула и приборы, которые могут рассматриваться как прообразы теодолита, были известны уже в первой половине XVI в. При картографировании больших пространств съемщики обычно следовали по дорогам, определяя направления пути и пройденные расстояния. Окружающая местность изображалась глазомерно. Эти карты означали тот новый период в развитии картографии, когда от комментариев к трудам античных авторов перешли к непосредственному изучению местности. Другим мощным стимулом к подъему картографии были великие географические открытия XV-XVI вв., которые привели к неслыханному развитию мореплавания, колонизации, торговли. У мореплавателей, колонизаторов, торговцев возросла потребность в правдивых географических картах. Карта получила всеобщее признание и распространение. Вместе с тем накопился огромный материал, коренным образом изменивший географические представления о Земле.
География Птолемея, сыгравшая выдающуюся роль в научно-математическом обосновании картографии, хотя и сохраняла в XVI в. популярность, не могла удовлетворить возрастающих запросов практики. Во-первых, она исходила из неправильных представлений о соотношении пространств, занятых сушей и океаном, а во-вторых, ее карты отличались схематизмом даже в отношении известных Птолемею стран. Для картографирования вновь открытых земель имели большое значение испанская «Палата для торговли с Индией», голландская и английская «Ост-Индские компании» - крупнейшие предприятия по эксплуатации колоний. Они располагали специальными картографическими учреждениями, где собирались и обрабатывались географические и картографические материалы и готовились карты для снабжения собственных судов. В условиях колониального соперничества конкуренция преграждала путь свободному распространению знаний. Вместе с тем широкий спрос на географические карты повлек за собой появление большого числа частных картографических предприятий, основанных на коммерческом интересе. Вплоть до XVIII в. в Западной Европе внимание государственного аппарата к картографическим работам было относительно невелико, и поддержка, оказываемая этим работам, носила эпизодический характер. В этих условиях развитие картографии в XVI и XVII вв. оказалось во многом обязанным частной инициативе. Это развитие в разных странах имело свои особенности, отражавшиеся на содержании и внешнем виде географических карт. Поэтому вполне различимы картографические школы: итальянская, португальская, фламандская, французская и др. Великие художники и просветители эпохи - Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Коменский и др. - в своих трудах обращались и к картографии. Первоначально картография процветала в богатых торговых городах Италии, особенно в Венеции, Генуе и Флоренции, а также в Германии. Расцвет итальянского искусства в эпоху Возрождения оставил свой отпечаток и на географических картах, замечательных по великолепию рамок, изяществу и четкости надписей, по художественному выполнению рисунков каравелл, морских божеств, бытовых сцен и т. п. Карты вошли в тематику декоративного искусства. Выполняемые в разнообразной манере в виде фресок, стенных ковров, ювелирных изделий и др., они украшали дворцы владетельных особ и знати. Прекрасный пример - зал карт в Палаццо Веккьо во Флоренции, где на дверцах больших шкафов воспроизведен своеобразный «Атлас мира» из 53 весьма детальных карт, которые создавались в течение 26 лет с 1563 по 1589 г. Карты-фрески того же периода сохранились до наших дней в Бельведере Папского дворца в Ватикане, в галереях Уффици - бывших канцеляриях Тосканского герцогства во Флоренции, во дворце Капрарола близ Рима. Источниками для них служили карты из Географии Птолемея, а позднее карты Ортелия и др.
После того как благосостояние Италии оказалось подорванным вследствие перемещений торговых путей из Средиземного моря в Атлантику и в результате иностранных вторжений, центр западноевропейской картографической деятельности переместился во второй половине XVI в. в Нидерланды, самую богатую и передовую в экономическом отношении страну Европы того времени. Антверпен, новый центр мировой торговли, занял также положение центра картографической деятельности. Вершина фламандской школы была достигнута в трудах Ортелия и Меркатора. Авраам Ортелий (1527-1598 гг.) был гравером, иллюминовщиком, торговцем и издателем карт. Он знаменит своим большим собранием из 70 карт на 53 листах, опубликованным в 1570 г. под названием «Theatrum orbis terrarum» - «Зрелище (или обозрение) шара земного», для которого, наряду с собственными картами, были привлечены и с большим искусством использованны карты многих, в частности итальянских, авторов. Логическая последователыность карт мира, Европы, Азии, Африки и Америки, упоминание имен 87 картографов - авторов карт, сопровождение каждой карты географическим описанием, включение исторических карт, наконец, исправления карт и расширение атласа в каждом новом издании обеспечили труду Ортелия небывалый успех. В период до 1612 г. он вышел в 33 изданиях и ряде дополнительных выпусков на 7 языках.
После переселения в 1552 в Дуйсбург из Лувена, где Меркатор подвергся религиозным преследованиям, его деятельность сопровождается выдающимися достижениями. Слава Меркатора обязана трем знаменитым трудам - карте Европы 1554 г., большой Карте мира «для мореплавателей» 1569 г. и капитальному атласу 1595 г. На Карте мира Меркатор впервые применил равноугольную цилиндрическую проекцию пояснил ее значение, удобства и способы применения для навигации, положив тем самым начало разработке научных методов использования карт. Атлас же Меркатора - результат подлинного научного творчества - представил явление нового порядка по относительной точности и богатству содержания, внутреннему единству, пониманию математических принципов построения карт, достоинств и несовершенств различных проекций. Атласы Ортелия и Меркатора были важнейшими, но далеко не единственными собраниями карт даже в пределах Нидерландов. В 70-х годах в Антверпене появился дорожный атлас портативного формата (20х15 см), показавший дорожную сеть Европы, в первую очередь торговые пути. Замечательно «Зеркало мореплавания» - двухтомное собрание морских навигационных карт Вагенера (1584-1585). Этот пионер среди атласов специального назначения включил в первом издании генеральную карту Западной Европы (в равнопро-межуточной цилиндрической проекции) и 43 частные карты с компасными розами и масштабами (1:370 000), показывавшие на воде отметки глубин (Наиболее ранняя из известных карт с отметками глубин датируется 1570 г.), песчаные отмели и т. д.). Известно 18 изданий атласа на голландском, латинском, французском, немецком и английском языках.век, когда возникла необходимость составления карт всей планеты (а не восьмой ее части, как у Птолемея), оказался весьма плодотворным в разработке новых проекций. К концу столетия число известных проекций достигло двадцати. В выявлении свойств, достоинств и недостатков проекций большая заслуга принадлежит Меркатору. Он использовал проекции, сообразуясь с формой и положением изображаемых территорий и назначением карты. Для карт мира стали применять проекции полушарий, «сердцевидные», цилиндрические и псевдоцилиндрические. Региональные карты часто строились в трапециевидной псевдоцилиндрической проекции (Дониса) с прямолинейными меридианами, сохраняющими длины вдоль среднего меридиана и двух параллелей; она вошла в употребление уже в ранних изданиях «География» Птолемея.
В первой половине и середине XVI в. карты изготовляли мастера-ремесленники, объединенные в цеховые сословные организации. Такая организация дела при трудоемкости гравюры и иллюминовки была пригодна для выпуска отдельных карт малыми тиражами, но создание многолистных карт и особенно географических атласов, требовавших затраты огромного труда, не могло быть достигнуто усилиями двух-трех работников. Необходимо было кооперировать усилия, что первоначально достигалось расширением цеховой мастерской посредством увеличения числа работающих, но еще без разделения труда. Картографическое заведение Блау занимало в середине XVII в. большое здание, в котором размещались отделение гравюры, картопечатный цех с шестью станками, типографский цех с девятью печатными станками, литейная для шрифтов, корректорское отделение и ряд других служебных помещений. Там работали, как сообщает современник, лучшие граверы, словорезы, печатники и иллюминовщики карт. Около 1660 г. их насчитывалось 75 человек. Это было уже капиталистическое производство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|