б). период якобинской диктатуры (1793 - 1794 гг.)
9. КОНСТИТУЦИЯ 24 июня 1793 г. (Извлечение)
Декларация прав человека и гражданина 1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность. 3. Все люди равны по природе и перед законом. 4. Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает; он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу; он может воспрещать лишь то, что приносит обществу вред. 5. Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей. 6. Свобода есть присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого; обеспечение свободы есть закон... 7. Право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем... 9. Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих. 10. Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению, иначе как в случаях, предусмотренных законом, и с соблюдением порядка, предписанного им же. Каждый гражданин, вызванный или задержанный именем закона, обязан немедленно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.
11. Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный и тиранический; лицо, против которого такой акт пожелали бы осуществить насильственным образом, имеет право оказывать сопротивление силой. 12. Те, кто стал бы испрашивать, изготовлять, подписывать, выполнять подобные произвольные акты или распоряжаться их выполнением, подлежат ответственности и должны понести наказание. 13. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено противное, то в случае необходимости подвергнуть кого-либо задержанию всякая строгость, не вызываемая при задержании необходимостью, должна сурово караться законом. 14. Никто не должен быть осужден и наказан, иначе как по выслушивании его объяснений, после вызова в законном порядке и только в силу закона, опубликованного до совершения проступка. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, есть закон тиранический; сообщение закону обратной силы само есть преступление. 15. Закон должен назначать наказания, строго и бесспорно необходимые; наказания должны быть соразмерны преступлениям и полезны обществу. 16. Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла. 17. Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей. 18. Каждый может представлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным; его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон никоим образом не допускает существования дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимся и нанимателем.
19. Никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь под условием справедливого и предварительного возмещения. 20. Ни один налог не может быть установлен иначе, как в интересах общей пользы. Все граждане имеют право участвовать в установлении обложения, наблюдать за расходованием поступлений и требовать в них отчета. 21. Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, не способным к труду [43][5]. 22. Образование составляет общую потребность. Общество должно всеми своими средствами способствовать успехам народного просвещения и делать образование достоянием всех граждан. 25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем. 26. Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу, но каждая часть верховного собрания должна пользоваться правом выражать свою волю совершенно свободно. 27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами. 28. Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие. 29. Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей и своих агентов. 30. Государственные должности по существу временны: их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но лишь как обязанности. 31. Преступления представителей народа и его агентов ни в коем случае не должны оставаться безнаказанными. Никто не имеет права притязать на большую неприкосновенность, нежели все прочие граждане. 32. Право подавать петиции представителям государственной власти ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограничено. 33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прав человека. 34. Угнетение хотя бы одного члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза. Угнетение всего общественного союза есть тем самым угнетение каждого члена в отдельности.
35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность. О республике 1. Французская Республика едина и неделима. О верховенстве народа 7. Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан. 8. Народ непосредственно избирает представителей. 9. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей уголовных и гражданских. 10. Народ обсуждает и постановляет законы. О первичных собраниях 11. Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне. 16. Выборы производятся подачей записок или открытым голосованием по желанию каждого голосующего. 19. Голосование законов производится словами «да» или «нет». 20. Мнение первичного собрания провозглашается в следующем виде: «Граждане, собравшись на первичное собрание такое-то, в числе стольких-то голосующих, высказываются за или против большинством во столько-то». О народном представительстве 22. На каждые 40 000 человек населения приходится один представитель. 23. Каждое первичное собрание, объединяющее население от 39 000 до 41 000 человек, выбирает... по одному представителю. 24. Избрание производится абсолютным большинством голосов. 28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики. 29. Каждый представитель принадлежит (является представителем) всей нации в целом. 32. Для производства выборов французский народ собирается ежегодно первого мая. О законодательном корпусе 39. Законодательный корпус един, неделим и действует постоянно. 40. Его сессия длится один год. О ведении заседаний законодательного корпуса 46, Заседания Национального собрания публичны. 47. Протоколы его заседаний печатаются. О функциях законодательного корпуса 53. Законодательный корпус предлагает законы и издает декреты.
54. Общим названием законов обозначаются акты законодательного корпуса, имеющие своим предметом: гражданское и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами республики; национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чекан и наименование монет; род, размер и порядок взимания налогов; объявление войны; каждое новое общее деление французской территории; народное просвещение; государственные чествования памяти великих людей. 55. (Остальные акты законодательного корпуса называются декретами. ) Об образовании закона 56. Проекту закона предшествует доклад. 57. Прения могут быть открыты, и закон может быть принят предварительно не ранее 15 дней после оглашения доклада. 58. Проект печатается и рассылается по всем коммунам республики под названием «законодательное предложение». 59. Если 40 дней спустя после рассылки предложенного закона в половине департаментов плюс один одна десятая часть первичных собраний каждого из них, созванных надлежащим образом, не отклонит его, проект считается принятым и становится законом. Об Исполнительном совете [44][6] 62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати четырех членов. 64. Исполнительный совет обновляется наполовину в последние месяцы сессии каждого законодательного периода [45][7]. 65. На Исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдение за ним; он может действовать лишь во исполнение законов и декретов законодательного корпуса. 71. В случае совершения преступления по должности обвинение против членов Исполнительного совета возбуждается законодательным корпусом. 73. Исполнительный совет смещает и замещает назначаемые им исполнительные органы. Об административных органах управления и муниципальных собраниях 78. В каждой коммуне республики имеется муниципальное управление (администрация), в каждом дистрикте — промежуточное управление (администрация), в каждом департаменте — центральное управление (администрация). 79. Муниципальные должностные лица избираются коммунальными собраниями. 80. Члены местных управлений (администраторы) назначаются собраниями выборщиков департамента и дистрикта. 81. Муниципалитеты и местные управления (администрация) обновляются в своем составе ежегодно наполовину. 84. Заседания муниципальных собраний и местных управлений публичны. О гражданском правосудии 85. Кодекс гражданских и уголовных законов един для всей республики. 88. Мировые судьи избираются гражданами округов, опреде ленных законом.
Об уголовном правосудии 96. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, формулированному присяжными или декретированному законодательным корпусом. Обвиняемые имеют защитников, избираемых ими самими или назначаемых им. Следствие ведется публично. Фактический состав деяния и виновность устанавливаются присяжными. Наказание определяется уголовным трибуналом. 97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниями выборщиков. О вооруженных силах республики 109. Все французы — солдаты; они обучаются владеть оружием. 111. Различие чинов, их отличительные знаки и субординация существуют только на службе и лишь при прохождении последней. О Национальных конвентах [46][8] 115. Если в половине департаментов плюс один одна десятая часть первичных собраний каждого из них, созванных в надлежащем порядке, потребует пересмотра конституционного акта или изменения некоторых его статей, то законодательный корпус обязан созвать все первичные собрания республики для решения вопроса о созыве Национального Конвента. 116. Национальный Конвент образуется в том же порядке, как и законодательные собрания, и объединяет в себе всю их власть. О сношениях французской республики с зарубежными народами 118. Французский народ есть друг и естественный союзник свободных народов. 119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управление других народов; он не потерпит также, чтобы другие народы вмешивались в его дела. 120. Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из пределов своей родины за преданность свободе. 121. Французский народ не заключает мира с врагом, занимающим его территорию. О гарантии прав 122. Конституция гарантирует каждому французу равенство, свободу, безопасность, собственность, платежи по государственным займам, свободное отправление религиозных обрядов, всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченную свободу печати, право петиций, право объединения в народные общества, пользование всеми правами человека.
10. ДЕКРЕТ, УНИЧТОЖАЮЩИЙ РАБСТВО НЕГРОВ В КОЛОНИЯХ /11 апреля 1794 г. /
Национальный Конвент провозглашает, что рабство негров и колониях отменяется; в связи с этим он постановляет, что все жители колоний без различия расы являются французскими гражданами и пользуются всеми правами, установленными конституцией. 11. ДЕКРЕТ О РЕВОЛЮЦИОННОМ ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ /10 октября 1793 г. / (Извлечение)
Национальный Конвент декретирует нижеследующее: Об управлении Ст. 1. Порядок управления Францией будет революционным вплоть до заключения мира. Ст. 2. Временный Исполнительный Совет, министры, генералы и установленные учреждения подчиняются наблюдению Комитета общественного спасения, которому вменяется в обязанность ежедневно давать соответствующие отчеты Конвенту. Ст. 5. Главнокомандующие будут назначаться Национальным Конвентом по представлению Комитета общественного спасения. Ст. 6. Так как бездействие правительства является причиной всех бедствий, отныне устанавливаются сроки для исполнения законов и мер общественного спасения; нарушение этих сроков будет караться как покушение на свободу. Общественная безопасность Ст. 13. Совет отправит гарнизоны в те города, где поднимается контрреволюционное движение. Эти гарнизоны будут содержаться и оплачиваться богатыми жителями этих городов вплоть до заключения мира. Финансы Ст. 14. Учреждаются трибунал и скамья присяжных заседателей по делам об отчетности; состав того и другого будет назначен Национальным Конвентом; перед ними предстанут все те, кто со времени революции распоряжался народными деньгами, и они должны будут дать отчет о происхождении их богатств. 12. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЕВОЛЮЦИОННОМ ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ /4 декабря 1793 г. / (Извлечение)
ОтделII Статья 1. Национальный Конвент является единственным центром управления. Статья 2. Все установленные власти и общественные должностные лица... ставятся под непосредственный надзор Комитета общественного спасения в отношении принятия мер управления и общественного спасения; во всем же, касающемся личности и полиции... этот особый надзор принадлежит Комитету общественной безопасности Конвента. Оба эти комитета в конце каждого месяца обязаны давать отчет Национальному Конвенту о результатах своей работы. Каждый из членов названных комитетов лично ответствен за выполнение этой обязанности. Статья 11. Право толкования декретов принадлежит исключительно Конвенту, и к нему одному надлежит обращаться с просьбами о толковании.
13. ДЕКРЕТ О ВСЕОБЩЕЙ МОБИЛИЗАЦИИ /23 августа 1793 г. /
Национальный Конвент, заслушав доклад Комитета общественного спасения, постановляет нижеследующее: Статья 1. С настоящего времени впредь до изгнания врагов с территории республики, все французы должны находиться в постоянной готовности к службе в армии. Молодые люди должны отправиться воевать, женатые будут изготовлять оружие и перевозить продовольствие, женщины будут шить палатки и одежду и служить в госпиталях, дети будут щипать корпию из старого белья [47][9], старики будут в общественных местах возбуждать мужество воинов, ненависть к королям и взывать к единству республики. Статья 2. Национальные здания будут превращены в казармы; общественные места — в мастерские по выделке оружия, почва в погребах будет подвергнута выщелачиванию для извлечения из нее селитры. Статья 3. Боевое оружие будет выдано исключительно тем, кто выступит против врага. Внутренняя служба будет нестись с охотничьими ружьями и холодным оружием. Статья 4. Верховые лошади будут реквизированы для пополнения кавалерийский частей, упряжные лошади, за исключением нужных для земледельческих работ, будут перевозить артиллерию и провиант. Статья 5. Комитету общественного спасения поручается принять все меры, необходимые для безотлагательной организации в самых широких размерах выделки всякого рода оружия... Комитет уполномочивается также создавать всякого рода учреждения, заводы, мастерские и фабрики, какие только будут нужны для выполнения работ, и набирать для этого по всей республике мастеров и рабочих... Статья 6. Представители народа, посланные для проведения в жизнь настоящего закона, будут иметь в своих округах такие же права, согласовывая при этом свои действия с Комитетом общественного спасения. Они наделяются неограниченными полномочиями, предоставляемыми представителям народа при армиях. Статья 9. Представители народа будут регулировать призыв граждан и их выступление с таким расчетом, чтобы вооруженные граждане являлись на сборные пункты лишь по мере поступления достаточного количества съестных припасов, амуниции и всего того, что составляет материальное снабжение армии. Статья 17. Военному министру поручается принятие всех мер, необходимых для быстрого проведения в жизнь настоящего декрета. Национальное казначейство предоставит в его распоряжение сумму в 50 миллионов, которую надлежит взять из 498 200 тыс. ливров ассигнациями, хранящихся в кассе с тремя ключами. 14. ДЕКРЕТ О ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ /17 сентября 1793 г. /
1. Немедленно по опубликовании настоящего декрета все подозрительные лица, находящиеся на территории республики ипользующиеся еще свободой, должны быть арестованы. 2. Объявляются подозрительными: 1) те, кто своим поведением или связями, речами или сочинениями проявил себя как сторонник тирании, феодализма и враг свободы; 2) те, кто не может удостоверить... источники своего существования и факт исполнения своих гражданских обязанностей; 3) те, которым отказано в выдаче свидетельства о благонадежности; 4) государственные служащие, отрешенные или смещенные со своих должностей Национальным Конвентом или его комиссарами и не восстановленные в них... 5) те из бывших дворян, которые являются мужьями, женами, отцами, матерями, сыновьями или дочерьми, братьями, сестрами или бывшими служащими эмигрантов, если они не проявляли постоянно своей привязанности к республике; 6) те, кто эмигрировал в промежуток времени от 1 июля 1789 г. до 8 апреля 1792 г., хотя бы они вернулись во Францию... 3. Наблюдательные комитеты... обязаны составить каждый в пределах своего округа список подозрительных лиц, издать приказ об их аресте и опечатать их бумаги. Командующие военной силой, которым передаются эти приказы, обязаны немедленно привести их в исполнение под угрозой отставки. 5. Лица, задержанные в качестве подозрительных, сперва отводятся в дома заключения по месту своего ареста; за отсутствием тюрем они оставляются под домашним арестом и надзором. 6. В течение следующей недели они переводятся в национальные помещения, каковые должны быть... приготовлены для этой цели административными властями департамента немедленно по получении настоящего декрета. 7. Арестованные... останутся там под стражей впредь до заключения мира. 8. Издержки на охрану заключенных производятся за их счет и распределяются между ними поровну. Охрана заключенных поручается по преимуществу отцам семейства и родственникам тех граждан, которые находятся на фронте или направляются туда. Вознаграждение каждому члену охраны устанавливается в размере полуторадневного заработка. 9. Наблюдательные комитеты немедленно пересылают Комитету общественной безопасности при Национальном Конвенте список задержанных ими лиц вместе с указанием причин ихареста и взятыми у них бумагами...
15. ДЕКРЕТ КОНВЕНТА О СЕКВЕСТРЕ ИМУЩЕСТВА ВРАГОВ РЕВОЛЮЦИИ /26 февраля 1794 г. /
Собственность патриотов священна и неприкосновенна. Имущество лиц, признанных врагами революции, секвестируется в пользу республики; эти лица подвергаются аресту впредь до заключения мира, а затем изгоняются навсегда из пределов республики.
16. ДЕКРЕТ О РЕВОЛЮЦИОННОМ ТРИБУНАЛЕ /10 июня 1794 г. / (Извлечение) Статья 1. Будет существовать Революционный Трибунал, состоящий из одного председателя, трех товарищей председателя, одного общественного обвинителя и двенадцати судей. Статья 4. Революционный Трибунал учрежден для того, чтобы наказывать врагов народа. Статья 5. Врагами народа объявляются те, кто силой или хитростью стремится уничтожить общественную свободу. Статья 6. Врагами народа признаются лица, призывающие к восстановлению королевской власти или же пытающиеся унизить и распустить Национальный Конвент и революционное республиканское правительство, центром коего он является. Врагами народа объявляются лица, изменившие республике, командуя крепостями и армиями или выполняя другие военные обязанности, а равно и те, которые поддерживают сношения с врагами республики и стремятся создать недостаток как в продовольствии, так и в удовлетворении других потребностей армии. Врагами народа объявляются все, кто пытается помешать снабжению Парижа продовольствием или же вызвать голод в республике. Врагами народа объявляются лица, содействовавшие планам врагов Франции, будь то помощью в бегстве и укрывательстве заговорщиков и аристократов, будь то путем преследований и клеветы на патриотизм, будь то подкупом представителей народа или же злоупотреблением революционными принципами, правительственными законами и мерами в смысле ложного и вероломного применения таковых... Врагами народа объявляются лица, распространявшие ложные слухи с целью посеять в народе раздор и смуту. Врагами народа объявляются лица, старавшиеся ввести в заблуждение общественное мнение и препятствовать народному просвещению, а равно и те, кто старался развратить общественные нравы и общественную совесть, ослабить энергию и чистоту или остановить развитие революционных и республиканских принципов, будь то путем контрреволюционных и злостных сочинений или же путем всяких других махинаций. Врагами народа объявляются недобросовестные поставщики, подвергшие опасности спасение республики, равно как и расточители общественного достояния. Врагами народа объявляются лица, занимавшие общественные должности и злоупотреблявшие ими для притеснения патриотов и угнетения народа... Статья 7. Наказанием, установленным за все преступления, подлежащие ведению Революционного Трибунала, является смертная казнь. Статья 8. Уликами, достаточными для осуждения врагов народа, могут служить всевозможные доказательства — моральные, вещественные, устные и письменные, естественно вызывающие уверенность всякого справедливого и просвещенного ума. Руководством для произнесения приговора служит совесть присяжных, поддержанных любовью к родине; целью приговоров должно быть торжество республики и разгром ее врагов. Судопроизводство состоит из простых мер, диктуемых здравым смыслом для того, чтобы добиться истины, придерживаясь при этом указанных законом форм. Статья 12. Допрос обвиняемого будет производиться во время судебного заседания в присутствии публики... Статья 13. В том случае, если имеются налицо вещественные или моральные улики, независимо от свидетельских показаний, свидетели призываться не будут, за исключением тех случаев, когда это покажется необходимым, будь то для обнаружения соучастников, будь то в силу других важных соображений общественного блага. Статья 16. Защитниками невинно оклеветанных патриотов закон считает присяжных патриотов; заговорщикам же защитников не полагается.
17. ДЕКРЕТ ПРОТИВ СПЕКУЛЯЦИИ /26 июля 1793 г. / (Извлечение)
1. Спекуляция является уголовным преступлением. 2. Объявляются виновными и спекуляции все те, кто препятствует обращению товаров и продуктов первой необходимости, кто закупает и держит их где-либо втайне, не пуская ежедневно в открытую продажу. 4. Предметами первой необходимости являются: хлеб, мясо, вино, зерно, мука, овощи, плоды, сливочное масло, уксус, сидр, водка, уголь, сало, дрова, постное масло, сода, мыло, соль, сушеные, копченые, соленые или консервированные мясо и рыба, мед, сахар, пенька, бумага, обработанная и простая шерсть, кожа, железо, сталь, медь, драп, полотно и вообще все материалы, кроме шелка, а равно и сырье, необходимое для их выделки. 5. В недельный срок со дня опубликования настоящего декрета все лица, имеющие где-либо в пределах республики какие-либо товары или продукты, означенные в предыдущей статье, должны заявить об этом муниципалитету или секции продуктов... 8. Лица, не сделавшие указанной заявки в недельный срок со дня опубликования настоящего декрета, объявляются спекулянтами и как таковые караются смертью; их имущество конфискуется, а входящие в его состав продукты и товары пускаются в продажу... 9. Караются смертью также все лица, уличенные в представлении неверных сведений. Должностные лица и комиссары, назначенные для наблюдения за продажей товаров, уличенные в совершении злоупотреблений при отправлении своих обязанностей с целью оказать покровительство спекулянтам, также караются смертью.
18. ДЕКРЕТ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МАКСИМУМА ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ /29 сентября 1793 г. / (Извлечение)
Национальный Конвент... декретирует нижеследующее: Статья 1. Предметы, представляющие, по мнению Национального Конвента, первую необходимость, и для которых он считает нужным установить максимум или наивысшие цены, суть: мясо свежее, солонина и свиное сало, масло коровье, масло растительное, живой скот, соленая рыба, вино, водка, уксус, сидр, пиво, дрова, древесный уголь, каменный уголь, сальные свечи, гарное масло, соль, мыло, поташ, сахар, мел, белая бумага, кожа, железо, чугун, свинец, сталь, медь, пенька, лен, шерсть, материи, полотно, сырой фабричный материал, сабо, башмаки, сурепица и репа, табак. Статья 2. Максимальной ценой дров первого сорта, равно как и угля древесного и каменного, является цена, существовавшая в 1790 г., плюс одна двадцатая ее часть... Статья 3. Максимальными ценами всех других съестных припасов и товаров первой необходимости, перечисленных в статье 1, будут на всем протяжении республики и вплоть до 1 сентября следующего года те цены, которые существовали на них в 1790 г., ... с прибавлением сверх того одной третьей их части... Статья 7. Все те лица, которые продают или купят товары, перечисленные в статье 1, выше максимума, установленного и опубликованного в каждом департаменте, уплачивают в административном порядке денежную пеню в двойном размере против стоимости проданного предмета, идущего в пользу доносчика. Эти лица будут внесены в списки подозрительных и преследуемы как таковые. Покупатель не подвергается указанному взысканию, если он объявит о нарушении закона продавцом. Каждый купец обязан иметь в своей лавке таблицу с указанием максимальных или наивысших цен его товаров. Статья 8. Максимум или наивысший размер заработной платы, жалованья, сдельной и поденной работы со времени опубликования этого закона и до сентября следующего года повсеместно устанавливается Генеральным Советами коммун в тех размерах, какие существовали в 1790 г., с прибавлением сверх того еще половины этой цены. Статья 9. Муниципалитеты могут объявлять мобилизованными и в случае надобности наказывать тремя днями ареста тех ремесленников, рабочих и представителей всех возможных видов труда, которые без уважительных причин будут отказываться от занятия их обычной работой.
19. ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИТЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ от 11 прериаля II г. /30 мая 1794 г. / (Извлечение)
Комитет общественного спасения, согласно поручению Конвента... постановляет следующее: 1. Рабочие, поденщики и все те, кто обычно занимается сельскими работами... реквизируются для уборки ближайшего урожая, а также для всех предшествующих ей и последующих работ. ... 8. Поденная заработная плата фиксируется в каждой коммуне... согласно ставкам 1790 г., увеличенным в полтора раза. ... Поденщики и рабочие, которые заключат союз с целью отказаться от работы, предписываемой этой реквизицией, или с целью потребовать повышения заработной платы, наперекор настоящему постановлению, предаются суду Революционного Трибунала.
20. ДЕКРЕТ ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ УПРАЗДНЕНИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ /17 июля 1793 г. /(Извлечение)
Национальный Конвент постановляет следующее: Статья 1. Все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и случайные... отменяются без всякого вознаграждения. Статья 2. Из постановления предыдущей статьи изъемлются ренты и повинности чисто земельного характера, не вытекающие из феодальных прав. Статья 6. Бывшие сеньоры... комиссары по составлению земельных описей, нотариусы и прочие хранители документов, устанавливающих или подтверждающих права, отмененные настоящим или предшествующими декретами, изданными предыдущими собраниями, обязаны в течение трехмесячного срока сдать таковые на хранение в канцелярию муниципалитета данной местности. Документы, сданные до 10 будущего августа, будут сожжены в этот день в присутствии Генерального Совета Коммуны и граждан, остальные же документы будут сожжены по истечении трех месяцев. Статья 7. Уличенные в сокрытии, похищении или утайке подлинных документов или выписей из них, подлежавших сожжению в сроки, указанные в предыдущей статье, будут присуждены к пяти годам тюремного заключения. Статья 12. Министру внутренних дел поручается доставить настоящий декрет непосредственно муниципалитетам, а на эти последние возлагается обязанность выполнения его без посредства административных учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|