Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок оформления и учет вкладных операций

Расходные операции по вкладу. Расходные операции по вкладу совершаются при предъявлении вкладчиком или его представителем документа, удостоверяющего и подтверждающего личность, с указанием реквизитов такого документа в расчётно-кассовых документах (по наличным операциям – расходный ордер ф. 0402540178 для операций в белорусских рублях, валютный расходный ордер ф. 0402540150 для операций в валюте; по безналичным операциям – платежное поручение ф. 0401600031).

Основанием для выдачи вклада наличными деньгами является кассовый документ, а для совершения безналичных перечислений – соответствующая платежная инструкция, подписанные вкладчиком (его представителем). Выписка из лицевого счета выдается вкладчику (его представителю) при изъявлении соответствующего желания с его стороны и в случае, если договор банковского вклада не оформлен путем выдачи сберегательной книжкой.

Представитель вкладчика дополнительно предъявляет оформленный в установленном порядке документ, подтверждающий правомочность представительства.

Оформление выплаты части вклада наличными денежными средствами. Выплата части вклада наличными денежными средствами осуществляется в соответствии с условиями вида вклада, на основании оформленных надлежащим образом соответствующих расходных ордеров.

При выплате части вклада вкладчик или его представитель предъявляет ответственному исполнителю документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, и сберегательную книжку (если она выдавалась).

Ответственный исполнитель выполняет следующие операции:

- принимает от вкладчика или его представителя документ, удостоверяющий и подтверждающий личность;

- убеждается в личности вкладчика или его представителя и уточняет сумму расходной операции;

- проверяет возможность выполнения операции в соответствии с условиями вклада и достаточность средств на счете для осуществления операции;

- распечатывает соответствующий расходный ордер и передает его для проверки и подписи вкладчиком (его представителем);

- истребует подписанный расходный ордер у вкладчика и сличает подпись вкладчика на ордере с образцом его подписи на карточке лицевого счета;

- при выдаче части вклада представителю вкладчика проверяет правильность оформления доверенности с учетом предъявляемых к ней требований. Если на доверенности имеется образец подписи представителя, сличает подпись представителя на расходном ордере с образцом его подписи на доверенности, а также подпись вкладчика на доверенности с образцом его подписи на карточке лицевого счета;

- отражает операцию в лицевом счете (и сберегательной книжке, если она выдавалась);

- подписывает расходный ордер;

- оформляет выписку по лицевому счету (по желанию вкладчика);

- если в служебные обязанности не входят функции кассира, расходный ордер вместе с документом, удостоверяющим и подтверждающим личность, и другими документами, на основании которых производится выплата, передает кассиру.

При выплате части вклада в иностранной валюте структурное подразделение филиала покупает у вкладчика часть валюты, подлежащую выплате монетами.

Ответственный исполнитель:

- оформляет в установленном порядке расходный валютный ордер на сумму, выраженную в единицах иностранной валюты, существующих в виде банкнот;

- на сумму части валюты, подлежащей выплате монетами, составляет распоряжение;

- истребует подпись вкладчика (представителя) на распоряжении;

- оформленное распоряжение передает кассиру валютной кассы для выдачи наличными белорусскими рублями части валютного вклада;

- по окончании операционного дня к итоговому мемориальному ордеру формирует ведомость безналичного зачисления (списания).

При выплате части вклада кассир выполняет следующие операции:

- проверяет правильность оформления расходного ордера;

- устанавливает по переданным ему ответственным исполнителем документам сумму выплаты;

- подписывает расходный ордер и запись в сберегательной книжке (если она используется) или выписку из лицевого счета;

- убеждается в личности получателя денежных средств;

- выдает вкладчику или его представителю денежные средства, документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, выписку из лицевого счета (сберегательную книжку, если она выдавалась), оставляет в кассе ордер и другие документы, на основании которых производится выплата.

Перечисление денежных средств с вкладного счета по поручению вкладчика. Перечисление денежных средств со счета вкладчика производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь и условиями вкладов.

Структурные подразделения филиалов осуществляют списание средств со счета вкладчика на основании платежного поручения ф. 0401600031.

Платежное поручение оформляется вкладчиком на бланках установленной формы или ответственным исполнителем при помощи программно-технических средств в трех экземплярах. При оформлении платежного поручения с помощью программно-технических средств, ответственный исполнитель передает его вкладчику для проверки правильности указанных реквизитов, что подтверждается подписью вкладчика первого экземпляра платежного поручения. При оформлении платежного поручения без использования программно-технических средств ответственный исполнитель указывает на первом экземпляре платежного поручения остаток вклада.

Получив от вкладчика три экземпляра платежного поручения, (сберегательную книжку, если она выдавалась) и документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, ответственный исполнитель:

- убеждается в личности вкладчика или его представителя;

- сличает подпись вкладчика в платежном поручении с образцом его подписи на карточке лицевого счета;

- убеждается по счету вкладчика в достаточности средств для осуществления операции;

- при списании вклада представителем вкладчика проверяет правильность оформления доверенности с учетом предъявляемых к ней требований. Если на доверенности имеется образец подписи представителя, сличает подпись представителя на платежном поручении с образцом его подписи на доверенности, а также подпись вкладчика на доверенности с образцом его подписи на карточке лицевого счета;

- отражает операцию в лицевом счете (и сберегательной книжке, если она выдавалась);

- подписывает все экземпляры платежного поручения, проставляет дату списания и проставляет штамп структурного подразделения филиала, если вкладчик (его представитель) изъявил желание, оформляет и подписывает выписку по лицевому счету;

- возвращает вкладчику третий экземпляр платежного поручения, документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, сберегательную книжку (если она выдавалась) или выписку по лицевому счету (если она оформляется). Если списание денежных средств связано с закрытием вклада, сберегательная книжка (при её наличии) изымается;

- первый и второй экземпляры платежного поручения в составе ежедневной отчетности направляет в филиал.

Структурные подразделения филиалов осуществляют операции по списанию сумм с вкладных счетов физических лиц на основании постоянно действующих платежных поручений ф. 0602090007 (Альбом форм) в соответствии с требованиями Положения № 10.5.

Оформление выплаты всей суммы вклада и закрытие вкладного счета. При закрытии вкладного счета вкладчик (его представитель) должен оформить заявление на закрытие вкладного счета на извещении ф. 0503150005 следующего содержания: «Прошу закрыть настоящий счет и выплатить мне денежные средства со вклада (наличным и безналичным путем).

Закрытие лицевого счета и выдача всей суммы вклада производится по заявлению вкладчика при условии, что на счет не наложен арест.

Приняв от вкладчика (его представителя) заявление о закрытии счета, документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, (сберегательную книжку, если она выдавалась) ответственный исполнитель:

- убеждается в личности получателя денежных средств;

- в случае если выдавалась сберегательная книжка, проверяет соответствие записей в ней, записям в лицевом счете;

- оформляет соответствующий расходный ордер на сумму, причитающуюся вкладчику, и предлагает вкладчику проверить и подписать ордер;

- истребует ордер, сличает подпись вкладчика на ордере с образцом его подписи на карточке лицевого счета, на карточке лицевого счета делает отметку «Вклад выплачен», указывает дату закрытия счета, подписывает данную запись и расходный ордер, если вкладчик (его представитель) изъявил желание, оформляет выписку по лицевому счету;

- передает расходный ордер, сберегательную книжку (если она выдавалась) или выписку по лицевому счету (если она оформлялась) и другие документы, на основании которых производится выплата, кассиру, оставляя мемориальный ордер на сумму присоединенных (возмещенных) процентов. (В конце дня на общую сумму присоединенных и возмещенных процентов при закрытии счетов по вкладам оформляются мемориальные ордера с указанием номеров лицевых счетов, по которым причислены и/или возмещены проценты.);

- помещает карточку лицевого счета в картотеку лицевых счетов, закрытых в текущем году.

Кассир:

- убеждается в личности получателя денежных средств;

- проверяет правильность оформления расходного ордера;

- устанавливает по переданным ему ответственным исполнителем документам сумму выдачи;

- подписывает расходный ордер;

- выдает вкладчику (его представителю) денежные средства и документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, выписку по лицевому счету (если она оформлялась), оставляя в кассе расходный ордер (расходный валютный ордер) и другие документы, на основании которых произведена выплата вклада.

- Закрытие вкладного счета в порядке безналичного перечисления производится на основании платежного поручения ф. 0401600031.

1.4 Предпосылки возникновения и сущность системы гарантирования вкладов

 

Банки привлекают значительные объемы средств, и, следовательно, потери, возникающие при операциях кредитования заемщиков, могут привести их в состояние, когда они будут не способны рассчитаться по долгам в срок. Чувствительность платежеспособности банка к любым потрясениям можно объяснить следующей особенностью. Долговые обязательства банков являются, как правило, краткосрочными, высоколиквидными и малорискованными. Наоборот, банковские кредиты бывают обычно долгосрочными, менее ликвидными и более рискованными. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность появления ошибок в управлении активными операциями, которые могут привести к невозврату заемщиками предоставленных им кредита, обесценению произведенных инвестиций, потерям на срочных сделках и т. п. И эти потери части активов почти всегда сочетаются с кризисными процессами с пассивами, важнейшим из которых является отток депозитов. Когда вкладчики узнают о нарушении ликвидности у банка, то часто реакцией с их стороны бывает наплыв в банк требований о возвращении вкладов. Это приводит к истощению банковских ресурсов и заставляет банки многократно сокращать объем выдаваемых кредитов. Следовательно, банки страдают от случайной нестабильности рынка, ошибок в управлении активами, риска чрезмерного изъятия вкладов, а также от мошенничества. Другими словами, незапланированное увеличение оттока депозитов и неспособность резко сократить активы может привести отдельные банки к банкротству.

Любое банкротство способно вызвать цепную реакцию финансовых трудностей у контрагентов банкрота. Банкротства банков, как показывает практика, не более часты, чем банкротства других предприятий, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом, так как в силу своей внутренней природы банковская система, больше чем экономика в целом, подвержена цепной реакции по «принципу домино». Когда происходит банкротство крупного банка или нескольких банков, оно всегда влечет за собой волну банкротств других банков и некоторых клиентов банка, имеющих тесные связи с этим банком. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только на банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие вкладов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику, которая, в свою очередь, может вызвать резкий экономический спад. Финансовая паника, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов из большого количества банков, является своеобразным фактором зарождения банковских кризисов. Таким образом, банковские кризисы могут зарождаться на самостоятельной основе, хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике.

В свою очередь, восстановление платежеспособности банковской системы после прокатившеюся кризиса требуют государственного вмешательства в банковскую систему страны, которое направлено на преодоление последствий, вызванных банковским кризисом, и требует от государства значительных затрат.

Формирование белорусскими банками депозитной базы имеет в последние годы определенную специфику, обусловленную, главным образом, существующими особенностями общеэкономического развития. Экономическая политика последних лет имела в своей основе централизацию и перераспределение значительной части ВВП, поддержку с помощью различного рода субсидий и преференций неэффективных государственных предприятий, стимулирование экстенсивного роста за счет активизации внутреннего (денежно-кредитные эмиссии, а затем стимулирование увеличения доходов населения) и внешнего (главным образом, на российском рынке) спроса. Немаловажную роль в рамках указанной концепции развития играла проводимая «мягкая» денежно-кредитная политика. Действия Национального банка по кредитованию экономики и дефицита бюджета привели к существенному росту денежной базы и денежной массы (темпы роста рублевой денежной массы составили: 129,6% в 1998 году; 195,1% - в 1999 году; 154% - в 2000 году). Последний факт оказался основной причиной развития инфляционных процессов и привел к существенному снижению внутренних инвестиций и сбережений. В таких условиях значительная часть банковских ресурсов формировалось за счет остатков на текущих счетах клиентов, межбанковских кредитов и средств Национального банка. Имевшая место избыточная ликвидность кредитных учреждений не стимулировала последние к привлечению средств юридических и физических лиц в срочные депозиты, внедрению новых банковских продуктов, а также реализации качественного подхода к формированию портфеля активов.

В 2000 году, в связи с началом реализации Концепции денежно-кредитной политики на IV квартал 1999 года и на 2000 год, ситуация начала существенно меняться. Была значительно ужесточена денежно-кредитная политика, ограничены размеры кредитной эмиссии и темпы роста рублевой денежной массы (по итогам 2000 года - 154%). Был также обеспечен выход на положительный уровень рублевых процентных ставок в реальном выражении. Качество экономической среды существенно повлияло на деятельность коммерческих банков, в т.ч. на их подходы к формированию ресурсной базы. Значительное сокращение потока эмиссионных денег при неизменной необходимости принятия банками участия в реализации государственных программ, а также обеспечивать кредитными ресурсами собственную клиентуру обусловило повышение интереса и обострение конкуренции на рынке банковских депозитов юридических и физических лиц. Так, если по итогам 1999 года вклады физических лиц обеспечивали формирование 11,7% ресурсной базы банковского сектора, то на начало 2002 года их доля увеличилась до 20%. Более того, к маю того же года депозиты физических лиц составляли уже 22,4% общей величины банковских ресурсов [4].

В течение января-апреля 2006г ситуация по привлечению денежных средств населения в банковскую систему характеризуется ростом объемов банковских вкладов населения, которые увеличились с начала года на 36,1%. В большей степени увеличили объем вкладов ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белагропромбанк" и АСБ "Беларусбанк" - на 48,2%, 41,2% и 40% соответственно.

Отметим, что серьезное влияние на объем средств, мобилизуемых банками на депозитных счетах, оказывает наличие гарантий возврата аккумулируемых банковской системой вкладов.

В настоящее время в Республике Беларусь механизм гарантирования банковских вкладов, включает формирование гарантийного фонда для возмещения физическим лицам средств, размещенных в банках на счетах и во вкладах в белорусских рублях и иностранной валюте, в случае банкротства банков. Гарантийный фонд формируется за счет ежемесячных безвозвратных взносов банков, аккумулируемых в Национальном банке. Размер взноса устанавливается в процентном отношении от суммы остатка привлеченных на счета и во вклады средств физических лиц (текущие счета, карт-счета, благотворительные счета, депозиты до востребования, срочные и условные вклады, сберегательные сертификаты). При этом Национальный банк устанавливает предельный размер средств физических лиц, размещаемых на счетах и во вкладах в одном банке, подлежащих возврату за счет средств гарантийного фонда (сумма, эквивалентная 1000 USD).

По сути дела в стране сложились четыре относительно самостоятельные подсистемы гарантирования. Первая - для крупнейших и контролируемых государством «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», вторая - для всех банков, уполномоченных поддерживать государственные программы социально-экономического развития, третья - для всех банков, где доля государства в уставном фонде превышает 50%, четвертая - для всех остальных банков. Для каждой из подсистем существуют свои нормативные положения, которые с очень разной степенью детализации определяют такие неотъемлемые компоненты процесса гарантирования, как условие наступления гарантийного случая, источник, размер, сроки и порядок гарантийных выплат.

Наиболее детализирован процесс гарантирования для четвертой группы (все банки, по которым ранее производились гарантийные выплаты принадлежали к этой группе), но здесь гарантийные выплаты, происходили по различающимся организационным и финансовым схемам. Например, для организации возврата вкладов населения в банке «БелБалтия», потребовалось даже принятие решений на уровне президента Республики Беларусь.

Представляется, что система гарантирования должна формироваться и функционировать при участии и под контролем государства. Основание - преобладание на рынке банковских вкладов банков, контролируемых государством; молодость национальной банковской системы; высокий уровень рисков; неопытность населения при работе с коммерческими банками; традиционно более высокое доверие граждан к государственным структурам.

По этим же причинам, а также ввиду того, что банков в национальной банковской системе сравнительно немного, членство в системе гарантирования для банков, привлекающих средства физических лиц, должно быть обязательным.

Имея такую возможность, в данной главе хотелось бы рассмотреть отдельные положения проекта Закона Республики Беларусь «О гарантировании вкладов физических лиц в банках». Основные черты предлагаемой законопроектом модели гарантирования таковы. В Беларуси будет создана Резервная корпорация возмещения банковских вкладов, главной функцией которой станет выплата компенсаций в случае отзыва у банка лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц (далее - лицензия). Участие в Корпорации для банков, желающих работать на рынке частных вкладов, будет обязательным: их поставят на учет автоматически после получения сообщения от Национального банка о выдаче такой лицензии. Напомним, что законодательством ранее уже установлены требования для банков, ходатайствующих о получении такой лицензии: минимальный размер собственного капитала в 10 млн. евро, лицензия выдается по истечении двух лет с даты госрегистрации банка при условии его устойчивого финансового положения [18].

Проектом предусмотрено, что обязательство Корпорации по выплате вкладов возникает с момента отзыва общей лицензии на привлечение вкладов физических лиц Национальным банком. В зарубежных странах наступление момента выплат компенсаций обычно связывается с банкротством банка. Однако, как показывает практика, в Беларуси процедура банкротства носит весьма длительный характер: между первыми отказами банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками и признанием его банкротом в суде зачастую проходит несколько лет. Поэтому белорусский вариант определения страхового случая представляется более подходящим для наших условий и отвечающим интересам вкладчиков. Заметим, что по такому же пути пошли и авторы российского законопроекта.

Объекты гарантирования. Согласно законопроекту, гарантируется возврат вкладов физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и лишь трех их видов - срочного, условного и до востребования, причем как в национальной, так и в иностранной валюте.

В соответствии с действующими нормативными документами Нацбанка в настоящее время возмещению в случае банкротства банка подлежат средства физических лиц, находящиеся как во вкладах, так и на текущих счетах. Таким образом, проект закона несколько суживает существующие границы гарантий. Вводимые нормы отличаются и от схемы, принятой в зарубежных странах, где защите, как правило, подлежат не только частные депозиты, но и корпоративные счета и вклады, по крайней мере малого бизнеса.

Но такой подход сегодня оправдан, поскольку он значительно снижает нагрузку как на бюджет Резервной корпорации, так и на активы банков. Тем не менее впоследствии, по мере накопления средств в Резервной корпорации, зарубежную практику можно применить и в Беларуси, распространив систему гарантирования также на вклады и депозиты индивидуальных предпринимателей и предприятий мелкого бизнеса.

Пределы компенсаций. Согласно нормативным документам Национального банка сегодня предельный размер выплат из гарантийного фонда одному вкладчику эквивалентен 1 тыс. USD. Это ограничение, как было отмечено выше, не касается клиентов Белагропромбанка и Беларусбанка, где государство гарантирует возврат вкладов в полном объеме, а также четырех уполномоченных банков, в которых оно гарантирует полную сохранность вкладов в иностранной валюте.

Законопроект увеличивает максимальный размер компенсируемой суммы: вклады в эквиваленте до 2 тыс. USD возмещаются Резервной корпорацией полностью; вклады от 2 до 5 тыс. USD - на 80%; сумма вкладов в части, превышающей 5 тыс. USD, возмещению не подлежит. Таким образом, максимальная сумма, на которую может рассчитывать вкладчик, составляет 4400 USD.

Установление подобных ограничений объясняется не только возможностями бюджетов гарантийных фондов, но и наличием проблемы так называемого морального риска. Клиент обычно вкладывает средства туда, где более высокие ставки. Но их-то чаще всего предлагают банки, находящиеся в сложном финансовом положении. В итоге увеличивается нагрузка на бюджет Корпорации. С другой стороны, в проигрыше оказываются консервативные банки, предлагающие более низкий процент по депозитам. Установление же предельных сумм компенсаций способствует тому, что поведение вкладчиков становится более ответственным и, следовательно, позволяет уменьшить негативные последствия функционирования системы гарантирования.

Что же касается установленной законопроектом величины верхнего предела гарантируемой суммы, то в наших условиях полагаем ее вполне достаточной. Анализ показывает, что суммы свыше 5 тыс. USD разместили в банках всего 8-10% вкладчиков [19]. Так что при соблюдении предусмотренной законопроектом схемы выплат подавляющему большинству вкладчиков их сбережения будут возвращены.

Очевидно, что документ защищает, прежде всего, мелких и средних вкладчиков. Однако остается возможность «дробления» вкладов в нескольких банках, тем более что разница в процентных ставках по средним и крупным вкладам у нас невелика.

Финансирование Корпорации. За рубежом системы гарантирования вкладов могут строиться на основе как регулярных взносов банков, так и компенсации ими расходов гарантийных органов при наступлении страхового случая. При втором варианте накопительный фонд не поддерживается постоянно, взносы устанавливаются и уплачиваются банками после того, как определятся суммы, подлежащие выдаче вкладчикам.

В странах Евросоюза действует механизм гарантийных выплат на основе обязательных регулярных взносов банков. Такая же схема была избрана и для Беларуси. Согласно законопроекту выплаты в случае отзыва у банка лицензии будут производиться за счет резерва Корпорации, формируемого из обязательных ежеквартальных взносов банков. Размер подобного взноса составляет 0,3% от суммы привлеченных банком вкладов физических лиц (это в два раза больше, чем в России). В резерв Корпорации будут также переведены все средства из действующего в настоящее время при Национальном банке Гарантийного фонда.

В отличие от российского законопроекта белорусский не предусматривает внесения первоначального взноса в резерв Корпорации государством. Предполагается, что оно возьмет на себя лишь содержание аппарата самой Корпорации.

Помимо этого, при нехватке средств Корпорации на выплату предусмотренных компенсаций в законопроекте предусмотрена финансовая поддержка государства в виде бюджетных займов. Их сумма также должна ежегодно предусматриваться в законе о госбюджете.

Размещение средств Корпорации. К достоинствам законопроекта следует отнести отказ от размещения средств Корпорации в государственные ценные бумаги, что на деле являлось бы не чем иным, как финансированием дефицита госбюджета. Предполагается, что резерв Корпорации будет размещен исключительно на счетах Национального банка.

Поскольку при возмещении вкладчику его вклада в белорусских рублях в обязанность Корпорации вменяется перерасчет суммы с учетом коэффициента инфляции, перед ней стоит задача не только сохранить, то и увеличить средства. В этой связи проект предусматривает обязанность Национального банка начислять проценты на денежные средства Резервной корпорации, размещенные на его счетах: на средства в белорусских рублях – не ниже ставки рефинансирования; на средства в иностранной валюте – по ставке, установленной по соглашению с наблюдательным советом Корпорации. Таким образом, именно на Национальный банк возложена ответственность за сохранность и приумножение средств Корпорации: он самостоятельно будет решать вопрос о том, в какие именно финансовые инструменты (в том числе и иностранные) должны инвестироваться средства Корпорации.

Наличие в Белоруссии системы гарантирования вкладов позволяет Правительству и Национальному банку принимать более действенное участие в процессах, происходящих в финансово-банковском секторе экономики, и, тем самым, обеспечивать ликвидность банковской системы и платежеспособность банков. Страхование вкладов в определенной степени гарантирует ликвидность вкладов, а также способствует предотвращению массового изъятия вкладов из банков. Однако накопленный опыт работы систем защиты вкладов в разных странах выявил и определенные негативные моменты. Многие правительства оплачивали обязательства несостоятельных финансовых институтов и, тем самым, изменили поведение вкладчиков и банкиров. Вкладчики перестали быть «разборчивыми» при выборе банка, не требовали от банков защищать стоимость своих вкладов. А банкиры перестали беспокоиться о возможности массового изъятия вкладов, поэтому теперь они могли предоставлять более рискованные кредиты, что, в свою очередь, увеличивало риск неплатежеспособности банковской системы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...