Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ зарубежной практики гарантирования вкладов населения

 

Как показывает зарубежный опыт, проблема защиты вкладчиков кредитно-финансовых учреждений имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это часть более широкой проблемы обеспечения стабильности кредитной системы, имеющей, в свою очередь, важнейшее значение для устойчивого развития всей экономики. Во-вторых, в социальном плане особенно важна защита мелких вкладчиков - физических лиц с низким и средним уровнем дохода.

В настоящее время не существует единой универсальной для всех стран схемы страхования депозитов, так как, несмотря на процесс унификации банковских законодательств, национальные различия типов банковских систем достаточно велики. Они зависят от структуры национальной банковской системы и механизма надзора за банками, взаимоотношений государства и коммерческих банков. Все действующие системы страхования депозитов можно условно подразделить на гарантированные системы и системы с невыраженными гарантиями (или формальные и неформальные системы страхования по классификации Международного валютного фонда). Гарантированные системы (системы выраженных гарантий) характеризуются действием законодательно установленной процедуры гарантирования депозитов, отраженной в общем и специальном банковском и финансовом законодательстве и уставах фондов страхования депозитов. Системы выраженных гарантий означают, что в случае возникновения банковского кризиса все убытки будут возмещаться за счет средств специально создаваемых для этих целей фондов. В практике развитых стран действуют различные формы и виды этих систем, основу которых, тем не менее, составляет фонд страхования депозитов. Данные системы характерны для США и развитых стран Европы.

Системы выраженных гарантий различаются охватом застрахованных депозитов (депозиты физических лиц, юридических лиц, межбанковские депозиты, депозиты в иностранной валюте и иностранных банков и пр.), характером и лимитами возмещения. Основное же отличие всех перечисленных форм от систем с невыраженными прямо гарантиями состоит в различном порядке представления их, в национальном законодательстве.

Как правило, в системах с невыраженными прямо гарантиями отсутствует специальный закон в виде юридического обязательства по сохранности вложенных в банки средств, возможная помощь вкладчикам оценивается на основе определенных конъюнктурных факторов, отсутствуют полноценные фонды компенсаций и лимиты возмещения. Такие системы применяются во многих странах Африки, Новой Зеландии, Аргентины.

Анализируя мировой опыт страхования вкладов, следует подчеркнуть несколько особенностей. Во-первых, мировая практика свидетельствует, что в подавляющем числе случаев государство так или иначе считает себя ответственным за сохранность и возврат вкладов - независимо от того, имеется формальная система страхования или нет. При этом государственные органы обычно действуют в сотрудничестве с центральными банками и сообществами частных кредитно-финансовых учреждений. Но, разумеется, интересы вкладчиков, особенно мелких, гораздо лучше защищены при наличии установленной законом системы страхования вкладов. Во-вторых, насколько известно, ни в одной стране мира вне бывшего СССР законодательство и банковская практика для целей страхования в принципе не различают вклады граждан (физических лиц) и вклады фирм и других организаций (юридических лиц). Критерием является лишь размер вклада. Наконец, учитывая неразвитость банковской системы в Беларуси, другие факторы, далеко не все элементы мирового опыта по страхованию вкладов могут использоваться при выработке политики в области защиты вкладов в нашей стране.

Мировой опыт свидетельствует о наличии следующих условий эффективности системы страхования вкладов:

- наличие развитой сети кредитно-финансовых учреждений, что возможно при определенном уровне развития рыночных отношений;

- высокий уровень государственного регулирования гражданского общества, его экономических и финансовых институтов, наличие строгого и четкого гражданского, уголовного, а также законодательства об акционерных обществах и кредитно-финансовых учреждениях и их реального претворения в жизнь в конкретных ситуациях, в деятельности судов, органов арбитража и т.д.;

- наличие эффективной системы надзора и контроля над кредитно-финансовыми учреждениями в лице центральных банков или специальных государственных органов, работающих в тесном контакте с центральными банками.

Как свидетельствует мировая практика, система страхования вкладов характеризуется распространением на различные типы кредитно-финансовых учреждений и всевозможные виды депозитов. Различаются способы организации страховых фондов, источники финансирования, органы управления ими, методы контроля и разрешения ситуаций с проблемными банками.

Остановимся подробнее на этих составляющих системы страхования.

Как известно, в большинстве зарубежных стран сосуществует несколько типов кредитно-финансовых учреждений. Наряду с коммерческими банками имеются сберегательные банки (кассы), кооперативные учреждения разного типа, ипотечные банки и др. Так, например, в Германии исторически возникли и существуют три группы депозитных учреждений: кредитные (коммерческие) банки, сберегательные банки и их центральные учреждения, кредитные кооперативы. Каждая группа имеет свою систему страхования вкладов. Управляют этими системами и соответствующими фондами предпринимательские союзы, из которых важнейшую роль играет Федеральный союз германских банков.

Основная линия, проводимая в рамках Европейского союза - унификация условий защиты вкладчиков разных финансово-кредитных учреждений. При этом государственные банки и другие учреждения обычно не включаются в системы страхования, поскольку вклады в них, как правило, и без того имеют государственную гарантию. В мировой практике вклады в иностранной валюте, как правило, исключаются из систем страхования, поскольку они не являются частью собственно денежной массы страны. Если же они страхуются, то закон или договор должен предусматривать курс, по которому эти вклады конвертируются в национальную валюту в случае выплаты возмещения.

Как показывает мировой опыт, система страхования может охватывать все возможные виды депозитов: текущие счета, срочные и сберегательные вклады, сберегательные сертификаты и т. п. В некоторых случаях страхованию не подлежат межбанковские депозиты. Как уже отмечалось, не делается различия между вкладами физических и юридических лиц. В качестве примера рассмотрим законодательство Великобритании, согласно которому средства населения, подлежащие страхованию, принимаются на следующие виды счетов:

- текущие счета;

- депозитные счета, по которым банки платят проценты по депозитной ставке, устанавливаемой на уровне ниже базовой ссудной ставки (обычно на 2-4%) и меняющейся вместе с базовой ставкой;

- инвестиционные депозитные счета для клиентов, желающих вложить более крупные суммы (минимум 10000 фунтов стерлингов), по которым выплачиваются более высокие проценты;

- депозитные сертификаты (от 5000 до 500000 фунтов стерлингов на срок от 3 месяцев до 5 лет), обеспечивающие частным вкладчикам более высокую норму дохода и возврат денег в любой момент при продаже сертификата на вторичном рынке [15].

Практически во всех странах действуют лимиты ответственности страховых фондов по вкладам, которые выражаются либо предельной суммой подлежащего страхованию вклада, либо процентной долей покрытия вклада страхованием. Предельная сумма зависит от уровня экономического развития страны, накоплений в страховом фонде и ряда других факторов. Рост экономики и инфляционные процессы влекут за собой, как правило, повышение предела. В США размер предельной страхуемой суммы в настоящее время составляет 100 тысяч USD. Разные счета одного клиента в данном банке для целей страхования объединяются, но счета в разных банках страхуются по отдельности. В Великобритании отношение страхового вознаграждения к сумме застрахованного вклада составляет 75% при его размере не более 20 тыс. фунтов стерлингов. Преимущество германской системы страхования вкладов состоит в том, что частные банки обеспечивают полную сохранность всех вкладов населения.

Законодательно оформленная система страхования вкладов почти всегда предполагает создание страхового фонда, в котором накапливаются резервы для выплат при наступлении страховых случаев, и специального органа, управляющего этим фондом. Центральными при этом являются вопросы управления страховыми фондами и их финансирования. Для определения размеров резервов фонда применяются обычные в страховании методы актуарных расчетов, основанные на вероятности наступления страховых случаев.

Например, в США с самого начала был взят курс на жесткий контроль со стороны федерального правительства над всей системой страхования вкладов. Этот же принцип - независимая корпорация, принадлежащая государству и управляемая государственными чиновниками, принят в Великобритании, Канаде и ряде других стран. Отличительной особенностью французской системы обязательного страхования является то, что в случае банкротства какого-либо банка пять крупнейших банков страны производят немедленную выплату ущерба вкладчикам. Затем эти банки компенсируют свои потери, собирая средства через централизованный банковский фонд. Среди развивающихся стран есть примеры, когда страхованием вкладов занимается особое подразделение центрального банка. Однако эта практика считается неудовлетворительной и не имеет широкого применения. Существуют смешанные системы, в которых фонды страхования депозитов находятся в совместной собственности государства и частных банков и соответственно управляются (Япония, Испания, Бельгия). Наконец, в Германии и некоторых других странах государство формально не имеет отношения к органам и фондам страхования, созданным, финансируемым и управляемым банками через их объединения.

Главным источником финансирования страховых фондов являются взносы банков-участников. Хотя для банков такие взносы являются своего рода особым налогом, они заинтересованы в страховании вкладов не меньше, чем вкладчики: оно позволяет им выплачивать по вкладам более низкий процент, чем без страхования.

В некоторых странах часто имеет место государственная поддержка систем страхования. Так, например, в Испании правительство обязалось пополнять страховой фонд на паритетных началах с банками. В ряде стран государство приняло на себя обязательство предоставлять страховому органу при необходимости кредит (в США - до 3 млрд. USD).

В случае банкротства банка стандартная процедура заключается в том, что страховой орган (фонд) в оговоренные сроки и в установленных пределах страховое вознаграждение выплачивает вкладчикам - физическим лицам. Другие вкладчики становятся в определенном законом порядке, наряду с другими кредиторами, участниками распределения конкурсной массы (активов банка-банкрота). Страховой орган тоже участвует в конкурсе и частично может покрыть свои затраты. Однако банкротство банка, особенно крупного, - крайне нежелательное событие, наносящее ущерб банковской системе и экономике страны. Поэтому страховые органы, обычно вместе с центральным банком, стремятся не доводить дело до формального банкротства, а разрешать ситуацию иными способами, спасая как сам проблемный банк, так и вклады мелких вкладчиков.

Основными способами поддержки банков-банкротов являются: предоставление центральным банком как кредитора последней инстанции проблемным банкам кредита на рыночных или льготных условиях с контролем над его использованием; подбор других банков, готовых на определенных условиях принять на себя обязательства проблемного банка по вкладам; организация слияния проблемного банка с более устойчивым; осуществление страховым фондом временного управления банком и проведение его санации и некоторые другие. Все эти способы обычно предполагают использование средств страхового фонда.

Сложным вопросом как для законодателей, так и для органов контроля является осуществление функции контроля над банками. Страховой орган, несущий финансовые риски и ответственность, должен иметь возможность контролировать банки, чтобы своевременно добиваться уменьшения рисков. В то же время во всех странах функции контроля законодательно возложены на центральные банки, а часто также на специальные государственные органы. В большинстве стран страховые органы (фонды) не имеют функций контроля и должны выполнять свои задачи через центральные банки или другие официальные каналы, однако в ряде случае они участвуют в таком контроле.

Как показал анализ, в странах Восточной Европы защита вкладов и депозитов обеспечивается системой лицензирования, надзора и регулирования деятельности коммерческих банков со стороны центрального банка, проведением процентной политики по вкладам и депозитам населения, государственно-частным страхованием организованных сбережений населения. Для каждой из стран с развивающейся рыночной экономикой характерны свои специфические особенности и приоритеты в политике защиты вкладов и депозитов населения. Однако, несмотря на различия в механизмах их защиты, можно выделить следующие общие принципы и подходы.

1 Необходим более широкий взгляд на значение политики сбережений. Без учета действия сбережений населения как компонента всего кругооборота денежных средств, капиталов и товарной массы нельзя стабилизировать цены и финансы, добиться успеха в монетарной политике. Положительные результаты стабилизации цен и финансов в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии во многом достигнуты за счет того, что при монетаристских рестрикциях делается упор на защиту сбережений и повышение доверия к финансовым институтам.

2 Рост сбережений, в первую очередь долгосрочных, и улучшение их структуры признается главным фактором оздоровления коммерческих банков, укрепления их кредитоспособности и ликвидности. Кроме того, считается, что политика должна быть направлена на формирование здорового свободного рынка сбережений, предполагающего честную и равноправную конкурентную борьбу между всеми финансовыми институтами за привлечение клиентов и вкладов по свободной рыночной цене на вклады и депозиты в форме соответствующей процентной ставки. Государство и Центральный банк должны оказывать действие на эту ставку не прямо, а через процентную и кредитную политики.

3 Политика сбережений должна быть тесно увязана с регулированием фондовых рынков и рынков иностранных валют. Правильно и эффективно организованная система защиты вкладов повышает их конкурентоспособность по отношению к альтернативным возможностям действий владельцев денежных средств на рынках капитала, ценных бумаг и иностранной валюты.

4 Необходима комплексная и системная защита сберегательных вкладов, включающая законодательные, административные и регулирующие средства и меры. К ним относятся: лицензирование и надзор за финансовыми институтами, регулирование деятельности коммерческих банков, антиинфляционная, процентная политика и т.д.

5 Важной представляется прямая страховая защита вкладов и депозитов, сбивающая инфляционные ожидания и укрепляющая доверие к коммерческим банкам и финансовой системе в целом.

6 Ответственность вкладчиков за выбор коммерческих банков и коммерческих банков за выбор авторитетных, заслуживающих доверия страховых компаний, фондов межбанковских ассоциаций и других страховых организаций.

Особый интерес для создания эффективного механизма защиты денежных сбережений населения в Беларуси представляет практика страхования вкладов и депозитов населения в странах бывшего СССР.

В России создана определенная правовая база по защите интересов и прав вкладчиков от банкротства банковско-кредитных организаций и финансовых пирамид. Российским банковским законодательством, как и белорусским, осуществляется запрет на привлечение частных вкладов банкам, у которых с момента получения лицензии прошло менее 2-х лет. В Украине проводится обязательное страхование всех вкладов физических лиц в национальной и иностранной валютах за счет средств Межбанковского фонда обязательного страхования вкладов физических лиц на случай банкротства какого-либо банковско-кредитного учреждения. Особое место и роль среди государственных мер по защите организованных сбережений граждан в странах бывшего СССР отводится политике восстановления обесцененных в результате инфляции дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан. Как известно, либерализация цен после 1992, высокий уровень инфляции, общее снижение жизненного уровня населения резко понизили покупательную способность вкладов граждан, потребовали осуществить серьезные шаги со стороны государства для решения вопросов компенсации обесцененных вкладов граждан.

В целом, как показывает зарубежный опыт, создание эффективной системы защиты денежных сбережений населения требует разработки и осуществления в данной области целенаправленной политики. Эта политика должна предусматривать решение проблемы реального восстановления обесцененных инфляцией вкладов населения, выбор системы страхования вкладов, причем предпочтительной является система с четко выраженными гарантиями, определения конкретных параметров такой системы - степень охвата различных типов кредитно-финансовых учреждений, видов депозитов, механизмов формирования страховых фондов и других.


2. АНАЛИЗ ВКЛАДНЫХ (ДЕПОЗИТНЫХ) ОПЕРАЦИЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СИСТЕМЕ АСБ “БЕЛАРУСБАНК”

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...