Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Совершенствование деятельности Центрального Банка РФ в современных условиях развития рыночных отношений

Основные принципы денежно-кредитной политики России в 2007 году

 

Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения. В 2007 году, как и в 2006 году, денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции. Основные показатели социально-экономического развития РФ в 2006г. и 2007г. представлены в таблице 3.1.[25]

Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в 2007 году в целом не предполагается их значительного снижения.

Соответственно, данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России.

В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.


Таблица 3.1. Основные показатели социально-экономического развития РФ

Показатели

2006 год

2007 год

январь

февраль

январь

февраль

Справочно:
июнь

Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года

ВВП 105.6 105.0 103.5 104.1 104.7
Индекс промышленного производства 104.1 102.9 101.0 102.7 104.4
Инвестиции в основной капитал 108.8 107.2 101.7 101.6 101.5

Инфляция, прирост в % (на конец периода)

Потребительские цены 1.2 3.9 1.7 4.1 2.4
Цены производителей промышленных товаров 1.3 1.8 3.2 3.6 0.4

Финансы населения

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата,в руб. 7465.3 7408 9106 9061 9016
Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года 106.7 107.8 109.0 109.6 110.1
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года 106.3 98.1 110.1 109.5 108.7

Деньги и кредит

Денежная масса (М2) (изменение за период), в % 2.9 -1.2 1.01) -2.41) -3.4
Индекс реального курса рубля к доллару США, в % 100.46 102.9 102.31) 105.31) 103.0

Внешнеэкономическая деятельность, в млрд.долл.США

Экспорт товаров 16.6 31.6 22.3 43.2 20.9
Импорт товаров 8.5 15.4 10.4 19.1 8.7

 

На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики. Так, высокое положительное сальдо текущего счета платежного баланса ведет к укреплению рубля, которое обеспечивает ограничение роста внутренних цен. В то же время Банк России ограничивает темп укрепления рубля, помогая поддержанию конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках. При этом Банк России, сглаживая динамику валютного курса, снижает риски неопределенности на финансовых рынках и способствует решению задачи стабильного развития экономики. В то же время степень влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограниченна. Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики - снижению инфляции. Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограниченны. Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации. Определяющее влияние на условия проведения денежно-кредитной политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен. Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы.

Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка.Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограниченны. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.

За рассматриваемый период на внутреннем валютном рынке значительно увеличился дисбаланс между предложением и спросом на иностранную валюту, обусловленный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и привлекательностью инструментов фондового рынка, номинированных в национальной валюте. Высокий спрос на рубли предъявляли как резиденты, так и нерезиденты – клиенты кредитных организаций.

В этих условиях, а также в рамках задачи по снижению темпов инфляции Банк России, как и в январе, допустил некоторое укрепление рубля, что отразилось в сокращении рублевой стоимости бивалютной корзины в отчетном периоде с 30,50 руб. по состоянию на 1 февраля до 30,20 руб. на 1 марта. Официальный курс доллара США к рублю в феврале практически не изменился: по состоянию на 1 февраля официальный курс доллара США к рублю составлял 28,13 руб./долл. США, по состоянию на 1 июля – 27,12 руб./долл. США. Официальный курс евро к рублю при этом снизился на 2,1% до 33,30 руб./евро.

Из оценки складывающейся к настоящему времени ситуации следует, что итоги 2006 года могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2007 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В связи с этим расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера. В рамках этой стратегии Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей целью снизить инфляцию к 2008 году до 4 - 5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2008 года. При этом на 2007 год ставится цель снизить инфляцию до 7 - 8,5%.

В соответствии со сценариями прогноза развития российской экономики на 2007 год, исходя из представленных вариантов цены на нефть и действующего порядка формирования Стабилизационного фонда, Банк России разработал денежную программу в четырех вариантах. Темпы прироста денежной базы в узком определении, соответствующие целевому ориентиру по инфляции на 2007 год, в зависимости от варианта оцениваются на уровне 17 - 23%. Основным источником увеличения денежного предложения в каждом из вариантов является прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Первый вариант денежной программы исходит из значительно меньшего, чем в 2006 году, прироста чистых международных резервов - 0,6 трлн. рублей по сравнению с 1,8 трлн. рублей. Второй вариант программы соответствует параметрам второго сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год. Увеличение чистых международных резервов при реализации данного сценария, по расчетам, может составить 1,4 трлн. рублей. По третьему варианту прогнозируемый прирост чистых международных резервов может составить 2,2 трлн. рублей. В соответствии с четвертым вариантом денежной программы предполагается наиболее существенный прирост чистых международных резервов, равный 2,9 трлн. рублей. Расчеты показывают [21, с. 45], что по каждому из указанных вариантов прогнозируемый прирост денежного предложения за счет увеличения чистых международных резервов превышает допустимый с точки зрения ориентира по инфляции прирост денежной базы. В связи с этим органам денежно-кредитного регулирования с целью недопущения развития инфляционных процессов потребуется обеспечить снижение объема чистых внутренних активов по каждому из вариантов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...