Уточнение и повторение изученного в 3 классе (10 часов)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Рабочая программа по русскому языку (адаптированная программа для детей с задержкой психического развития) 4 б класс
Составитель: Лобанова Нина Александровна учитель высшей квалификационной категории
2015г. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004 год), авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой; авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для обучающихся с задержкой психического развития. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих задач, как: – формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей; – обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;
– овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге как источнику знаний. При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей обучающихся. Основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, активизация интереса и стремления к изучению языка, воспитание у младших школьников чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова. Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает: – освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования; – знакомство обучающихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной. Коррекционная направленность осуществляется формированием речевой культуры через систему целенаправленной работы по развитию, совершенствованию и обогащению коммуникативной стороны речи, усвоением приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка). В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
– формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; – уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; – развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); – формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; – усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка). Для реализации поставленных задач в программу вводится раздел «Уточнение и повторение изученного материала». Цель раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены учащимися в общеобразовательной школе в период обучения грамоте или в предыдущий учебный год. Необходимость введения данного раздела продиктована особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа над звуком, словом, предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения. Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы. Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие обучающихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик должен быть активен в процессе познавательной деятельности. В 4 классе на изучение русского языка отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34учебные недели). C учётом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 131 час. В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: раздел «Повторение пройденного» сокращён на 5 часов с учётом уплотнения материала.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Уточнение и повторение изученного в 3 классе (10 часов) Звуки и буквы. Повторение: звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, деление слов на слоги; обозначение мягкости согласных гласными и ь; ударение, ударные и безударные гласные. Чередование согласных и беглые гласные. Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное. Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание и предложение. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их лексические и основные грамматические признаки. Грамматические признаки имени существительного, склонение существительных. Грамматические признаки имени прилагательного, число и род имени прилагательного, склонение имен прилагательных, родовые окончания прилагательных. Грамматические признаки глагола, личные местоимения, время, лицо, число глаголов. Правописание не с глаголами. Лексика Слова, близкие по значению и противоположные. Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова. Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы: злость – злоба; ходьба – хождение; старик – старче; близко – близехонько; тигриные – тигровый; вымазать – измазать; выкупать – искупать; напугать – испугать). Слова однокоренные, противоположные по значению (домик – домище, открыть – закрыть, уснуть – проснуться). Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой, писать письмо, бегать бегом, всякая всячина). Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.).
Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка, Незнайка и др.). Морфемика (состав слова) Обогащение и дальнейшее развитие умений разбирать слова по составу и образовывать новые. Совершенствование применения правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках. Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов. Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов. Глагольные суффиксы как признак спряжения глаголов. Формообразующий суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Грамматическое значение окончаний имен существительных в начальной форме (вода – сущ., ж. р., 1-е скл.; сено – сущ., ср. р., 2-е скл.); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильная – ж. р., тв. основа; большой – м. р., тв. основа); личных окончаний глаголов (белеет – 3-е лицо, ед. ч., наст. вр. и др.). Роль приставок в образовании глаголов (ходить – уходить – переходить – заходить) и изменение оттенков их значений (заговорила – отговорила; прибежать – убежать; приходить – уходить и др.). Морфология (92 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|