Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русский язык как учебный предмет, его назначение.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53»

 

 

ОБСУЖДЕНО на заседании методического объединения «_____» _________________2011 г.   Руководитель МО _________________ СОГЛАСОВАНО   «_______» _________________2011 г.   Заместитель директора по учебной работе _______________________     УТВЕРЖДАЮ   Директор МБОУ «Средняя школа № 53» ________________Л.С.Моторина   «______» _____________2011 г.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

основное (общее) образование

(базовый уровень)

 

 

  Разработано
  учителем первой квалификационной категории РУДНЕВОЙ М.Г.

 

г. Рязань, 2011

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов создана на основании следующих документов:

· Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-Ф3

· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 №1089);

· Федеральный перечень учебников. Рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

· Программы по русскому языку к учебнику для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (Москва. Просвещение).

 

Данная программа имеет вид Основной образовательной программы МБОУ «СОШ №53» по предмету «Русский язык» и отражает базовый уровень основного общего образования. Программа является основанием для разработки учителем Рабочей программы для класса.

 

Русский язык как учебный предмет, его назначение.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

 

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

 

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 5-9 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли ичувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Направленность курса русского (родного) языка на фор­мирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы (раздел «Развитие речи). В ней выделя­ются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

содержание первой обеспечивается формированием коммуникативной компетенции и представлено в примерной программе разделами, изучение которых направлено на со­знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функ­циональные разновидности языка;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций включает разделы, отража­ющие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация»;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции,

представляется в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, и осуществляется межпредметными связями.

В учебном процессе указанные содержательные линии не­разрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответ­ствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углу­бляют представление о родном языке как национально-куль­турном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...