Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация




1. Орфография как система правил правописания. Поня­тие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложненном предложе­нии.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­ненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в слож­ном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа­логе.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зор­костью. Соблюдение основных орфографических и пунктуа­ционных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочни­ков по правописанию для решения орфографических и пунк­туационных проблем.

 

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

 

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Рус­ский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощьюлингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное ис­пользование правил русского речевого этикета в учебной де­ятельности и повседневной жизни.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (170 часов)

    5 класс   6 класс   7 класс   8 класс   9 класс
  Развитие речи.                        

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции

  5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
  Общие сведения о языке.          
Система языка
  Повторение изученного.          
  Фонетика. Орфоэпия.     -   -   -   -
  Морфемика. Словообразование.       -   -   -
  Лексика. Фразеология.       -   -   -
  Морфология. Орфография.         -   -
  Синтаксис. Пунктуация.     -   -    
  Повторение и систематизация изученного.          
           

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России №1312 от 09.03.2004 г. (начальные классы со 2 по 5-9 классы) – 2 часть, предусматривается обязательное изучение русского (родного) языка в следующем объёме:

V класс - 204 часа (из расчёта - 6 ч. в неделю),

VI класс - 170 часов (5 ч. в неделю),

VII класс - 170 часов (5 ч. в неделю),

VIII класс - 102 часа (3 ч. в неделю),

IX класс - 68 часов (2 ч. в неделю).

Распределение учебных часов разделов программы по классам.

Класс

Язык и общение – 2 часа.

Повторение изученного в начальных классах – 32 часа. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи — 43 часа.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи — 18 часов.

Лексика. Культура речи — 12 часов.

Морфемика. Орфография. Культура речи — 20 часов.

Морфология. Орфография. Культура речи — 58 часов.

Самостоятельные и служебные части речи — 1 час.

Имя существительное — 22 часа.

Имя прилагательное — 11 часов.

Глагол — 24 часа.

Повторение и систематизация изученного — 19 часов.

Класс

Введение -1 час.

Повторение изученного в 5 классе – 15 часов.

Лексика. Культура речи – 9 часов. Фразеология. Культура речи — 3 часа.

Словообразование и орфография. Культура речи — 25 часов.

Морфология и орфография. Культура речи — 109 часов.

Имя существительное — 20 часов.

Имя прилагательное — 24 часа.

Имя числительное — 16 часов.

Местоимение — 22 часа.

Глагол — 27 часов.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи — 8 часов.

Класс

Введение – 1 час. Повторение изученного в 5-6 классах – 15 часов. Морфология и орфография. Культура речи — 138 часов.

Причастие — 31 час.

Деепричастие — 12 часов.

Наречие — 35 часов.

Категория состояния — 7 часов.

Служебные части речи — 1 час.

Предлог — 12 часов.

Союз — 16 часов.

Частица — 20 часов.

Междометие — 4 часа.

Повторение и систематизация изученного 5-7 классах — 16 часов.

Класс

Введение – 1 час. Повторение изученного в 5-7 классах – 8 часов. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - 88 часов.

Словосочетание — 2 часа.

Предложение. Простое предложение — 86 ча­сов.

Двусоставные предложения.Главные члены предложения — 14 часов.

Двусоставные предложения. Второстепен­ные члены предложения — 8 часов.

Односоставные предложения — 9 часов.

Неполные предложения — 4 часа.

Предложения с однородными членами —15 часов.

Предложения с обособленными членами —16 часов.

Предложения с уточняющими обособленны­ми членами — 5 часов.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями — 11 часов.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь — 4 часа.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ -5 часов.

Класс

Введение – 1 час. Повторение изученного в 5-8 классах – 6 часов.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение – 56 часов. Союзные сложные предложения — 40 часов.

Бессоюзные сложные предложения — 10 ча­сов.

Сложные предложения с различными вида­ми связи — 5 часов. Общие сведения о языке — 5 часов.

Формы контроля по изучению содержания предмета

«Русский язык» (5-9 классы):

· контрольный диктант

· контрольное изложение

· контрольное сочинение

· итоговый тест по результатам обучения

Текущий контроль: устный опрос, тестовые задания, самостоятельные и практические работы.

 

Требования к результатам обучения изучения предмета «Русский (родной) язык».

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

· основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

· изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

· основные единицы языка, их признаки;

· смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

· признаки текста;

· основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

· функционально-смысловые типы речи, их признаки;

· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамма­тические, орфографические, пунктуацион­ные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.

 

Учащиеся должны уметь:

· различать разговорную речь и язык художест­венной литературы;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анали­зировать структуру и языковые особенности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 

Аудирование и чтение

· адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

· владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источ­ников; пользоваться лингвистическими сло­варями, справочной литературой;

 

Говорение и письмо

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

· создавать текст заданного стиля и типа речи;

· свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выра­жать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан­ному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основ­ные нормы русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные пра­вила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета;

· осуществлять речевой самоконтроль; оцени­вать свою речь с точки зрения ее правильно­сти, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенство­вать и редактировать собственные тексты.

 

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения е практической деятельности и по­вседневной жизни для:

· осознания роли родного языка в развитии ин­теллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и со­знательного отношения к родному языку;

· удовлетворения коммуникативных потреб­ностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

· получения знаний по другим учебным пред­метам.

·

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

Учащиеся должны знать:

· основные сведения о языке, изученные в 5—6 классах;

· изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

· основные единицы языка, их признаки;

· смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

· признаки текста; средства связи предложений в тексте;

· основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

· функиионально -смысловые типы речи, их признаки;

· основные нормы русского литературного язы­ка (орфоэпические, лексические, граммати­ческие, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—6 классах; нормы речевого эти­кета.

 

Учащиеся должны уметь:

· различать изученные стили речи;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особен­ности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 

Аудирование и чтение

· адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

· владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источ­ников; пользоваться лингвистическими сло­варями, справочной литературой;

 

Говорение и письмо

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

· создавать текст заданного стиля и типа речи; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выра­жать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан­ному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные пра­вила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета;

· осуществлять речевой самоконтроль; оцени­вать свою речь с точки зрения ее правильно­сти, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенство­вать и редактировать собственные тексты.

 

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

· осознания роли родного языка в развитии ин­теллектуальных, и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и со­знательного отношения к родному языку;

· удовлетворения коммуникативных потреб­ностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

· получения знаний по другим учебным пред­метам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...