МУЗЫКА. Предшественники. Последователи
МУЗЫКА
Как и в случае изобразительного искусства, здесь приводятся ссылки на творчество композиторов независимо от языка публикации их произведений.
Предшественники
Скрябин А. Н. Божественная поэма – третья симфония для большого оркестра До минор, Ор. 43, в трёх частях (1902–1904). Первое нотное издание. – Лейпциг: Издательство М. П. Беляева, 1905. Премьера состоялась в Париже 16 мая 1905 года, в симфоническом концерте под управлением Артура Никиша. Слушать онлайн: https: //www. youtube. com/watch? v=WCobdccME0Y Из авторской «Литературной программы»: «Божественная поэма» представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного “я”). Первая часть – Борения: «Борьба между человеком – рабом личного Бога, верховного властителя мира, и могучим, свободным человеком, человеком-богом. Последний как будто торжествует. Но пока только разум поднимается до утверждения божественного “я”, тогда как личная воля, ещё слишком слабая, готова подпасть искушению пантеизма». Вторая часть – Наслаждения: «Человек отдаётся радостям чувственного мира. Наслаждения опьяняют и убаюкивают его; он поглощен ими. Его личность растворяется в природе. И тогда-то из глубины его существа поднимается сознание возвышенного, которое помогает ему преодолеть пассивное состояние своего человеческого “я”». Третья часть – Божественная игра: «Дух, освобождённый, наконец, от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности перед высшей силой, дух, производящий вселенную одной лишь властью своей творческой воли и сознающий себя единым с этой вселенной, отдаётся возвышенной радости свободной деятельности – “божественной игре”».
Скрябин А. Н. Поэма экстаза – симфоническая поэма (1907). Премьера состоялась в Нью-Йорке 27 ноября 1908 года оркестром под управлением Модеста Альтшулера. Поэма имеет более десяти музыкальных тем, каждая из которых носит определённое смысловое значение. Уже в 1906 году композитор опубликовал стихотворный текст поэмы, но намеренно не напечатал его при партитуре, поскольку в первую очередь рассчитывал на впечатление от самой музыки. Слушать онлайн: https: //www. youtube. com/watch? v=BosqvbwlNwM
Скрябин А. Н. Прометей (Поэма огня) – музыкальная поэма для фортепиано, оркестра (включая орган), хора и партии света, Ор. 60 (1908–1910). Премьера состоялась в Москве 2 марта 1911 года оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. В «Прометее» предварительно отразились ключевые вехи замысла «Мистерии» – оставшегося неосуществлённым итогового произведения композитора. В соответствии с объемностью и многоплановостью замысла сочинения – необычен состав исполнителей: большой состав симфонического оркестра, фортепиано, орган, хор и цветовая клавиатура, сопровождающая музыкальное развитие сменой цветовых волн, освещающих зал. Слушать онлайн: https: //www. youtube. com/watch? v=OKLqYuRgKss От К. Бальмонта: Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звёздностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца… сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая… От библиографа: Внутреннее содержание «Поэмы огня» отражает не греческий миф о Прометее, а две основные идеи двухтомной «Тайной доктрины» Е. П. Блаватской: 1) творение Космоса и Земли и 2) история божественного героя, приносящего людям свет разума.
Чюрлёнис М. К. В лесу – симфоническая поэма (1901) // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=usu2zFxsEjU Художественно-музыкальная композиция по картинам художника и композитора.
Чюрлёнис М. К. Гимн Солнцу // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=Nv6MPdoJZKc Художественно-музыкальная композиция по картинам художника и композитора, с использованием литературного фрагмента. Музыка: фуга до диез минор.
Чюрлёнис М. К. Музыкальная живопись М. К. Чюрлёниса // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=ou-IFd_-I_E Художественно-музыкальная композиция по картинам художника и композитора, с использованием литературного фрагмента. Музыка: симфоническая поэма «Море».
Последователи
Завадский В. В. Цветы Мории – вокальный цикл в сопровождении симфонического оркестра // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=Ob2tw-ZHpDM Премьера состоялась в Париже в апреле 1924 года. Второе исполнение – 30 мая 2017 года в Барнауле, в Государственной филармонии Алтайского края. Произведение написано на стихи одноимённого поэтического сборника Н. К. Рериха.
Качанов Н. Благодать – хоровой цикл в пяти частях. Исполнялся Русским камерным хором под управлением Николая Качанова. Публикации отдельных частей: Капли // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=KZS7TISNLuo Свет // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=unrIHkOf-Jk Тропинки // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=7FH2J4Jb7NU Произведение написано на стихи одноимённого поэтического сборника Н. К. Рериха. В цикле использованы восточные и западные музыкальные приёмы, включая гармоническое пение в тувинском (обертонном) и тибетском (подтон) стилях.
Качанов Н. Размышления на «Станцы из Книги Дзиан» – музыкальная поэма для хора, синтезаторов и духовых // YouTube. – https: //www. youtube. com/watch? v=mQnLQ2O7G9k Исполнялась Русским камерным хором под управлением Николая Качанова. В этом произведении композитор выражает чувство изумления процессом творения Вселенной, как он описан в «Семи Станцах из Книги Дзиан», ставших основой первого тома «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской: «Космогенезис».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|