Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека.




Вопросы к экзамену

Базовый уровень

Понятие и сущность «сферы услуг», «сервиса» и «сервисной деятельности»

Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания

Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы – сферу материального производства и сферу услуг.

В первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено. Все блага направлены на удовлетворение потребностей человека.

Вместе с тем, сервис - процесс предоставления услуги, т.е. деятельность поставщика услуг, необходимая для обеспечения услуги. Учитывая всё вышесказанное в современной терминологии можно дать следующее определение:

Сервис – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на предоставление услуг в системе согласованных условий.

Сервисная деятельность – это особый вид экономической активности, направленный на создание благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе профессионально подготовленных работников.

Сервисная деятельность генерируется, т. е. производится, реализуется специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами

В качестве субъектов выступают конкретные предприниматели либо коллективы сервисных организаций – фирмы, например, туристические, гостиничные, лечебные, предприятия (транспортные, ремонтные, торговые), бюро (информационно-рекламные), конторы (жилищно-эксплутационные), учреждения (правоохранительные, учреждения культуры и д.), организации.

 

2. Состав, структура и функции сферы услуг.

Сфера услуг является составной частью национального хозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отношений и подчиняется общим экономическим законам, действующим в данном обществе.

Сфере услуг как сектору экономики присущи следующие экономические и социальные функции.

1. Обслуживание процесса производства материальных благ.

Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования.

2. Воспроизводство рабочей силы, осуществляется посредством услуг, предоставляемых населению.

Например, услуги образовательных и просветительных заведений.

3. Создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств.

Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Социальные функции

1. Удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания.

2. Снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания.

3.Использование высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений

4. Относится к обществу в целом и заключается в обеспечении безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.

Таким образом, сфера услуг – это система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительская стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В сфере услуг труд не материализуется в вещах.

 

Определение сервисной деятельности с учетом разных подходов.

Основные подходы к осу-ществл.сервиса: 1) Негативный. При данном подходе произво-дитель рассматривает проявившиеся дефекты изделия как случай-но возникшие ошибки. 2) Исследовательский. Этот подход во многом похож на предыдущий, но в отличие от него акцент дела-ется на внимательный сбор и обработку информации о дефектах используемой продукции для улучшения в дальнейшем её качест-ва. 3) Сервис как хозяйственная деятельность. Сервис может быть серьёзным источником прибыли организации, особенно если продано большое кол-во изделий и систем, которые уже находятся на послегаран. периоде. 4) Сервис - обязанность поставщика. Сервис должен обеспечиваться тем звеном канала распределения, который наиболее близок к потребителю. 5) Сервис – обязан-ность производителя. Этот подход основан на том, что на изде-лии указана марка производителя и только он может обеспечить полный и качественный сервис. 6) Ограниченная ответствен-ность. Произв-ль и поставщик имеют обязанности по технич. обс-луживанию до окончания гарантийного периода. После этого сер-вис осуществляется независимыми фирмами. 7) Сервис – средст-во в конкурентной борьбе. Усилия фирм, которые придержива-ются дан. подхода, направлены не только на организацию образцо-вого сервиса. Очень большое внимание уделяется наблюдению за изделием в эксплуатации. 8) Цель – оптимальное качество. При этом подходе внимание направлено на исслед. реальных потреб-тей и условий потр-лей и на приспособление к ним техническо-эксплуатац. показателей продукции. 9) Социально-экономичес-кий подход. Невнимание производителя к проблемам сервиса оце-нивается потребителями как грубое пренебрежение их интересами.

 

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека.

В самом общем виде потребность можно определить как отраже­ние в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной целенаправленной деятельно­сти. Человек стремится преодолеть состояние неудовлетворенности и предпринимает для этого определенные усилия.

Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того, сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения. В широком смысле потребности являются предметом исследования не только об­щественных, но и естественных наук, в частности биологии, психоло­гии, медицины.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Общественными называются потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения и отдельных его членов. Они испытывают на себе влияние экономических и социальных отношений, в условиях которых склады­ваются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы: по­требности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспече­ния условий его функционирования и развития. К ним относятся произ­водственные потребности, потребности в государственном управлении, в обеспечении конституционных гарантий членам общества, в охранении окружающей среды, обороне и т.п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны про­изводственные потребности, которые вытекают из требований макси­мально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народ­ного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на раз­ных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Современная психология исходит их того, что потребности челове­ка носят системный характер. Единство и взаимосвязь всех потребностей человека называется системой потребностей, в которой различают, прежде всего, потребности общества и потребности населения. При всем их различии они взаимозависимы как, например, личность и общество. Любая личная потребность имеет и общественный характер. Поэтому личные потребности по-другому называются потребностями населения. В дальнейшем более подробно разберем именно личные потребности.

Система личных потребностей является иерархически организо­ванной структурой. В ней выделяются потребности первого порядка, удовлетворение которых составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого по­рядка. Отличительной особенностью личных потребностей является их невзаимозаменяемость. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимость удовлетворения потребности в жилье или одежде. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потреб­ностей. Системность личных потребностей предполагает, что человек обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удов­летворения.

Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от ха­рактера и природы возникновения выделяют следующие классы по­требностей: физические, социальные и интеллектуальные.

Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также в двигательной активности, сне и т.д. Это природные потребно­сти. Тем не менее конкретные социальные отношения и условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень разви­тия этих потребностей, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития общественных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в бла­гоустроенном жилье и т.п.

Социальные потребности возникают в связи с общественным харак­тером жизнедеятельности человека. К ним относятся потребность в обще­ственной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от фи­зических они не задаются природой, не закладываются генетически и приобретаются в ходе становления человека как личности и развития его общественных связей.

Интеллектуальные потребности связаны с мыслительной деятель­ностью человека. Это потребности в познании, образовании, в различ­ных видах творческой деятельности и т.д. Как и социальные, они воз­никают из необходимости общения и развиваются по мере становления человека как личности, с повышением его интеллектуального уровня. Решающую роль здесь играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.

Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые ус­луги и т.д.). Материальные потребности отличаются от физических тем, что составляют часть физических потребностей, которая удовлетворя­ется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.п.). Помимо них физические потребности включают в себя и чисто физиологические: потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия матери­альных благ и услуг.

Духовные потребности связаны с духовной деятельностью челове­ка, под которой понимается как интеллектуальная, так и любая деятель­ность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетво­рение обеспечивает духовное воспроизводство человека. Круг таких потребностей человека весьма разнообразен.

В зависимости от степени конкретизации потребности человека

подразделяются на общие и конкретные.

Общие потребности вытекают из какого-либо вида жизнедеятель­ности человека. К ним относят потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей мо­жет удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.

Конкретными называются потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в ме­бели, телевизорах, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны. Каждая общая потребность распадается на ряд конкретных. С другой стороны, сово­купность отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

В зависимости от количественной определенности и возможностей удовлетворения потребности подразделяют на абсолютные, действи­тельные, платежеспособные и удовлетворенные.

Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, доходами потребите­лей, носят абстрактный характер и не связаны с конкретными предме­тами потребления.

Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспо­собными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных но­сят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.

Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т.е. отражают абстрактное же­лание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на ры­нок и принимают форму платежеспособного спроса.

Удовлетворенными называются потребности, которые фактически удовлетворяются конкретными благами и услугами. Их удовлетворение зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспо­собных возможностей потребителей. Платежеспособные потребители превращаются в удовлетворенных, когда на рынке есть достаточное ко­личество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.

Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными потребностями существует определенная взаимо­связь. Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя принимает форму платежеспособной. Затем она выносится на рынок и удовлетво­ряется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть по­требностей населения по разным причинам остается неудовлетворенной из-за недостаточного уровня развития производительных сил, нехватки отдельных товаров или услуг, недостаточного уровня доходов потреби­телей и т.д.

По мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные потребности. Поэтому потребности ха­рактеризуются модальностью (в зависимости от нужды), силой (степе­нью напряжения) и остротой (степенью неудовлетворенности или пол­нотой удовлетворения).

Согласно временной характеристике потребности делятся на крат­ковременные, устойчивые и периодически возникающие.

По степени рациональности потребности подразделяют на разум­ные и иррациональные.

Разумными (рациональными) называются потребности, соответст­вующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необхо­димых для поддержания здорового образа жизни человека, всесторон­него гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом воз­растающих потребностей с учетом особенностей его действия в кон­кретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потреб­ности в питании складываются ещё и на основе знания достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Иначе говоря, разумные потребности - это общест­венно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.

Разумные потребности - категория, трудно поддающаяся количе­ственному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материаль­ных потребностей можно условно определить с помощью рациональ­ных норм и нормативов.

Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключени­ем, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, ко­торые строятся на основе относительно точных данных науки о пита­нии) носят весьма приблизительный и условный характер. Но за неиме­нием ничего лучшего они все же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расче­тов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значи­тельной мере условный характер).

Иррациональными называются потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы. Отдельные подобные потребности могут складываться у до­вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой ир­рационализм получил в отношении к питанию. С этим связано ожире­ние, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по при­чине этого болезни. Сюда относятся и наркотики. Легальная продажа водки и сигарет приносит большие доходы государству и с экономиче­ской точки зрения не приносит вреда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...