Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие услуг и сервисной деятельности в российском обществе.




Причудливость социалистической сферы услуг состояла в ее выраженной двойственности, корни которой произрастали из самой социалистической системы. Практически все виды услуг присутствовали на рынке, если понятие «рынок» в принципе приемлемо для социалистической системы хозяйствования. Так или иначе, трудно спорить с тем, что страна чуть было не победившего социализма имела в своем арсенале услуги, распределенные по всем основным классификационным группам: банковские, финансовое посредничество, страхование, связь, транспортные, образование, медицинские, туристские, торговля, общественное питание, рынки, средства размещения, бытовые, культура, физкультура и спорт, индустрия развлечения и другие.

Собственно, финансовое посредничество как услуга на практике не существовало, а банковская сфера и страхование находились в прямом ведении государства («Сбербанк» и «Росгосстрах»). Работа почтовых служб, телефонных и телеграфных линий жестко регламентировалась государством. Признаки рыночных отношений присутствовали фрагментарно и, естественно, нелегально в части «ускорения» и «упрощения» получения услуг типа установки домашнего телефона.

Некоторые признаки частного предпринимательства присутствовали в области транспортных услуг представленные частным «извозом» во всех формах. Высоко коммерциализирована была также зона доступа к услуге: например, искусственно создаваемый и поддерживаемый дефицит железнодорожных или авиабилетов предоставлял широчайшие возможности для спекуляции. Аналогичная характеристика может быть дана торговле общественному питанию, рынкам, где предметом сделки зачастую была услуга по допуску к услуге: то есть для того чтобы воспользоваться услугой общественного питания в мало-мальски приличном кафе или ресторане, потребители должны были заплатить швейцару.

Вся система образования, существовала на государственных фондах, которые тем не менее формировались из налоговых средств, изымавшихся у населения. Частный сектор был опять же полулегально представлен услугами репетиторов, преподавателей и должностных лиц вузов и других образовательных учреждений, «помогавших» в решении вопросов поступления в вуз.

Условно «бесплатная» медицина, подобно образованию, была идеологическим лозунгом. Хотя следует признать, что уровень подготовки советских врачей был достаточно высоким. В то же время материально-техническая база медицинских госучреждений оставляла желать много лучшего. Ситуация, сложившаяся в СССР к 80-м годам 20 века, определила потребителей медицинских услуг как крайне нетребовательных, рассматривающих медицину в весьма ограниченном аспекте, связанном с определенным кругом проблем, среди которых сущность продукта выражалась чаще всего в избавлении от дискомфорта. Вместе с тем платные медицинские услуги существовали и предоставлялись хозрасчетными клиниками, врачами частной практики.

Туризм в СССР был преимущественно внутренним и тесно связан с профсоюзами, рыночные отношения фигурировали только в области неизбежного социалистического дефицита популярных направлений, путевки на которые являлись предметом спекуляции у должностных лиц.

Отдельно стоит рассмотреть сферу бытового обслуживания населения, под которой понимается совокупность видов деятельности в оказании услуг для населения.

В современных условиях под бытовой услугой понимают полезную деятельность, направленную на удовлетворение социально-значимых потребностей населения, т.е. индивидуальных потребностей, порождаемых семейно-бытовыми отношениями. Примерами бытовых услуг являются услуги прачечных, химчисток, парикмахерских и салонов, ремонт сложной бытовой техники, уборка частных помещений, оказания услуг нянь и сиделок, ритуальные и многое другое.

Бытовое обслуживание является социально значимой областью деятельности, поскольку, сокращая время населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, увеличивают свободное время для отдыха и работы.

Различается три этапа развития сферы бытовых услуг в России.

1. Первый этап: до начала приватизации. Сфера бытовых услуг была полностью государственной сферой. В основе планирования лежали не спрос и нужды населения, а «государственный заказ». Рынок услуг жил автономной экономической жизнью. Низкое качество услуг и длительные сроки исполнения привели к высокой доле подпольного частного сектора. Объемы реализации бытовых услуг населению в рамках теневой экономики составляли примерно половину объемов (ремонт и строительство жилья, индивидуальный пошив одежды, ремонт автотранспорта и др.).

2. Второй этап связан с созданием кооперативов.

В середине 80-х годов 20 века в сфере быта сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Потребители, зная «цену» обслуживания, исходя из прошлого опыта, стали реже прибегать к его помощи, производители же, понимая, что полностью удовлетворить требования заказчиков не имеют возможности, неохотно шли на контакт с потребителями. Такая ситуация объяснялась нехваткой материалов, низким уровнем технического обеспечения, слабой подготовкой персонала и т.д. Людям уже не нужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно сберегала время и приносила им удовлетворение. И кооперативы оказались первыми в решении проблем перестройки системы бытового обслуживания.

Однако в сфере бытовых услуг кооперирование не получилось, поскольку осталось недоверие населения к кооперативам в связи с запущенностью правовой регламентации работы, а также в связи с начавшимися структурными разрушениями экономики. Эти обстоятельства привели к оттоку предпринимательской активности из сферы производства в область коммерческой деятельности. Тенденция заключалась в изменении методов работы, юридической основы взаимодействия с государственными органами, трансформации системы распределения, но не более того. При этом многие процессы и явления просто «вышли из тени». Принципиально новой сферы и новых рынков при этом не сформировалось.

3. Третий этап связан с настоящим развитием и зависит от оценки роли этой сферы в жизни населения и от влияния общих процессов, происходящих в экономике. В целом надо отметить, что новые технологии оказания услуг, полученные из-за рубежа, стимулировали развитие сервисной деятельности и популяризацию услуг, например, послепродажное обслуживание покупателей с предоставлением бесплатных информационно-консультативных услуг, гарантийного и послегарантийного ремонта и технического обслуживания бытовых машин, приборов и устройств, потребность в этих видах услуг в большей степени сформировались с повышением технической сложности товаров.

В настоящее время Россия значительно отстает от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим показателям. Однако ключевыми признаками постиндустриального общества применительно к России начала 21 века являются: в сфере экономики – переход от производства товаров к производству услуг; в сфере занятости – преобладание класса профессиональных специалистов и техников; в научной деятельности – ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе.

 

2.!!!

В эпоху феодализма и дворяне и крестьяне удовлетворяли свои бытовые нужды за счет домашнего хозяйства. Дворянам оказывали свои услуги вольнонаемные специалисты(парикмахеры,модистки, ювелиры),значительную часть которых составляли иностранцы.Постепенно стало развиваться ремесло как производство изделий по заказу(18-19в).Так появились ремесленники, изготовляющие из своего или чужого материала предметы по заказу за денежное или натуральное вознаграждение.Одним из наиболее распространенных видов услуг в феодальный период были услуги бань,в основном для привилегированного класса.Бедняки мылись в банях в антисанитарных условиях. Дальнейшее развитие бытового обслуживания связано с появлением фотографии. К 1870г в Москве и С-П появилось несколько десятков фотоателье. Возрастает спрос на фотобумагу и фотопринадлежности. Увеличилось число портновских, сапожных, кузнечных, слесарных, столярных, паркетных, ювелирных, часовых, прачечных мастерских,по ремонту одежды. Одной из важных бытовых проблем была стирка белья: в Первую Мировую войну было всего 11 неблагоустроенных прачечных. Неудовлетворительно обслуживали население общественные бани. Т.о бытовое обслуживание в России в дореволюционный период было на низком уровне и являлось результатом экономической и социальной отсталости России. Эпоха социализма:

1-й этап развития бытового обслуживания начался после Великой Октябрьской Социалистической революции. Первым шагом советской власти в области бытового обслуживания была национализация наиболее крупных бытовых предприятий, использовавших наемную рабочую силу и принадлежащих иностранным капиталистам.В период гражданской войны была острая нехватка обмундирования. В связи с этим стали образовываться мастерские кустарей-ремесленников. С введением Нэпа бытовые и коммунальные услуги стали платными.07.07.1921 принят декрет «О кустарной и мелкой промышленности».23.06.1921 вышло постановление «О ремонтно-починочных мастерских».С переходом к мирной жизни все больше стало строится прачечных и бань, большинство новых прачечных стали механическими. С 1922 в СССР стали создаваться государственные ломбарды.

 

2-й период: в годы довоенных пятилеток переустройство быта проводилось главным образом на кооперативных началах. Наиболее существенную роль в бытовом обслуживании стала играть промысловая кооперация, включающая в себя основную массу бытовых кооперативных предприятий в стране. В 1920 был организован Всероссийский союз промысловой кооперации. Эти кооперации и бытовые предприятия стали специализироваться в основном на выполнении ремонтно-починочных работ и индивидуальных заказов населения. Важное значение в бытовом обслуживании населения имела всероссийская кооперация инвалидов. В 1950 в ремонтно-бытовых мастерских внедрили метод горячей вулканизации.

 

3-й период:(эпоха раннего социализма).В связи с ростом жизненного уровня населения возросли и бытовые запросы людей. Главную роль играла промысловая кооперация. В 1960 промкооперации были переданы государственной промышленности. Совнархозы имели предприятия по индивидуальному пошиву обуви, трикотажных изделий, предприятия бытового обслуживания министерств связи осуществляли ремонт приемников и ТВ. Станции тех обслуживания министерств автотранспорта ремонтировали автомобили.

 

4-й период: (с 1960) –правительство принимает решение, что служба быта становится самостоятельной отраслью народного хозяйства: созданы кадры быта и апробированы новые методы управления предприятиями бытового обслуживания. Была начата исследовательская работа в службах быта при институтах. Большое распространение получили дома бытовых услуг. В 1980 начало развиваться кооперативное движение, которое повлекло за собой развитие предпринимательской деятельности(когда предприятия кооперируются с другими родственными предприятиями и расширяют ассортимент бытовых услуг).За последние годы отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг: консалтинг,лизинг, инжиниринг,психологическое и семейное консультирование, культурновалеологические услуги, игровой и шоу бизнес, интернет, реклама, пиар услуги, тур. услуги и т.д.

 

Своеобразие эволюции сферы услуг в России. Роль государства в организации обслуживания. Актуальные задачи развития сервиса в современных условиях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...