Особенности образа Божия в человеке
Стр 1 из 3Следующая ⇒ АСИ. Христианская антропология. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ. ОНТОЛОГИЯ. Оглавление Понятие об образе Божием.. 1 Особенности образа Божия в человеке. 3 Нравственные следствия. 5 Подобие Божие. 6 Важнейшие черты образа Божия в человеке. 7 Свобода. 7 Бессмертие. 11 Творчество. 12 Владычество. 13 Совесть. 14 ЛИЧНОСТЬ.. 14 Основные характеристики человеческой личности. 17 Атрибуты личности. 19 Атрибуты личности. 20 Личностная терминология. 21
Понятие об образе Божием Образ, по которому был некогда создан человек, как «идеал», как «икона», не является результатом богословского или философского дискурса[1]. Он есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия человеку. Человек должен знать, что он появился не как-нибудь, не случайно, не в ходе эволюции (понимаемой телеологически или спонтанно), а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему...(Быт.1,27) Создание по образу Божию (κατ' εἰκόνα θεοῦ) (Быт. 1, 27) стало исключительным достоянием первозданных людей в отличие от всех иных существ видимого мира. В связи с этим свт. Василий Великий предлагает такое определение человека: Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу своего Творца [2]. В силу этого великого дара прародители имели внутреннее единство с Богом. Библия никак не конкретизирует богообразность человека, а просто констатирует ее наличие, обособляя от других существ. Святые же Отцы не были единодушны в ответе на этот вопрос. Находили его и · «в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над чувственным космосом»,
· и в простоте души, в ее бессмертии, в ее способности познавать Бога. · К разуму и свободе склонялись Климент Александрийский и Василий Великий [3]. · Ириней Лионский, Григорий Палама находили его в душе и теле вместе. Так, Григорий Палама пишет о том, что человек более по образу Божию, чем ангелы, именно в силу того, что «его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это - та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных, хотя они и ближе к Богу в силу простоты своей духовной природы [4]. · А Григорий Нисский считал, что именно в духовности надо искать сообразность человека Богу [5]. Духовность же, по его мысли, передает человеку полноту Божественного Первообраза, - а значит, и Его непознаваемость. Строго говоря, мы не можем составить совершенно определенное мнение о том, каков есть образ Божий в человеке. И это как раз тот общий знаменатель, который примиряет разнообразные мнения Свв. Отцов в этом вопросе, - они являются освещением различных сторон одного и того же предмета [6]. В связи с этим в православном богословии существует важное методологическое различение: 1) образ Божий – богодарованное, неопределяемое в словах начало в человеке, отличающее его от всех других существ видимого мира[7]; 2) проявления (черты) образа Божия в человеке – наблюдаемые феномены богообразности человека, которые указывают, что человек в определенной степени обладает божественными свойствами. Поскольку Бог есть высшее Благо, то Его образ в человеке всегда имеет положительную нравственную направленность. Он не может быть уничтожен, его невозможно переориентировать и сделать нравственно негативным, можно лишь ослабить его влияние в человеке через совершение грехов. В самом общем виде можно сказать, что для святых отцов образ Божий – это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами. «Божественность» человека – это по сути и есть образ Божий.
Для выявления богообразных свойств в человеке можно использовать способ, предложенный свт. Василием Великим: Давайте исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божиего, если понимать его в телесном смысле… смертное не может быть образом бессмертного... [8]. То есть если рассматриваемое свойство человека имеется в Боге и отсутствует в неразумном тварном мире, то это одно из проявлений образа Божия; если же его нет в Боге, но оно присутствует в тварных существах, не имеющих образа Божия, то это свойство тварной природы. Важнейшие черты образа Божия в человеке: личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др. Особенности образа Божия в человеке Чтобы приблизиться к уяснению понятия «образ Божий», свт. Григорий Нисский предлагает пример с зеркалом: Зеркало, когда устроено искусно и сообразно с потребностью, тогда на чистой своей поверхности в точности показывает черты видимого в нем лица; то же произошло и с душою; приготовив себя сообразно с потребностью и отринув от себя всякую вещественную скверну, она отразила в себе чистый Образ ничем не поврежденной Красоты [9]. Изучая феномен зеркального отражения, можно сделать несколько важных наблюдений. 1. Человек отражается в зеркале, и это отражение правомерно считать образом человека. 2. Зеркальное отображение имеет двойную принадлежность: конкретному человеку и конкретному зеркалу. 3. Отражаясь в зеркале, человек не утрачивает чего-либо в своей природе, но и не приобретает. Даже если зеркал будет множество, отражаясь в них, человек остается неизменным. 4. При отражении человека природа зеркала также не изменяется. Отражение – реальное явление, но оно не есть часть природы зеркала. 5. В разных зеркалах один и тот же человек отражается по-разному в силу уникальных свойств каждого зеркала (кривизна, неровности, шероховатость, качество отражающего слоя и т. д.). Но человек может не только отражаться, но и отражать, то есть быть в определенном смысле зеркалом для Бога. И тогда в отношении образа Божия в человеке справедливы и все нижеперечисленные соображения.
1. Каждого человека можно уподобить духовному зеркалу, в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий. 2. Образ этот принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (как и мы, смотрясь в зеркало, говорим: «это я»). В то же время отображение Бога в человеке принадлежит и человеку, ибо именно человек есть носитель образа Божия. То есть образ Божий имеет двойную принадлежность. 3. Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает: несмотря на то что людей необозримое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным. 4. Отражение Бога в человеке не устраняет его тварности, не изменяет онтологический статус человеческой природы, то есть она всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости. Образ Божий – реальное явление, но он не есть часть природы человека – это ни дух, ни душа, ни тело, но высочайший божественный дар. 5. В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, в силу уникальных свойств каждой личности. О личности еще пойдет речь далее, а пока важно зафиксировать, что понятия образа Божия и личности взаимосвязаны, но не тождественны. Образ Божий является онтологическим основанием человеческой личности, поэтому развитие личности при игнорировании богообразности человека приводит к ее повреждению. Итак, образ Божий – это богодарованное начало в человеке, которое не определимо в тварных категориях, поскольку ниспослано каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога. Однако на основании Предания Православной Церкви об образе Божием можно сказать следующее. 1. Образ Божий в человеке позволяет преодолеть пропасть трансцендентности между Творцом и творением, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. 2. Образ Божий является онтологическим основанием для общения человека с другими личностями: Богом, Ангелами и людьми.
3. Образ Божий является сущностной характеристикой человека и отличает его от всех иных созданий в чувственном мире. 4. Образ Божий, реализовавшись в каждом конкретном человеке при рождении, далее уже неуничтожим. Он не может быть устранен личным грехом или «похищен» смертью. Свою богообразность человек не утрачивает и после смерти, и даже в аду: Самое существо души нашей – образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим [10].! Так научают святые отцы 5. Образ Божий является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возводящим к Нему. При чистоте образа Божия человек становится удобопреклонным к добру. 6. Энергийный аспект: образ Божий определяет способ существования человека, позволяющий ему участвовать в божественной жизни; он не является формальным атрибутом человеческого существования, но имеет внутреннюю благодатную преображающую силу. Он воздействует на человека, формирует его и призывает ко благу (например, через голос совести). Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают; не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15). 7. Сила образа Божия может быть значительно ослаблена греховной безобразной жизнью и, наоборот, воссоздана через Крещение, покаяние и доброделание. 8. Наличие образа Божия усматривается в божественных качествах или высших проявлениях человека. Они именуются чертами (проявлениями) образа Божия. Однако эти черты и сам образ Божий – не одно и то же, подобно тому как свет и тепло есть проявления (качества) солнца, но сами по себе солнцем не являются. Черты эти обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией. 9. Человек, живущий в соответствии с образом Божиим, преображается и совершенствуется; этот процесс именуется достижением ПОДОБИЯ БОЖИЯ. 10. Образ Божий, запредельный для телесных чувств, слова и разума, можно «увидеть» в другом человеке посредством христианской любви. Любовь к человеку в истинном, евангельском смысле есть стремление к самому ценному в нем – к образу Божию, поэтому любовь к Богу и к ближнему – по сути два проявления единого стремления к Богу. В себе же самом человек может узреть образ Божий через покаяние. 11. Как отражение в зеркале не есть часть природы зеркала, так и образ Божий – не часть человеческой природы, но неотъемлемое свойство человека. Образ Божий не заключен в какой-либо части человеческого естества, но принадлежит всему человеку в целом: Не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке… Надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке [11].
12. В каждом человеке образ Божий реализуется неповторимо по причине уникальности человеческих личностей. Поскольку Бог есть Троица, то и в человеческой богообразности святые отцы усматривали тройственность: В человеке есть ум, слово и дух, – писал св. Григорий Синаит. – И ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге и сами по себе. Ум говорит посредством слова, а слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит в себе слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание. Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – дух, как учат богоносные отцы о Едином в трех лицах Боге [12]. В святоотеческой традиции можно встретить мысль, что в строгом смысле Образом Божиим является именно Сын Божий, а каждый человек создан по образу Сына Божия и является «образом Образа», то есть слово «образ» относится ко второй Ипостаси Пресвятой Троицы, а выражение «по образу» – к человеку. Данное различение представлено в Священном Писании в посланиях апостола Павла. Он говорит о Сыне Божием как образе Отца (см.: 2 Кор. 4, 4; Флп. 2, 6; Кол. 1, 15; Евр. 1, 3) и о людях как подобных образу Сына: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8, 29). Нравственные следствия Поскольку все люди имеют образ Божий, то каждый человек достоин почтения вне зависимости от личных и нравственных качеств. Когда вы видите брата или сестру, вы видите Бога, – говорит Климент Александрийский. Другой аскет и подвижник – св. Нил Синайский – учит: После Бога мы должны почитать каждого человека как Самого Бога. Подобие Божие Священное Писание свидетельствует, что человек создан не только по образу, но и по подобию Бога: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию (καθ' ὁμοίωσιν) Нашему (Быт. 1, 26).. Согласно святоотеческой традиции, образ Божий первозданный человек получил изначально, а подобия Божия должен достигнуть постепенно через совершенствование в Боге. Подтверждение справедливости этой мысли находим в самом Священном Писании. Когда излагается замысел Божий о человеке (см.: Быт. 1, 26), то говорится о божественном образе и подобии, но при описании состояния первозданных людей выражение подобие Божие не используется: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). прп. Иоанн Дамаскин говорит, что человек призван был достигать подобия Божиего, уподобляясь Богу через добродетель [13], то есть, исполняя волю Божию. Тем самым человек восходил бы от начального природного совершенства к совершенству нетварному, которое в природном плане именуется обо′жением, а в личном – богосыновством. Обожение (θέωσις) – это важный святоотеческий термин, означающий возможность преображения и совершенствования человеческой природы посредством нетварной божественной силы – благодати. Путь обожения бесконечен. Недосягаемой вершиной и целью его является совершенство Бога, о чем сказал Сам Господь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). При обожении человеческая природа не изменяет своего онтологического статуса, то есть человек остается человеком, не становясь Богом. Но в обожении постепенно изменяется способ его существования, и он может достигнуть состояния «бога по благодати». О призвании человека к обожению сказано в послании апостола Петра: дабы … соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). Прп. Иоанн Дамаскин отмечает, что человек был сотворен обоживающимся[14], то есть тяготеющим к соединению с Богом, способным к принятию благодати во все большей мере. Божественные энергии суть животворящая сердцевина человека. Через них, посредством их человек – существо тварное и ограниченное – может участвовать в божественной жизни. В возможности обожения открывается удивительная тайна человеческого естества – оно, будучи тварным и ограниченным, способно воспринимать божественную бесконечность и устремлено к ней, поэтому если в жизни человека не происходит обожения, это становится причиной внутренней неудовлетворенности и в конечном счете страданий. Именно в стяжании подобия Божия через обожение и состоит призвание человека: Ты обладаешь тем, что по образу, будучи существом разумным; по подобию же становишься, стяжевая благость, – говорит свт. Василий Великий. – Каким же образом мы достигаем того, что по подобию? Через Евангелие [15]. Отсюда проистекает важное определение сути христианства: Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой [16]. Та же идея духовного совершенства выражается у святых отцов и иным образом – как достижение богосыновства. Богосыновство – это понятие, характеризующее личные отношения человека и Бога по подобию отношений любящих отца и сына. Святые отцы выделяют три этапа становления личности человека на этом пути – отношения 1. раба, 2. наемника и 3.сына. 1. Раб трудится на господина, чтобы избегнуть наказания, и если труд его успешен, то он освобождается от страданий. 2. Наемник подвизается, чтобы получить награду, и в лучшем случае получает ее. 3. Сын служит отцу по любви и в ответ утешается его любовью. Усыновление Богу достигается через любовь, что одновременно именуется и богоуподоблением. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут, по действию [ же ] своему она есть упоение души [17]. Любовь – высшая радость для человека, поэтому для христианина достижение совершенства означает достижение блаженства любви. Вместе с тем любовь – это и самая крепкая связь, которая только возможна между разумными существами: Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу [18]. Поэтому в будущем Царстве Небесном любовь соединит богоподобное человечество вечными нерушимыми узами. Стремление к богосыновству есть одновременно и стремление к обожению. Любовь, бесстрастие и сыноположение, – говорит прп. Иоанн Лествичник, – различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах [19]. Другими словами, обожение и усыновление Богу (богосыновство) – это понятия, которые характеризуют единый духовный процесс – уподобление человека Богу. Различие этих понятий лишь в том, что обожение характеризует уподобление Богу в природном аспекте, а богосыновство – в личностном. Однако в духовной жизни первичным является именно личностный аспект. Сначала человек как личность обращается к Богу, вступает с Ним в общение, а затем уже его природа обоживается, но не наоборот. Обожение без добровольного личного соизволения невозможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|