Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важнейшие черты образа Божия в человеке




Как было сказано выше, важнейшими чертами образа Божия в человеке являются: свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству, личность и др. Рассмотрим их подробнее.

Свобода

Человек – свободное существо. Но, и будучи изначально свободным и осознавая себя таковым, человек понимает, что он вместе с тем и несвободное существо. Он привязан к земле, нуждается в пище, воздухе, сне, общении, он зависит от внешних впечатлений, ему нужен Бог… Человеческая свобода антиномична. С древних времен люди ищут разгадку тайны свободы. Она приоткрыта в божественном Откровении в Священном Писании в самом начале книги Бытия. Сразу после создания мужчины и женщины Бог дает им заповеди и призывает соблюдать их (см.: Быт. 1, 26–29). «26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

В соответствии с замыслом своего Создателя первозданный человек обладал богоподобной свободой. Имея непрестанное личное общение с Богом и ведение Его благой воли, Адам мог беспрепятственно осуществлять замысел Божий, приобщаться Истине и творить благо. Он не имел никаких внутренних или внешних препятствий к доброделанию. В сотворенном мире ему не препятствовали ни силы природы, ни тление, ни смерть, ни пространство, ни стихии мира[20]. Когда Адам творил благо, его свобода была богоподобной.

Однако свобода человека в отличие от абсолютной свободы Бога является условной. Если человек сознательно и свободно стремится к осуществлению воли Божией, то он получает для этого и благодатные силы, и возможности; если же его выбор отклоняется от воли Божией, то и возможности для реализации уменьшаются в той мере, насколько намерение противоречит воле Божией, вплоть до того что оно может стать неосуществимым – Бог не допустит. Но, даже став богоборцем, человек своей свободы не утрачивает. Он всегда способен свободно и сознательно самоопределиться. Когда же человек приступает к реализации своего намерения, то сразу проявляется духовная сущность принятого им решения, которое он или реализует с помощью Божией, или же пытается реализовать вопреки таковой, пользуясь поддержкой диавола.

Блж. Августин выделял в человеческой свободе два аспекта: свободу хотеть и свободу мочь, то есть свободу личных желаний и свободу действий. Прп. Максим Исповедник различал свободу хотеть вообще и хотеть так или иначе.

Обобщая мысль отцов, можно сказать, что свобода (ἐλευθερία) понимается ими в двух аспектах.

1. Свобода личности (αὐτεξουσιότης) – это способность личности сознательно самоопределяться, делать выбор (προαίρεσις) и принимать решение (κρίσις), не подчиняясь внешнему принуждению или воздействию, но исходя из внутренних побуждений своего «Я». Свобода личности – неотъемлемый дар Божий, она была, есть и будет у всех людей, и в этом смысле человек всегда в любой ситуации остается свободным существом. Даже если человек распоряжается своей свободой небогоугодно, Бог ее не отнимает, ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11, 29). Отнять эту свободу невозможно никому, поэтому-то Бог и вправе судить людей за все их поступки, слова и намерения. Свт. Григорий Нисский писал: Итак, поскольку в этом и состоит отличительное свойство свободы, чтобы желаемое избирать свободно, то виновник для тебя настоящих зол – не Бог, устроивший естество нерабственное и независимое, но неразумие, вместо хорошего избравшее худое [21].

2. Свобода природная – это возможность беспрепятственно реализовать свой свободный личный выбор. Бог – единственное существо, Которое абсолютно свободно и в личностном, и в природном аспекте. Человек в этом плане всегда ограничен, ибо он есть тварное существо. Однако степень ограниченности зависит от меры его святости: чем более свободная воля человека склоняется к осуществлению воли Божией и отождествляется с ней, тем более он имеет возможностей в плане реализации своей личной свободы, и наоборот. Климент Александрийский говорит, что для человека совершенного во Христе желание и делание неразрывны, поэтому он свободен, ибо у него нет ничего, что он желал бы и не мог осуществить: Желать и мочь (у совершенного. – В. Л.)– это одно и то же. К этому приходят через упражнение и очищение. А другие (несовершенные. – В. Л.), хотя и не могут, но имеют желание [22].

Природная свобода обретается только в Боге. Она есть дар благодати. Эту идею кратко и ясно сформулировал апостол Павел: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Полная утрата природной свободы будет в аду после Страшного суда, где человек, не лишившись личной свободы, будет совершенно бессилен осуществить свои намерения, и это будет одной из причин вечных мучений.

3. Свобода и ответственность. Свобода – это великий дар и призвание, но осуществление его налагает на человека огромную ответственность и таит много опасностей. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу, – наставляет апостол Павел (Гал. 5, 13). Свобода неразрывно связана с ответственностью не только перед Богом, Который даровал ее и таким образом возвысил человека, но и перед другими людьми, и перед всем тварным миром, который «впитывает» в себя плоды употребления человеческой свободы, как благие, так и негативные.

4. Свобода и любовь. Человек создан Богом, чтобы жить с Ним в любви. Но это исходное предназначение, позволяющее человеку быть причастником вечного блаженства, может исполнить только свободное существо, ибо любовь возможна только там, где есть свобода. Человек создан свободным, чтобы быть способным любить.

5. Свобода и воля. Свобода – это характеристика личности человека. Безличностные существа и стихии (животные, растения, силы природы и т. д.) не имеют свободы. Воля (θέλημα) – это природный инструмент личности для реализации своих целей. Свобода личности реализуется в природном аспекте через волю, поэтому в повседневной речи слова «свобода» и «воля» часто объединяются в выражении «свобода воли». В богословском контексте это выражение обозначает личное свободное самоопределение человека и осуществление его решения, то есть речь идет о человеке одновременно и в личностном, и в природном аспектах.

Прп. Максим Исповедник учит[23], что воля есть естественная сила, стремящаяся к тому, что сообразно с природой, сила, охватывающая все существенные свойства природы [24].

6. Свобода и благодать. Всемогущий Бог никогда не попирает человеческую свободу. Ибо если отнять ее у человека, это будет уже какое-то иное существо, не способное осуществить божественное предназначение человека. Поэтому взаимодействие Бога и человека, божественной воли и человеческой совершается свободно и согласованно. Такой тип взаимоотношений в богословии называется принципом синергии (от греч. συνεργία – «сотрудничество, содействие»). Он означает, что духовное возрастание человека возможно только при его добровольном сотрудничестве с Богом. Человек обращается к Богу за помощью и стремится осуществить Его волю, а Бог дарует ему Свою любовь и благодать, необходимую для преображения. В этом случае благодать делается внутренней духовной силой человека, и он становится способным к духовному возрастанию. Как самостоятельные человеческие усилия, так и божественные призывы без взаимного согласия не могут привести к конечной цели – обожению человека. В Священном Писании этот принцип сформулирован в простых словах Спасителя: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Высший пример синергии явила Собой Божия Матерь, когда на обращение Архангела Гавриила Она ответила: Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Без Ее согласия, отмечают святые отцы, невозможно было совершиться Воплощению Бога Слова. Кроткий ответ Девы отверз для всего человечества дверь в жизнь вечную.

Православию чужды крайности в понимании взаимодействия свободы воли и благодати. Оно не допускает идею, что человек может достигнуть духовного совершенства вне Бога, но столь же категорично отрицает и идею непреодолимого воздействия благодати вне зависимости от личного произволения человека и его нравственных усилий.

Знал ли Адам добро и зло до грехопадения? В отношении Адама святые отцы единомысленны в том, что он до грехопадения знал и добро, и зло, но характер этих знаний был различным. Свт. Иоанн Златоуст писал: Не говори, будто он не знал, что добро и что зло [25]. Добро Адам знал на личном опыте (ибо он ведал Бога – высшее Благо), а о зле знал теоретически, ибо Бог открыл ему, каковы будут последствия нарушения Его заповеди – смертию умрешь, – но что такое зло, он еще не испытывал, не приобщался к нему. Свт. Василий Великий говорит: Адам не знал лукавого опытно [26]. Поэтому различать добро и зло первозданный человек мог, основываясь не на своем опыте, а на нравственном чувстве, изначально вложенном в него Богом. Прп. Макарий Египетский замечает: Человек (до грехопадения. – В. Л.) умел различать страсти… [27]. Однако он не воспользовался этой способностью к различению должным образом. В результате знание о зле для человека из теоретического стало личным и опытным, источником скорбей и слез.

Бессмертие

Абсолютное и относительное бессмертие. Бессмертие (ἀθανασία) – неотъемлемый атрибут Бога. Бог вечен, а значит, и бессмертен. Его бессмертие абсолютно. Всякая же тварная природа ограничена, несамодостаточна, а значит, по своей сущности не может существовать вечно. Поэтому апостол Павел называет только Бога Единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6, 16).

Однако некоторые тварные существа (люди и Ангелы) в силу их богообразности имеют бессмертие как особый дар Божества, причастны бессмертию Бога по Его милости. Бессмертие не свойственно их природе, поэтому реализация их возможности жить бесконечно зависит от Бога. Когда в Священном Предании Церкви речь идет о бессмертии тварных существ (людей или Ангелов), то оно всегда понимается условно. Человек имеет дар бессмертия, но может реализовать его в полноте только путем богоугодной жизни. Свт. Феофил Антиохийский еще во II веке дал известное объяснение смертности и бессмертности первозданного Адама: Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его в начале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным и к тому, и к другому [28] . Бессмертие всегда понимается святыми отцами как проявление милости Божией к тварным созданиям. Свт. Григорий Богослов, поддерживая эту богословскую линию, писал, что к бессмертию человек должен был прийти, но не обладал им по природе: Если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу [29] . Подобным образом высказывался и свт. Иоанн Златоуст: Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению [30] , то есть человек не обладал нетлением по естеству, но мог его достигнуть через добродетельную жизнь. Однако бессмертие – это еще не вечное блаженство. Получив дар бессмертия, личность через свою сознательную деятельность наполняет его конкретным содержанием: вечной радостью или бесконечным страданием.

 

Онтологические основания бессмертия и смерти в человеке. Смертность и бессмертие имеют разные онтологические основания для своей актуализации. Возможность смерти существует в связи с тварным происхождением человека, а его бессмертие обусловлено его богообразностью и обоженностью в раю. Благодать Божия в раю восполняла все ограниченности тварного естества, а питаясь плодами с древа жизни, человек телом был безболезнен и бессмертен[31]. Из утверждения святых отцов о том, что в естестве несогрешившего Адама имелась возможность тления и смерти, не следует вывод о необходимости смерти Адама в раю. Как сами они прекрасно изъяснили, если бы Адам жил, исполняя волю Божию, то жил бы вечно и не умер никогда[32].

Единство тварного и нетварного в человеке. Таким образом, человек в раю имел тварную ограниченную природу в благодатном обоженном состоянии и посредством этой нетварной божественной энергии мог преодолевать ограничения тварного естества и восходить к совершенству. В человеке соединялось тварное и нетварное, тварное естество с нетварной благодатью, но без смешения и образования особой природы. Тварное всегда оставалось тварным, а божественное божественным. Эта неслитность в Адаме обнаружилась после грехопадения, когда благодать отступила от человека, и в нем сразу же проявились все ограниченности его естества.

Творчество

Бог – совершеннейший Творец (Ποιητής), ибо Он способен порождать собственные неповторимые идеи и реализовать их при любых условиях, даже из ничего. В свете Церковного Предания каждый человек способен и призван к творчеству изначально. Когда Бог в конце творческих дней создал человека, то повелел ему возделывать… и хранить рай(Быт. 2, 15). По сути это и есть призыв к богоподобному творчеству, ибо «возделывать» – значит преображать, а «хранить» – значит оберегать от разрушения и приобщать к божественной благодати. Человек способен к творчеству потому, что имеет в себе образ Божий. Подобно Богу он может порождать возвышенные идеи и реализовывать их, и плоды его творчества способны преображать мир. Однако как и все богообразные свойства, способность к творчеству полноценно осуществляется лишь в той мере, насколько человек находится в единстве со своим Создателем. Если единство с Богом нарушается, то творчество становится ущербным. В этом случае человек или не способен породить плодотворные идеи, или не в состоянии их реализовать, или же, реализовав, производит вместо совершенства разрушение. Творческий потенциал может быть извращен или нейтрализован богоотступничеством.

Истинное творчество в христианском понимании есть акт синергии Бога и человека, поэтому в его проявлениях всегда присутствует нечто божественное: смысл бытия, красота, премудрость, вечность, добро, любовь, – то есть божественные свойства.

Человек соединяет в себе два мира – внешний, материальный и внутренний, духовный. Соответственно, и его творческая деятельность имеет двойную направленность – внутрь себя и на окружающий мир. Внутри себя человек призван достигать совершенства, уподобления Богу, а вне – преображать мир так, чтобы следы божественного присутствия, Его замыслы и вечные цели ясно обнаруживались в непрестанно меняющемся мире и постепенно осуществлялись. Однако как видимый мир зависит от духовного, так и внешнее творчество возможно лишь в той мере, в какой человек обрел внутренний опыт богопознания и преображения. Таким образом, для любого человека первейшим предметом творчества является он сам, его личность и природа.

Божественный призыв к творчеству он должен реализовать прежде всего в своей малой вселенной, в себе самом. В сотрудничестве с Богом человек призван преобразить себя в храм Божий: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). И только потом уже становится возможно богоугодное преображение внешнего мира. Климент Александрийский выразил эту идею так: Человек становится образом Божиим в том, что соработничает с Ним в воссоздании самого себя [33].

В творческом акте соработничества Бога и человека не только всегда присутствует божественное Откровение, но ярко проявляется и человеческая личность в ее лучших качествах. Поэтому все истинно творческие произведения имеют уникальную личностную окрашенность и узнаваемы в истории. Даже если разным личностям открывается Богом одна и та же истина, их творческое восприятие и выражение несут на себе печать личностной неповторимости, так что результаты их творчества уникальны и узнаваемы. Например, когда четыре евангелиста описали земную жизнь Господа Иисуса Христа, повествование каждого из них получило глубоко личностную окраску, отличающую его от других, без ущерба для божественной истины.

Владычество

Владычество есть одно из проявлений образа Божия в человеке, данное ему для того, чтобы он, совершенствуясь в Боге, преображал весь подчиненный ему мир, приобщая его к радости вечного бытия. Свт. Василий Великий говорит: «Сотворим человека… и пусть они владычествуют – означает, что где сила власти, там и образ Божий [34]. Человек, будучи богоподобным, призван к богоподобному же владычеству над всем видимым творением Божиим. Он предназначен не только к внешнему, но прежде всего к внутреннему, духовному господству, для чего ему были даны все средства и возможности. Будучи созданным из земли, он заключает в себе все тварные начала бытия в удивительном созвучии. Прп. Максим Исповедник учит, что в человека, как в горнило, стекается все созданное Богом и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию [35].

Поскольку человек есть единственное личное богообразное существо в чувственном мире, то он в определенном смысле является олицетворением этого мира пред Богом, предстоятелем и ходатаем за него. Поэтому его духовное состояние – как совершенство, так и деградация – тотчас отражаются на подчиненном ему мире.

У святых отцов мы встречаем два параллельных толкования слов возделывать и хранить – с одной стороны они означают повеление Божие преображать мир, с другой – призыв к восхождению самого человека по пути обожения. Оба толкования по сути едины, ибо бытие человека определяет бытие подчиненного ему мира. Свт. Василий Великий говорит об этом так: Властвуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами [36] . А его родной брат свт. Григорий Нисский, изъясняя слова Писания о «владычестве» первозданного человека, говорит: Управляй всяким животным. Как же, спросишь, ведь я внутри себя самого имею животное?... Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей [37]. То есть через управление своим собственным внутренним миром, его преображение и духовное возрастание человек должен был управлять и преображать внешний мир.

Совесть

Понятие о совести. Одно из важнейших проявлений образа Божия в человеке – совесть (συνείδησις), нравственный закон, который через внутреннее извещение свидетельствует об исполнении или попрании человеком богоустановленных принципов жизни. Когда Бог сотворил человека, – учит прп. авва Дорофей, – то Он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон [38]. Существование совести признается всеми людьми независимо от каких-либо религиозных, этнических, социальных, интеллектуальных и других условий жизни. Несомненно, что совесть – это универсальная онтологическая характеристика человека.

На Страшном суде Божием даже язычники, которые не слышали проповеди о Христе, не останутся безответными, ибо они имеют нравственный закон в себе и должны стремиться жить в согласии с ним, как говорит апостол Павел: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим. 2, 14–16).

Диалогичность совести. Поскольку совесть – это одно из проявлений образа Божия, то и воздействие ее на личность часто воспринимается как диалог с Богом. Отсюда в церковной традиции происходит ее устойчивое именование – «голос Божий в человеке». То есть совесть понимается как нечто исходно независимое от личности, внешнее в отношении к ней и восходящее к Богу. Она не есть плод деятельности личного субъективного сознания. На это указывает и этимология слова «совесть» (от со-весть), которое не только в славянских, но и во всех языках индо-европейской группы несет идею внешнего, сопутствующего знания, ведения, вразумления, которое со-присутствует в человеке (греч. συν-είδησις, лат. con-scientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. con-science, нем. ge-wissen).

Такое учение принципиально отличается от широко распространенных психологических и философских концепций совести, где она представляется как выражение нравственного самосознания личности на основе накопленного нравственного опыта и заимствованных этических установок.

Совесть и стыд. Попранная совесть всегда порождает в человеке стыд. Совесть и стыд – два взаимосвязанных явления. Согласно пословице: Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет – совести нет. Стыд – это глубокое личное переживание, порождающее тревогу, смущение, уныние, недовольство собой и ряд других негативных ощущений, от которых можно избавиться только искренним покаянием, отказом от греха и исправлением его последствий.

 

ЛИЧНОСТЬ

В антропологии и психологии нет, пожалуй, более употребляемого и вместе с тем, противоречивого понятия, чем личность. В 37 году прошлого века основоположник теории личности, Г. Олпорт описал более 50 определений личности. Сам же он дал такое: «Личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – это то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума» [39].

С точки зрения православной антропологии понятие «личность» также не может быть чётко определено, как пишет Лосский В.Н.: «человеческая личность не может быть выражена понятиями. Она ускользает от всякого рационального определения и даже не поддается описанию»[40]. Это происходит в силу того, что личность непосредственно связана с понятием Образ Божий. Образ Божий - невыразим. Личность, по сути, тоже. Образ Бога в человеке, иначе, есть образ Абсолютного Духа.

Личность же, как мы видели, напрямую связана с духовной сферой, более того, «по существу, понятие личности завершается для нас именно в идее Абсолютной Личности, т.е. в идее Бога как самосущего Существа»[41]. Соотношение образа Божия в человеке с его личностью очевидно. Хотя, все-таки, и не тождественно (в случае такой тождественности ангельский мир с большим правом можно было бы соотнести с Божественным Первообразом; и эту опасность, как мы видели, Свв. Отцы сумели избежать - именно в силу многогранности, многоплановости в определении образа Божьего). Все это вполне понятно - в виду того, что мы, говоря как об образе Божьем, так и о личностном начале, соприкасаемся с Абсолютом, а значит, неминуемо должны столкнуться с невыразимостью до конца затрагиваемых нами предметов.

Т.о, действительно: личность, в богословском ее осмыслении, до конца не может быть определена. Но здесь для нас существенны два основных положения святых отцов:

1. отождествление понятий ипостаси и лица;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...