Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика курсовых работ по методике преподавания математики




 

1. Организация деятельности учащихся, направленной на усвоение табличных случаев сложения (умножения).

2. Учебные задания, способствующие усвоению нумерации многозначных чисел.

3. Методические приёмы обучения решению задач.

4. Схематические модели как эффективное средство обучения решению задач.

5. Формирование представлений о величинах у младших школьников.

6. Геометрические задания, способствующие развитию пространственного мышления у младших школьников.

7. Логические задачи и способы их решения младшими школьниками.

8. Вариативность учебных задний при изучении:

а) площади и периметра прямоугольника;

б) деления с остатком;

в) алгоритма письменного умножения;

г) алгоритма письменного деления;

д) алгоритма письменного сложения и вычитания;

е) приёмов устного умножения и вычитания;

ж) уравнений;

з) нумерации многозначных чисел;

и) приёмов устного сложения и вычитания;

к) буквенных выражений.

9Возможность использования проблемных ситуаций при изучении:

а) сложения и вычитания в пределах 10;

б) сложения и вычитания многозначных чисел;

в) величин (длины, площади, массы);

г) алгебраических понятий;

д) нумерации.

10. Формирование учебной деятельности в процессе решения:

а) простых задач на сложение и вычитание;

б) простых задач на умножение и деление;

в) составных задач во втором классе;

г) составных задач в третьем классе.

11. Формирование приёмов умственных действий при изучении:

а) составных чисел в пределах 10;

б) нумерации двузначных чисел;

в) темы «Площадь фигуры»;

г) деления с остатком;

д) смысла действий умножения и деления;

е) геометрического материала.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Учреждение образования

“Мозырский государственный педагогический университет

имени И. П. Шамякина”

 

 

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра методики начального образования

Курсовая работа

по дисциплине

“Методика преподавания математики”

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ВЕЛИЧИНА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Исполнитель:

Иванова Марина Ивановна

студентка 4 курса, 3 группы

специальность: Начальное

образование. Практическая

психология

дневной формы обучения

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Петрова Галина Ивановна

 

 

Мозырь 2012

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА

РЕФЕРАТ

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объём работы 38 страниц, включая 1таблицу. Список использованных источников включает 35 наименований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Величина, педагогическая технология, число, геометрический объект, методика, длина, площадь, носители длинны и площади, скалярная величина, измерения.

Объект исследования - учебная деятельность младших школьников на уроках математики, в процессе которой формируются представления о величинах "длинна" и площадь".

Предмет исследования - знания, умения и навыки младших школьников длине и площади.

Цель исследования - глубоко и детально изучить пути и способы формирования представления о величинах у младших школьников на уроках математики; обобщить опыт работы лучших учителей школ г. Мозыря; разработать систему упражнений для изучения величин "длина" и "площадь" в начальных классах.

Научным компонентом преподавания математики является технология преподавания – совокупность приёмов, используемых в какой-нибудь деятельности, мастерстве, искусстве.

Теоретической основой технологии преподавания математики является, безусловно, психология усвоения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность усвоения младшими школьниками таких величин как "длина" и "площадь" повысится, если их изучение организовать по следующим направлениям в такой последовательности: ознакомление с геометрическими объектами (фигурами) как носителями длины и площади с последующей классификацией объектов по свойствам "быть носителем длины" или "быть носителем площади"; измерение величин; изучение некоторых общих свойств этих величин как представителей класса аддитивно – скалярных величин.

Из этого предположения следует, что качество знаний учащихся о длине и площади можно значительно улучшить не столько за счёт расширения содержания учебного материала, сколько путём совершенствования форм и приёмов изучения этих величин.

Метады праведзенага даследавання

Для проверки исходного предположения были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, психологической, математической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение состояния знаний учащихся о длине и площади в школах г. Мозыря, обобщение передового педагогического опыта, работы ряда учителей. Ведущим методом исследования был педагогический эксперимент, который проводился поэтапно.

Научная новизна и значимость полученных результатов:

1. Обоснована необходимость специального исследования, направленного на выяснение источников появления пробелов в знаниях учащихся при формировании представлений о величинах, путём их предупреждения и устранения.

2. Выявлены недостатки в содержании и методике изучения величин "длина" и "площадь".

3. Определены пути совершенствования системы изучения этих величин.

4. В помощь учителю разработана система упражнений по изучению величин "длина" и "площадь" в начальных классах.

5. Доказано влияние разработанных заданий на повышение эффективности изучения величин "длина" и "площадь" в начальных классах.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы в практической деятельности

учителей начальных классов и при создании методических пособий по методике преподавания математики для студентов факультета ПиМНО.

Опубликованность результатов: Результаты исследования отражены в 2 публикациях автора.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН «ДЛИНА» И «ПЛОЩАДЬ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………. 9

 

1.1 Развитие теории величин в науке 9

1.2 Состояние проблемы исследования в методике

и практике работы современной школы 12

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ ИТОГИ

 

2.1 Анализ уровня знаний младших школьников о «длине» и «площади» ………………………….. 18

2.2 Разработка системы заданий для формирования представлений младших школьников о «длине» и «площади » 20

2.3 Проверка на практике эффективности и доступности экспериментального материала 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………………………………..….... 25

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………… …..27

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ……………………………………. 28

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………..29

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы нашего исследования определяется: её высокой математической и прикладной ценностью; возросшими требованиями к формированию представлений об основных величинах, выраженными в действующих программах; недостаточной разработанностью данной проблемы в методике и недочётами в знаниях учащихся об этих величинах.

Актуальность исследования, связанная с технологизацией педагогического процесса, обусловлена усилением практической направленности обучения, изучением на уроках математики вопросов прикладного характера, связанных с измерением и исчислением величин.

Вопросам методики формирования у учащихся понятий о величинах уделено большое внимание в работах А.Н. Колмогорова, А. Лебега. Измерения величин "длина" и "площадь" нашли своё отражение в работах многих методистов-математиков (Я.С. Дубнов, А.И. Фетисов, В.Ф.Филатов и др.)

Величина является стержневой основой курса математики начальных классов, которая определяется последовательностью базисных понятий число → величина. Подавляющее большинство работ по методике математики в начальных классах посвящено разработке методов изучения чисел и решению задач. Некоторые аспекты методики изучения величин "длина" и "площадь" рассматривают при исследовании вопросов совершенствования содержания курса математики методисты А.М. Пышкало М.И. Моро, А.С. Пчелко и др., психологи В.В.Давыдов, Л.В. Занков и др. Вопросы методики изучения величин, как одного из компонентов пространственных представлений учащихся освещены в работах Л.Н. Скаткина, А.М. Пышкало, Н.Д. Мацько, Н.М. Яковлевой и др. В работах О.И. Галкиной раскрыты вопросы изучения единиц измерения величин и формирования измерительных умений и навыков учащихся.

Величины "длина" и "площадь" являются составной частью геометрического материала курса математики начальных классов.

В работах А.М. Пышкало разработаны основные аспекты методики обучения младших школьников геометрическому материалу. В результате этих исследований, как свидетельствует опыт работы опрошенных учителей, повышен общий уровень геометрической подготовки младших школьников.

Существование данных работ и конкретных разработок по применению всё же не решают всех вопросов формирования представлений учащихся о длине и площади. В частности, не достаточно решён вопрос о разработке методики формирования у учащихся чётких и осознанных представлений о величинах "длинна" и "площадь", не раскрыты возможности изучения этих величин путём классификации геометрических объектов по свойству "быть носителем величины", не выявлена целесообразность использования приёмов сравнения для формирования умений учащихся дифференцировать величины, не решён в полной мере вопрос об изучении некоторых общих свойств длинны и площади с целью включения их в класс скалярных величин.

Анализ учебного процесса в начальных классах, наблюдения в период педагогических практик и результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся о величинах.

Пробелы в знаниях учеников при формировании представлений об одном из стержневых понятий курса математики начальных классов препятствуют осуществлению связи обучения с жизнью, не способствуют созданию прочной основы для изучения величин в систематическом курсе геометрии, тем самым снижают степень математической подготовки учащихся в целом. Эти ошибки сохраняются в среднем и старшем звеньях обучения, отрицательно влияют на усвоение многих вопросов курса математики. В то же время наличие типичных ошибок указывает на необходимость исследования, направленного на выяснение источников их появления, путей предупреждения и устранения.

В процессе исследования нами были решены следующие задачи:

1. Проанализировано состояние теории и практики формирования представлений о величинах "длинна" и "площадь" в начальных классах";

2. Определены основные направления совершенствования системы изучения длины и площади в начальном курсе математики;

3. Рассмотрены научно-методические принципы формирования знаний и умений у учащихся о величинах;

4. Разработаны задания по изучению величин в начальных классах.

Методы исследования: анкетирование, анализ и синтез, изучение документации, моделирование, математическая обработка результатов.

Научная новизна и значимость полученных результатов:

1.Обоснована необходимость специального исследования, направленного на выяснение источников появления пробелов в знаниях учащихся при формировании представлений о величинах, путём их предупреждения и устранения.

2.Выявлены недостатки в содержании и методике изучения величин "длина" и "площадь".

3.Определены пути совершенствования системы изучения этих величин.

4.В помощь учителю разработана система упражнений по изучению величин "длина" и "площадь" в начальных классах.

5.Доказано влияние разработанных заданий на повышение эффективности изучения величин "длина" и "площадь" в начальных классах.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов и при создании методических пособий по методике преподавания математики для студентов факультета ДиНО.

Апробация результатов. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики начального образования УО МГПУ им. И. П. Шамякина; 2 Международных научно-практических конференциях (Мозырь, 2008, 2009).

Опубликованность результатов.

Материалы исследований нашли отражение в следую щ их публикациях:

Пашковская, А.В. Формирование представлений о геометрических величинах в начальных классах// А.В.Пашковская/ Студенческая наука 2003: материалы Региональной научно-практической конференции студентов вузов Могилёвской области; г. Могилёв, 24-25 апреля 2003г., Могилёв: В 2 ч. УО Могилёвский государственный университет им. А.А.Кулешова, 2003.- С.12-13

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...