Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вера, определяемая в момент кончины




Из слов некоторых мурджиитов известно, что вера определяется на момент кончины, то есть тогда, когда человек умирает. Т.е. верующий человек, или же неверующий определятся по тому, что известно о нём Аллаху и по тому, в каком положении настигла его смерть. Вера, итогом которой стало неверие, на коем и умер человек, не является верой, равно как молитва, которая была испорчена до того, как была окончена, не именуется молитвой. Отсюда понятны их слова: если некто враждовал с Исламом и досаждал мусульманам всю жизнь сто лет подряд, а затем за миг до смерти принял Ислам, то он оказывается верующим, любимым Аллахом от рождения до смерти.

Однако, суждение это ложное, и отвергаемо Шариатскими текстами, утверждающими, что человек может быть верующим в одно время, и неверующим в другое. Сказал Всевышний: «Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (сура «Семейство Имран», 3:90), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» (сура «Женины», 4:137), и сказал Всевышний: «Это потому, что они уверовали, а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны» (сура «Лицемеры», 63:3), и сказал Всевышний: «Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура «Покаяние», 9:66).

Из слов мурджиитов в данном случае следует, по их логике, отрицание определённых качеств Аллаха, ибо качества Всевышнего неизменны и утверждены, и в них не может происходить обновление, в частности в таких как зрение и слух. Утверждения же мурджиитов базируются на допустимости возможных изменений в сущности Всевышнего, ибо мы вынуждены сказать им, что в таком случае знание Всевышнего изменяется и обновляется, а всякое изменяющееся сотворено, и нет творения без Творца. Потому и утверждение некоторых мурджиитов о том, что не знал чего-либо Всевышний покуда это не случилось – основа их заблуждений в данном разделе, ибо тогда мурджиитам придётся признать сговорённость некоторых качеств Всевышнего, коль в них, как они утверждают, могут происходить изменения. Однако, нет сомнения в том, что Всевышний совершает то, что пожелает и в любое время. Когда желает Всевышний - Он говорит, как говорили саляфы: «Не переставал он быть говорящим». Доводом тому является сказанное более чем в сотне айатов Благородного Корана, а также в сунне. Сказал Всевышний: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?» (сура «Рассказ», 28:65), и установлено тут взывание в конкретный день. Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает» (сура «Трапеза», 5:1), и повеление тут привязано к воле Всевышнего. Сказал Всевышний: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается» (сура «Йа-Син», 36:82), и сказал Аллах, Преславен Он: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех» (сура «Украшения», 43:55), и сказал Всевышний: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа» (сура «Препирающаяся», 58:1), а также в хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «А знаете ли вы что сказал ваш Господь ночью?» (Бухари № 1038, Муслим №71).

Поэтому и не могут понять те, кто вступает в противоречие в этом вопросе, утверждение ибн Теймийи, говорившем о предсуществующем знании, которому известны все возможные изменения в состоянии людей и которое само по себе не изменяется, а те изменения, о которых упоминал ибн Теймийя - это знание Всевышнего о них, и знание это неизменно. Однако, детальное рассмотрение этой темы выходит за пределы нашего исследования.

 

Увеличение веры

Из слов мурджиитов то, что вера – единая и цельная, и не прилагают они к ней понятие увеличения ни в количественном отношении в плане её полноты, ни в плане длительности её сохранения. Сказал по этому поводу один из мурджиитов: «Моя вера подобна вере Абу Бакра и Умара, Джибриля и Микаиля, мир им всем.

Однако Шариатские тексты отвергают это нововведение, ибо сказал Всевышний: «Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (сура «Победа», 48:4). Разве не является целью ниспослания покоя верующим увеличение веры?

Сказал Всевышний: «Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих» (сура «Завернувшийся», 74:31), и сказал Аллах, Преславен Он: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?». Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (сура «Покаяние», 9:124), и сказал Аллах: «Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (сура «Семейство Имран», 3:174), и это из величайших доводом в отпор утверждающим о том что вера едина. Сказал Всевышний: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» (сура «Союзники», 33:22), и сказал Аллах, Возвышен Он и Велик: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?». Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (сура «Корова», 2:260).

Сказано в достоверном хадисе от Абу Саида в форме марфуа что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Войдут люди Рая в Рай, а люди Огня в Огонь, покуда не скажет Всевышний Аллах: «Выйдите из Огня те, в чьих сердцах было веры на горчичное зерно» (Бухари №22, Муслим №184). Сказано в достоверном хадисе, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «будут за человека говорить его кожа, его ногти и его разум, будь в сердце его иман размером в горчичное зерно» (Бухари №6497, Муслим № 143).

Единодушно мнение сподвижников о приложении понятия увеличения к вере, равно как и пришло приложение к вере понятия уменьшения от Абу Дарда, Абу Хурайры и Умейра бин Хабиба Хатами.

Распространяемые слова мурджиитов о том, что вера едина и не отличается у одного от другого среди творений, есть убеждение основанное на том, что вера существует лишь на одной ступени - это убеждение ложное и противоречащее Шариатским текстам.

В достоверном хадисе от Айши передано, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «я самый богобоязненный из вас и самый знающий об Аллахе»[8]. Тут утверждается превосходство в знании о сущности Аллаха и не отвергается возможность превосходства в чём-либо ином.

Указывает на это и то, что когда сообщил Аллах Мусе о том, что возьмёт его народ тельца для поклонения, то узнал это Муса и обрёл решимость, ибо было это сообщение от Аллаха. Затем, когда вернулся Муса к своему народу, и увидел он их, то увеличилось его знание, и узнал он это, и бросил Скрижали[9]. Как сказано в хадисе, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сообщение не то же, что собственное лицезрение. Когда Аллах, Велик Он и Преславен, сообщил Мусе что сотворил народ его в отношении тельца, не бросил Скрижалей. А когда Муса своими глазами увидел что сотворил его народ – бросил Муса Скрижали»[10].

Сказал Всевышний: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?». Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (сура «Корова», 2:260). Ибрахим твёрдо знал о способности Всевышнего воскресить мёртвых, однако, хотел увеличить твёрдую убеждённость в своей религии, и в этом довод на то, что и твёрдая убеждённость может быть увеличена. Рассмотрен этот вопрос в книге «Твёрдое убеждение и умозаключение у учёных по основам толкования и фикха»[11].

Относительно же слов о единообразии веры у мурджиитов: «моя вера как вера Джабраиля», то отвергает его единодушное мнение саляфов. Сказал ибн Аби Малики: «Я знал триста сподвижников пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый из них опасался для себя впасть в лицемерия, и не было среди них ни одного, кто бы говорил что вера его такая же как вера Джибриля и Микаиля»[12].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...