Реформы П. А. Столыпина. Значение, итоги и последствия.
П.А Столыпин 1862-1911 в 1906-11 Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы. Дайте гос-ву 20 лет внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России. Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия.Делал опор на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни двор. В 1911 был убит на спектакле в киевской опере, где был государь (убийца - Багров: сын юриста, землевладельца; внук еврейского писателя; был связан с социал-демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был повешен). Аграрная реформа (разраб. Витте) реформа - отражение соц-эконом. сдвигов в деревне, а не плод волевых усилий правительства. В центре реформы - вопрос о судьбе общины. Община имела положительные (соц-эконом защита) и отрицательные (препятствие на пути экономического развития) стороны. Цели реформы: подъем с/х производства, создание новой опоры в деревне, снижение остроты социального противостояния на селе (между помещиками и крестьянами). Документы реформы: манифест об отмене выкупных платежей (1907-7), указ от 9.11.06 и 14.06.10. Содержание реформы: все крестьяне получали право выхода из общины с землей; сведение угодий к одному месту (хутора и отрубы); 1910 положение о беспередельных общинах (если не было земельных переделов то земля переходила в частную собственность); переселение крестьян на окраины; отмена некоторых правовых ограничений крестьян; одинаковые права на госслужбу; свобода избрания места жительства; отмена телесных наказаний по приговору волостного суда. Сущность реформы: реформа носила буржуазный х-р (отмена средневекового надельного крестьянского землевладения). Отношение политических партий к реформе: правые и октябристы (осуждение насильственной ломки общины, но в целом поддерживают ее), трудовики (критикуют реформу, требуют национализации земли), большевики (реформа прогрессивна в научном смысле, но есть и другой путь - буржуазной эволюции села американского типа). Ход реформы: в начале реформа шла быстро, а потом ее осуществление замедлилось. Итоги: к 1916 из общины вышло 26% крестьян (заявления поступили от 35%), к 1914 в Сибирь переселилось свыше 3 млн. крестьян (но 17% вернулось назад). Причины неудач: противодействие крестьянства, недостаток средств у правительства, плохая организация, подъем рабочего движения. Значение: реформа - крупный шаг на пути капиталистического развития России, она сыграла определенную роль в подъеме с/х пр-ва; реформа - второй этап превращения самодержавия в буржуазную монархию
ВОПРОС № 39 Культура России в начале ХХ в. (1900–1917 гг.), ее вклад в мировую культуру. (Билет 5) Вариант 1 Вступая в XX век, Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905—1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры — героический и трагический одновременно. Героическим его делают глубина и масштабы открытий, научных, философских, художественных, творческих. Трагическим — незавершенность и недосказанность, на которые его обрекла эпоха, — мировая война, революция, гражданская смута.
Вариант 2 Культура России в 1900-1917 гг. Социальная напряженность, неудачная внешняя политика, быстрое политическое обновление обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. В духовной жизни России появились новые тенденции, требовавшие осмысления социальных и нравственных проблем. Это приводит к поиску новых изобразительных методов и средств. В России складывается историко-художественный период названный «серебряным веком». Система образования включала в себя три ступени: начальную, среднюю, высшую. К 1913 г. грамотность среди населения составляла 39%. Дальнейшее развитие получает высшие, особенно техническое образование. К 1912г. в России было 12 университетов. Большую роль играл народный университет Шалявского (1908-1918гг.), где обучались и рабочие. В стране было около 30 высших женских заведений. В начале XX века выходило 125 легальных газет, а в 1913 г. – более 1000 газет. Сытин в Москве для народа выпускал «Библиотеку для самообразования». В начале XX века получают развитие новые области науки. Жуковский стал основоположником современной гидроаэродинамики. Циалковский основал теоретические основы воздухоплавания и возможность межпланетных перелетов. В 1908 г. Нобелевская премия была вручена Мечникову за исследования в области микробиологии и иммунологии. Русская религиозная философия развивалась в трудах Бердяева, Булгакова, Фморецкого. В этот период работают такие знаменитые историки, как Ключевский, Платонов. В русской литературе господствовали такие направления, как реализм, символизм, футуризм. Появилась целая плеяда молодых поэтов и писателей. Возникают новые театры: Комиссаржевской в Петербурге, 3-яя студия МХАТ. Дябилев организовал в Париже русские балетные сезоны. В музыке продолжали свою работу Скрябин, Стравинский, Рахманинов. В архитектуре утверждается новый стиль – модерн. Известными архитекторами были: Щусев, Шефтель, Васнецов. В изобразительном искусстве шла борьба между реализмом и импрессионизмом. Большую известность получили работы Бориса Мусатова, Нестерова, Левитана. Художники объединились в различные художественные группы: «голубая роза», «Бубновый валет». К 1910 г. зарождается русский абстракционизм. Это работы Кандинского, Малевича. Русская культура начала XX века оказала влияние на развитие мировой культуры XX века.
Вариант 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|