Коррекция бродяжничества. Специально педагогические методы. Коррекция тиков.
Коррекция бродяжничества. Проблема бродяжничества и его коррекции должна интересовать педагога-дефектолога хотя бы потому, что этот дефект характера весьма распространен не только у нас, но и за рубежом. Весьма продуктивных методов воспитания характера у нормальных детей—это самовоспитание. Только самоотверженно работая над собой и для других, мы имеем успех в своей общественной жизни. Этот принцип, как показывает опыт, применим и по отношению к детям с исключительным характером, но в данном случае необходима конкретизация: воспитывать в себе нормальные черты характера и исправлять его дефект. Отсюда наш термин самокоррекция он включает в себя положительную и отрицательную стороны одного и того же акта воспитания. Естественно, что делать и то и другое в высшей степени трудно, и всякий, кому приходилось перевоспитывать невропсихопатичных детей, легко согласится со мною. Однако же это дело небезнадежно, тем более если к самокоррекции приучать ребенка с ранних лет. Исключительного в том или другом смысле ребенка следует приучать сознавать и понимать свои недостатки и слабости с тем, чтобы он знал и умел применять средства борьбы с ними. Эти дети нуждаются в том, чтобы у них было создано сознательное стремление к усилению своих хороших черт и к устранению ненормальных свойств характера. Очень уместно время от времени говорить ребенку: «Недостатки, которые вкоренились в тебя, будут еще долго мучить тебя и после того, как ты уже освободишься от них, — они могут проявиться в твоих детях, и тебе еще раз придется побороть их воспитанием». В учреждениях, изредка даже в семьях, можно поставить дело воспитания так, что дети будут заинтересованы самостоятельно бороться со своими дефектами. Вы беседуете с ребенком, убеждаете или внушаете ему, что если он будет стараться выздороветь, то он уже находится на полпути к выздоровлению. Такая тактика, согласованно проводимая всеми лицами, окружающими ребенка, может ускорить и улучшить медико-педагогическую коррекцию.
Привожу некоторые примеры. Воспитателям не удается организовать послеобеденный сон, так как этому мешает один мальчик из группы. Обыкновенные меры на него не влияют. Но стоило только его самого призвать на помощь, как он согласился и добросовестно исполнил данное им обещание. Обычно детям не нравится, постельный режим, от которого они всячески стараются отделаться, однако можно достигнуть того, что многие из них будут сами спрашивать разрешения лечь в лазарет, как только почувствуют надобность в успокоении нервной системы. Некоторые повышенно аффективные дети привыкают при малейших пустяковых поводах цинично ругаться. Все наши мероприятия никак не могли отучить их от этой привычки. Как-то на детском собрании был брошен упрек, что дети «не умеют самостоятельно лечиться», и с того момента один мальчуган выработал в себе манеру — прикусывать губу в момент возникновения желания ругаться; новой привычкой он вытеснил старую. Ф. Шольц (Scholz) напоминает о том, что молодой Гете боролся с некоторыми своими слабостями следующим образом. Свою повышенную чувствительность к шуму он исправлял слушанием по вечерам барабанного боя; восхождением на самую высокую площадку монастырских башен или на маленькую отвесную скалу он корригировал свое головокружение. В анатомическом театре и в клиниках Гете упражнялся в том, чтобы переносить самые отвратительные зрелища, со страхом же боролся он путем ночных посещений пустынных местностей, церквей и кладбищ. Специально педагогические методы
Коррекция тиков. Особого внимания требуют появляющиеся уже в раннем возрасте у исключительных детей движения, которые происходят против их воли. Еще у младенцев можно наблюдать игру пальцами, своеобразные гримасы, позже также моргание и дрожание век. У детей старше наблюдается особое нервное подергивание; наиболее известная форма его—подергивание лица, т. е. гримасы (моргание, фырканье, подергивание уха); далее подергивание плеча или руки; особенное топанье ногой; издавание одного и того же странного звука; раскачивание из стороны в сторону с одновременным вскрикиванием. Иногда можно установить, что эти особые формы тика наследованы, потому что отец и мать в детстве отличались такими же тиками. Ипсация (онанизм) в раннем возрасте может также возникнуть как тикоподобная привычка. Кроме болезненных тиков, вызванных мозговым раздражителем, бывают еще и привычные тики, которые могут проявляться и у нормальных детей в виде шалостей и дурных привычек (ковыряние в носу, обгрызание ногтей, сдирание прыщиков или малейших шероховатостей кожи и т. п. ). Специальная гимнастика является очень хорошим способом коррекции тиков, так как она учит приобретать власть над телом и движениями. Эта гимнастика, являясь одним из психомоторных способов коррекции, состоит из простых упражнений и имеет целью путем соответствующих гимнастических движений снова овладеть двигательными импульсами. При этом необходимо иметь в виду, что задерживающая мышечная гимнастика направлена на остановку тика с помощью тренировки в неподвижности мускулов, охваченных тиком. Хорошие результаты дает также тренировка в размеренных по команде движениях мышц, пораженных тиком. Для усиления лечебного эффекта оба вида гимнастики следует проделывать, во-первых, под контролем зеркала, с чем дети очень скоро осваиваются и должным образом оценивают это преимущество, и, во-вторых, в присутствии врача или педагога-дефектолога не менее 4—6 раз в неделю, так как более длительные промежутки ослабляют успех. «Но так как при этом делаются, —писал детский психопатолог профессор В. Штромайер, —самые простые упражнения—поднимание и опускание, сгибание и разгибание, повороты, вдохи и выдохи и т. д., некоторые родители могли бы проводить эти упражнения дома. У детей с нормальным интеллектом можно добиться прекрасных результатов, если им дать указания всегда активно противопоставлять движениям тика антагонистические движения. Если ребенок дергает головой налево, то его учат — сейчас же, после каждого такого подергивания, — медленно поворачивать голову направо. Если тик его заключается в том, что он царапает или ковыряет нос, то его заставляют как можно сильнее вытягивать руки в тот момент, когда он царапает в носу или же когда он ловит себя на желании сделать это. Кто раз усвоил простой смысл и прямое влияние этой задерживающей коррекции, тот сам легко найдет соответствующие движения» (СНОСКА: Штромайер В. Психопатология детского возраста: Лекции для врачей и педагогов/Под ред. и с предисл. проф. А. С, Грибоедова—М., 1926. —С. 66. ).
Наставлениями, наказаниями и попытками стыдить почти ничего не достигается, раз уже тик до некоторой степени укоренился. Из чисто врачебных способов в старшем возрасте иногда отлично помогают психотерапия, электротерапия. Надо во всяком случае помнить, что наследственный тик поддается педагогической и медицинской коррекции, как и приобретенная привычка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|