Формирование характера и его недостатков.
Формирование характера и его недостатков. Многие психологи, педагоги, общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнению большинства лиц, внимательно изучавших маленьких детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для образования твердого характера. И если родители в это время смотрят на свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой характер, свою личность. Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Родители часто упускают из виду это существенное обстоятельство в поведении исключительного по характеру ребенка: одни—по незнанию и своей неопытности в деле воспитания, другие — в силу родительского пристрастия или, наоборот, грубого и жестокого к нему отношения, наконец, третья категория родителей создает в ребенке трудный характер вследствие глубокого безразличия к формированию его личности. Чем достигается исправление характера? Всеми мерами, которые делают поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении. Такие меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими, физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. В большинстве случаев требуется воздействие на таких детей при помощи двух или более из упомянутых мероприятий.
В задачу предлежащей работы не входит изложение всех указанных видов корректирующего воспитания. Мы подробно остановимся только на методах и приемах педагогического лечения и психонервного лечения (психотерапии). Объединение усилий врача и педагога. Лечебно-педагогическое воздействие на детей с недостатками характера возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой—когда психонервные отклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога. Одно лечение так же, как и одно воспитание, будет безрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение деятельности педагога и врача обеспечивает особенно большие достижения, если они оба имеют специальную подготовку: врач — в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог же—в психоневрологии детского возраста и также в лечебной педагогике. В хорошо организованных медико-педагогических учреждениях этот синтез медицины и педагогики именно так осуществляется на деле. Каким типам детей присущи те или иные дефекты характера? Прежде всего мы должны указать на нормальных детей, которые в силу разных условий выбиты из колеи и которых П. П. Блонский именует дезорганизаторами. Их много в нормальной школе, и они сильно дают о себе знать, нарушая текущую работу и вообще всю жизнь школы. В более резкой форме те же недостатки характера присущи так называемым трудновоспитуемым детям и подросткам, поведение которых сильно нарушено. Основными признаками ненормальности их поведения Футер считает «... склонность к праздношатанию—бродяжничеству, лживость, образование шаек с вожаками, обостренная сексуальная жизнь, колебания в аффективной сфере, агрессивность и связанная с ней антисоциальность» (СНОСКА: Футер Д. К постановке проблемы трудновоспитуемого детства/Современная психоневрология. —1929. —Т. VIII. —№1 (45). — С. 105. ).
В вопросе о дефектах характера, о ненормальном характере мы неизбежно сталкиваемся с преступностью. Такие дети и подростки представляют собой, образно говоря, нездоровую поросль в лесу человеческого общества. Если тщательно докопаться до корней этой «поросли», то мы увидим, как из них вырастает ядовитое «растение», травмирующее общество, —преступность. Каждому само собой понятно, что особенно рельефно, и притом в причудливой комбинации, различные дефекты характера сказываются у невропатов, психоневротиков и психопатов. У слабоодаренных детей недостатки интеллектуального развития комбинируются с целым рядом дефектов характера. В этом отношении можно указать на весьма ценные работы Е. А. Осиповой и Г. Е. Сухаревой (СНОСКА: Осипова Е. А, Строение тела, моторика и характер олигофренов//Вопросы педологии и детской психологии. —Вып. III/Под ред. проф. М. О. Гуревича. — М., 1928. — С. 76—85; Сухарева Г. Е. Телосложение, моторика, характер умственно отсталых девочек//Тая же. —С, 134—144. ). Кроме того, отсталость часто сочетается с нервностью. Изучая слабоодаренных, мы видим, что умственная недостаточность при неправильном воспитании легко ведет к нервности вследствие чрезмерного напряжения сил, а нервность, особенно проявляющаяся в виде патологической застенчивости, может симулировать отсталость. Так называемая сонная болезнь (эпидемический энцефалит) нередко вызывает у детей значительные психофизические изменения личности: раздражительность, жестокость, склонность к разрушению, сварливость, эмоциональную неустойчивость, ложь, бродяжничество, воровство, половые проступки, дурное поведение в школе, плохую успеваемость, потерю нормальных интересов, свойственных детскому возрасту, пониженную мускульную работоспособность, энурез и т. п. Иначе говоря, дети, перенесшие это заболевание, становятся особенно неприспособленными к обычной социальной жизни.
Дети слепые, глухонемые, с очень пониженным зрением или с ослабленным слухом и калеки также имеют свои комплексы недостатков характера, создающие для каждого типа своеобразные отличия личности, легко бросающиеся в глаза уже при первом же с ними знакомстве. Нам кажется, что все эти указания на категории детей, которым свойственны отклонения характера, ясно говорят о необходимости знать и уметь их корригировать: 1) родителям, педагогам и врачам нормальных садов, школ, детских домов, общежитии для подростков и лесных школ; 2) педагогам-дефектологам и врачам специальных учреждений для отсталых, слепых, глухонемых, логопатов, а равно и лечебниц, санаторий-школ, детдомов для Нервных и психопатичных детей; 3) работникам в учреждениях по социально-правовой охране детства: приемниках, распределителях, домах, институтах и комиссиях по делам несовершеннолетних.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|